Совершенствование законодательства и практики проведения выборов - важное условие демократии

    Выборы 4 июня 2021 341

    В годы независимости в нашей стране принят ряд законов, уникальных по сущности и вобравших в себя особенности выборов разного уровня. Национальные законодательные акты о выборах, как и в большинстве развитых демократических государств, совершенствуются, особенно в период между выборами. Этот процесс оказывает влияние на ход и содержание демократических реформ, осуществляемых в Узбекистане в сфере государственного и общественного строительства.

    В течение последних пяти лет при реализации широкомасштабных и последовательных преобразований в целях построения Нового Узбекистана основное внимание уделяется широкому внедрению в жизнь конституционного принципа народовластия, расширению участия граждан в управлении государством и обществом, а также дальнейшему совершенствованию национального избирательного законодательства и практики проведения выборов, приведению его в соответствие с международными избирательными стандартами и опытом передовых демократических правовых государств. Свободные и справедливые выборы - важное и необходимое условие демократии.

    Прошедшие в Узбекистане за последние годы выборы, а также изменения и новшества, внесенные в законодательство и практику их проведения, ярко продемонстрировали, что в стране сформировалась новая политическая обстановка. В процессе выборов в парламент и местные Кенгаши народных депутатов, состоявшихся в декабре 2019 года впервые на основе Избирательного кодекса, приобретен важный положительный опыт. Практика организации и проведения выборов поднялась на качественно новый уровень.

    Вместе с тем выявлены некоторые недостатки и пробелы в законодательстве и практике проведения выборов. Проект закона, разработанный в целях их устранения, принят после бурных обсуждений 8 февраля текущего года. В свою очередь важные изменения и дополнения внесены в Избирательный кодекс Республики Узбекистан. Затем нормы Избирательного кодекса, вобравшие в себя эти изменения, необходимо было отразить в постановлениях, положениях и инструкциях Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, направленных на правовое регулирование процесса выборов. Рабочая группа еще раз проанализировала предложения и рекомендации, данные наблюдателями от авторитетных международных организаций, зарубежных и отечественных экспертов, ученых. В результате выяснилось, что есть потребность в дальнейшем совершенствовании отдельных норм действующего Избирательного кодекса и их гармонизации с международными избирательными стандартами.

    Обоснованные предложения рабочей группы, сформулированные на основе анализа, предоставлены Законодательной палате Олий Мажлиса для рассмотрения в установленном порядке. И по инициативе группы депутатов нижней палаты парламента был разработан проект закона о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс Республики Узбеки­стан. 1 июня этого года закон, принятый по законодательной инициативе группы депутатов опубликован в печати, став еще одним важным шагом в последовательной либерализации и демократизации избирательного законодательства.

    Согласно документу, обозначено внесение изменений и дополнений в одиннадцать статей Избирательного кодекса. В частности, в статьях 14, 20, 22, 101 и 102 отменено рассмотрение жалоб на действия и решения нижестоящих избирательных органов вышестоящими. Установлено, что они могут быть рассмотрены только судами. Такой порядок соответствует и рекомендации Миссии наблюдателей Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, данной в Итоговом отчете от 22 декабря 2019 года по парламентским выборам, где подчеркивалось: «с целью предотвращения повторных обращений и принятия противоречивых решений необходимо пересмотреть систему подачи обращений в два органа и подавать жалобы приоритетно только судам». Это созвучно с проводимыми реформами в судебно-правовой системе нашей страны.

    В соответствии со статьей 21 действующего Избирательного кодекса состав окружной избирательной комиссии по выборам Президента Республики Узбекистан образуется Центральной избирательной комиссией в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и шести - восьми членов комиссии. А в соответствии со статьей 9 избирательные округа по выборам Президента Республики Узбекистан образуются Центральной избирательной комиссией в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте. Из этого следует, что на всей территории страны создаются 14 избирательных округов и в каждом из них могут вести деятельность от девяти до 11 членов окружных избирательных комиссий.

    В соответствии со статьей 22 Избирательного кодекса на окружную избирательную комиссию возложены такие важные полномочия, как осуществление контроля за исполнением настоящего кодекса на соответствующей территории; образование избирательных участков и координация деятельности участковых избирательных комиссий; информирование избирателей о месте нахождения избирательных участков; образование участковых избирательных комиссий и публикация сведений об их составе; обеспечение равных условий кандидатам для участия в избирательной кампании; заслушивание сообщений представителей политических партий, иных общественных объединений, органов самоуправления граждан, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; наблюдение за составлением списков избирателей и представлением их для всеобщего ознакомления; установление и передача в Центральную избирательную комиссию результатов выборов по избирательному округу; рассмотрение обращений избирателей и иных участников избирательного процесса и принятие по ним решений.

    Если учесть, что в отдельных областях страны организуются и осуществляют деятельность более тысячи избирательных участков, нетрудно представить, насколько сложно избирательным комиссиям в составе 9-11 человек выполнять вышеперечисленные задачи по созданию избирательных участков и координации их деятельности. В целях восполнения этого пробела в Избирательном кодексе законодатели установили норму, в соответствии с которой состав окружной избирательной комиссии может включать от 11 до 21 члена.

    В статье 31 Избирательного кодекса установлено, что форма и текст избирательного бюллетеня по выборам Президента Республики Узбекистан, депутатов Законодательной палаты утверждаются Центральной избирательной комиссией. В избирательный бюллетень в алфавитном порядке вносятся фамилия, имя и отчество кандидата с указанием года рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и политической партии, выдвинувшей его кандидатом. Избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

    Как известно, на мероприятиях предвыборной агитации, встречах с избирателями, проводимых политическими партиями, кандидатами и их доверенными лицами, дается подробная информация о кандидатах, в том числе о занимаемой ими должности (роде занятий) и месте работы. Также и на плакатах, которые издаются Центральной избирательной комиссией и доставляются на каждый избирательный участок почти за месяц до выборов, содержится полная информация о биографии и предвыборной программе кандидатов. Эти плакаты развешиваются на каждом избирательном участке и в день выборов.

    Исходя из вышеизложенного установлено, что в избирательный бюллетень в алфавитном порядке вносятся только фамилия, имя и отчество кандидата, год рождения и название выдвинувшей его политической партии. В результате сокращения информации, вносимой в избирательный бюллетень, создаются удобства для избирателей за счет отражения данных более крупным шрифтом, а также расширилась возможность обес­печения принципа равенства на выборах за счет предоставления одинаковой информации о кандидатах.

    В статье 38 Избирательного кодекса было прописано, что избиратели вправе ставить подпись в поддержку одной или нескольких политических партий либо кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, при этом избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте восемнадцати лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта, а также дату внесения подписи, и что указанные сведения вносятся рукописным способом.

    Теперь согласно внесенному дополнению избиратели при внесении вышеназванных сведений могут указывать серию и номер паспорта или ID-карты. Это новшество вводится в соответствии с постановлением Кабинета Министров Респуб­лики Узбекистан «О мерах по внед­рению системы оформления и выдачи идентификационных ID-карт в Республике Узбекистан» от 6 марта 2020 года. Документом предусмотрена выдача гражданам страны с 1 января 2021 года ID-карты установленного образца вместо паспорта и определено, что данная карта является документом, удостоверяющим личность и гражданство его владельца.

    В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбеки­стан «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка организации и проведения массовых мероприя­тий» от 29 июля 2014 года установлено, что общественно-политические и другие мероприятия, организуемые с участием ста и более человек и предусматривающие совместное участие граждан, считаются массовыми. Для их проведения требуется получение разрешительного документа от соответствую­щих полномочных государственных органов. Согласно этому требованию, сформировалось понятие, что разрешительный документ от соответствующих полномочных государственных органов должны получать и политические партии, кандидаты или их доверенные лица в период избирательной кампании для проведения агитационных мероприятий и встреч с кандидатами. В частности, в Итоговом отчете Миссии наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ от 22 декабря 2019 года по парламентским выборам рекомендовано принять закон, соответствующий международным стандартам по проведению массовых мероприятий в период предвыборной агитации, внедрив в нем систему оповещения соответствующих государственных органов для мероприятий в период предвыборной агитации.

    По этой причине статья 48 Избирательного кодекса дополнена частью третьей следующего содержания: «Массовые мероприятия, такие как встречи с избирателями, проводятся с письменным уведомлением соответствующих районных (городских) хокимиятов о месте и времени их проведения не менее чем за три дня».

    В статье 58 Избирательного кодекса имеется норма, согласно которой результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами избирательной комиссии. После этого протокол оглашается председателем или заместителем председателя участковой избирательной комиссии. Копия протокола незамедлительно вывешивается в помещении участковой избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее сорока восьми часов.

    Копия протокола участковой избирательной комиссии представляется в соответствующую окружную избирательную комиссию посредством использования информационно-коммуникационных технологий, а подлинник доставляется нарочно председателем или его заместителем в сопровождении работников органов внутренних дел.

    Согласно статье 95 Избирательного кодекса, результаты выборов по округу определяются на основании представленных протоколов участковых избирательных комиссий. Они определяются на заседании окружной избирательной комиссии и заносятся в протокол, затем протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами комиссии и представляется в соответствующую избирательную комиссию. Однако в отличие от участковой избирательной комиссии здесь не было предусмотрено требование касательно того, что копию данного протокола следует незамедлительно вывесить в помещении окружной избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее чем сорок восемь часов.

    Поэтому законодателями устранен и этот пробел в кодексе. Теперь установлено, что копия протокола незамедлительно вывешивается в помещении окружной избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее чем сорок восемь часов.

    Для справки надо отметить, что в Индексе демократии стран мира, составляемом британской исследовательской организацией The Economist Intelligence Unit, Узбекистан по состоянию на 2019 год занял 157-е место среди 165 государств. Поэтому в Указе Президента «Об улучшении позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях» от 2 июня 2020 года обозначена задача поднять рейтинг Узбеки­стана по направлению данного индекса «12.1 - Направление избирательного процесса и плюрализма» в шесть раз до 2022 года.

    Подводя итог, можно сказать, что внесенные в избирательное законодательство изменения станут важным фактором в дальнейшем улучшении позиций нашей страны в международных рейтингах, демократизации национального избирательного законодательства и поднятии практики проведения выборов на качественно новый уровень, активном участии граждан в прозрачных выборах и свободном волеизъявлении.

    Открытые демократические выборы дают возможность реализовать политический потенциал граждан. Положительные изменения, направленные на повышение эффективности демократических процессов, укрепляют веру в завтрашний день и поднимают дух людей. Согласно международным правилам, каждый избиратель заботится о своей свободе выбора. А значит, каким будет завтрашний день, зависит от политического сознания каждого из нас, от избирательной системы и от того, как мы пользуемся своими правами и эффективно выполняем свой гражданский долг. Только при таких условиях принципы демократических выборов гарантируют прогрессивное развитие общества.

    Худоёр Маматов.
    Руководитель Секретариата Центральной избирательной комиссии доктор юридических наук, профессор.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates