баннер
Сайт работает в тестовом режиме
Лого Лого-пв-уз

    Совершенствование законодательства и практики проведения выборов - важное условие демократии

    Выборы 4 июня 2021 36

    В годы независимости в нашей стране принят ряд законов, уникальных по сущности и вобравших в себя особенности выборов разного уровня. Национальные законодательные акты о выборах, как и в большинстве развитых демократических государств, совершенствуются, особенно в период между выборами. Этот процесс оказывает влияние на ход и содержание демократических реформ, осуществляемых в Узбекистане в сфере государственного и общественного строительства.

    В течение последних пяти лет при реализации широкомасштабных и последовательных преобразований в целях построения Нового Узбекистана основное внимание уделяется широкому внедрению в жизнь конституционного принципа народовластия, расширению участия граждан в управлении государством и обществом, а также дальнейшему совершенствованию национального избирательного законодательства и практики проведения выборов, приведению его в соответствие с международными избирательными стандартами и опытом передовых демократических правовых государств. Свободные и справедливые выборы - важное и необходимое условие демократии.

    Прошедшие в Узбекистане за последние годы выборы, а также изменения и новшества, внесенные в законодательство и практику их проведения, ярко продемонстрировали, что в стране сформировалась новая политическая обстановка. В процессе выборов в парламент и местные Кенгаши народных депутатов, состоявшихся в декабре 2019 года впервые на основе Избирательного кодекса, приобретен важный положительный опыт. Практика организации и проведения выборов поднялась на качественно новый уровень.

    Вместе с тем выявлены некоторые недостатки и пробелы в законодательстве и практике проведения выборов. Проект закона, разработанный в целях их устранения, принят после бурных обсуждений 8 февраля текущего года. В свою очередь важные изменения и дополнения внесены в Избирательный кодекс Республики Узбекистан. Затем нормы Избирательного кодекса, вобравшие в себя эти изменения, необходимо было отразить в постановлениях, положениях и инструкциях Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, направленных на правовое регулирование процесса выборов. Рабочая группа еще раз проанализировала предложения и рекомендации, данные наблюдателями от авторитетных международных организаций, зарубежных и отечественных экспертов, ученых. В результате выяснилось, что есть потребность в дальнейшем совершенствовании отдельных норм действующего Избирательного кодекса и их гармонизации с международными избирательными стандартами.

    Обоснованные предложения рабочей группы, сформулированные на основе анализа, предоставлены Законодательной палате Олий Мажлиса для рассмотрения в установленном порядке. И по инициативе группы депутатов нижней палаты парламента был разработан проект закона о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Республики Узбеки­стан. 1 июня этого года закон, принятый по законодательной инициативе группы депутатов опубликован в печати, став еще одним важным шагом в последовательной либерализации и демократизации избирательного законодательства.

    Согласно документу, обозначено внесение изменений и дополнений в одиннадцать статей Избирательного кодекса. В частности, в статьях 14, 20, 22, 101 и 102 отменено рассмотрение жалоб на действия и решения нижестоящих избирательных органов вышестоящими. Установлено, что они могут быть рассмотрены только судами. Такой порядок соответствует и рекомендации Миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, данной в Итоговом отчете от 22 декабря 2019 года по парламентским выборам, где подчеркивалось: «с целью предотвращения повторных обращений и принятия противоречивых решений необходимо пересмотреть систему подачи обращений в два органа и подавать жалобы приоритетно только судам». Это созвучно с проводимыми реформами в судебно-правовой системе нашей страны.

    В соответствии со статьей 21 действующего Избирательного кодекса состав окружной избирательной комиссии по выборам Президента Республики Узбекистан образуется Центральной избирательной комиссией в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и шести - восьми членов комиссии. А в соответствии со статьей 9 избирательные округа по выборам Президента Республики Узбекистан образуются Центральной избирательной комиссией в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте. Из этого следует, что на всей территории страны создаются 14 избирательных округов и в каждом из них могут вести деятельность от девяти до 11 членов окружных избирательных комиссий.

    В соответствии со статьей 22 Избирательного кодекса на окружную избирательную комиссию возложены такие важные полномочия, как осуществление контроля за исполнением настоящего кодекса на соответствующей территории; образование избирательных участков и координация деятельности участковых избирательных комиссий; информирование избирателей о месте нахождения избирательных участков; образование участковых избирательных комиссий и публикация сведений об их составе; обеспечение равных условий кандидатам для участия в избирательной кампании; заслушивание сообщений представителей политических партий, иных общественных объединений, органов самоуправления граждан, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; наблюдение за составлением списков избирателей и представлением их для всеобщего ознакомления; установление и передача в Центральную избирательную комиссию результатов выборов по избирательному округу; рассмотрение обращений избирателей и иных участников избирательного процесса и принятие по ним решений.

    Если учесть, что в отдельных областях страны организуются и осуществляют деятельность более тысячи избирательных участков, нетрудно представить, насколько сложно избирательным комиссиям в составе 9-11 человек выполнять вышеперечисленные задачи по созданию избирательных участков и координации их деятельности. В целях восполнения этого пробела в Избирательном кодексе законодатели установили норму, в соответствии с которой состав окружной избирательной комиссии может включать от 11 до 21 члена.

    В статье 31 Избирательного кодекса установлено, что форма и текст избирательного бюллетеня по выборам Президента Республики Узбекистан, депутатов Законодательной палаты утверждаются Центральной избирательной комиссией. В избирательный бюллетень в алфавитном порядке вносятся фамилия, имя и отчество кандидата с указанием года рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и политической партии, выдвинувшей его кандидатом. Избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

    Как известно, на мероприятиях предвыборной агитации, встречах с избирателями, проводимых политическими партиями, кандидатами и их доверенными лицами, дается подробная информация о кандидатах, в том числе о занимаемой ими должности (роде занятий) и месте работы. Также и на плакатах, которые издаются Центральной избирательной комиссией и доставляются на каждый избирательный участок почти за месяц до выборов, содержится полная информация о биографии и предвыборной программе кандидатов. Эти плакаты развешиваются на каждом избирательном участке и в день выборов.

    Исходя из вышеизложенного установлено, что в избирательный бюллетень в алфавитном порядке вносятся только фамилия, имя и отчество кандидата, год рождения и название выдвинувшей его политической партии. В результате сокращения информации, вносимой в избирательный бюллетень, создаются удобства для избирателей за счет отражения данных более крупным шрифтом, а также расширилась возможность обес­печения принципа равенства на выборах за счет предоставления одинаковой информации о кандидатах.

    В статье 38 Избирательного кодекса было прописано, что избиратели вправе ставить подпись в поддержку одной или нескольких политических партий либо кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, при этом избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте восемнадцати лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта, а также дату внесения подписи, и что указанные сведения вносятся рукописным способом.

    Теперь согласно внесенному дополнению избиратели при внесении вышеназванных сведений могут указывать серию и номер паспорта или ID-карты. Это новшество вводится в соответствии с постановлением Кабинета Министров Респуб­лики Узбекистан «О мерах по внед­рению системы оформления и выдачи идентификационных ID-карт в Республике Узбекистан» от 6 марта 2020 года. Документом предусмотрена выдача гражданам страны с 1 января 2021 года ID-карты установленного образца вместо паспорта и определено, что данная карта является документом, удостоверяющим личность и гражданство его владельца.

    В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбеки­стан «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка организации и проведения массовых мероприя­тий» от 29 июля 2014 года установлено, что общественно-политические и другие мероприятия, организуемые с участием ста и более человек и предусматривающие совместное участие граждан, считаются массовыми. Для их проведения требуется получение разрешительного документа от соответствую­щих полномочных государственных органов. Согласно этому требованию, сформировалось понятие, что разрешительный документ от соответствующих полномочных государственных органов должны получать и политические партии, кандидаты или их доверенные лица в период избирательной кампании для проведения агитационных мероприятий и встреч с кандидатами. В частности, в Итоговом отчете Миссии наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ от 22 декабря 2019 года по парламентским выборам рекомендовано принять закон, соответствующий международным стандартам по проведению массовых мероприятий в период предвыборной агитации, внедрив в нем систему оповещения соответствующих государственных органов для мероприятий в период предвыборной агитации.

    По этой причине статья 48 Избирательного кодекса дополнена частью третьей следующего содержания: «Массовые мероприятия, такие как встречи с избирателями, проводятся с письменным уведомлением соответствующих районных (городских) хокимиятов о месте и времени их проведения не менее чем за три дня».

    В статье 58 Избирательного кодекса имеется норма, согласно которой результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами избирательной комиссии. После этого протокол оглашается председателем или заместителем председателя участковой избирательной комиссии. Копия протокола незамедлительно вывешивается в помещении участковой избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее сорока восьми часов.

    Копия протокола участковой избирательной комиссии представляется в соответствующую окружную избирательную комиссию посредством использования информационно-коммуникационных технологий, а подлинник доставляется нарочно председателем или его заместителем в сопровождении работников органов внутренних дел.

    Согласно статье 95 Избирательного кодекса, результаты выборов по округу определяются на основании представленных протоколов участковых избирательных комиссий. Они определяются на заседании окружной избирательной комиссии и заносятся в протокол, затем протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами комиссии и представляется в соответствующую избирательную комиссию. Однако в отличие от участковой избирательной комиссии здесь не было предусмотрено требование касательно того, что копию данного протокола следует незамедлительно вывесить в помещении окружной избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее чем сорок восемь часов.

    Поэтому законодателями устранен и этот пробел в кодексе. Теперь установлено, что копия протокола незамедлительно вывешивается в помещении окружной избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее чем сорок восемь часов.

    Для справки надо отметить, что в Индексе демократии стран мира, составляемом британской исследовательской организацией The Economist Intelligence Unit, Узбекистан по состоянию на 2019 год занял 157-е место среди 165 государств. Поэтому в Указе Президента «Об улучшении позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях» от 2 июня 2020 года обозначена задача поднять рейтинг Узбеки­стана по направлению данного индекса «12.1 - Направление избирательного процесса и плюрализма» в шесть раз до 2022 года.

    Подводя итог, можно сказать, что внесенные в избирательное законодательство изменения станут важным фактором в дальнейшем улучшении позиций нашей страны в международных рейтингах, демократизации национального избирательного законодательства и поднятии практики проведения выборов на качественно новый уровень, активном участии граждан в прозрачных выборах и свободном волеизъявлении.

    Открытые демократические выборы дают возможность реализовать политический потенциал граждан. Положительные изменения, направленные на повышение эффективности демократических процессов, укрепляют веру в завтрашний день и поднимают дух людей. Согласно международным правилам, каждый избиратель заботится о своей свободе выбора. А значит, каким будет завтрашний день, зависит от политического сознания каждого из нас, от избирательной системы и от того, как мы пользуемся своими правами и эффективно выполняем свой гражданский долг. Только при таких условиях принципы демократических выборов гарантируют прогрессивное развитие общества.

    Худоёр Маматов.
    Руководитель Секретариата Центральной избирательной комиссии доктор юридических наук, профессор.