Дилшод СУЛТАНОВ,
заместитель министра финансов Республики Узбекистан:

- Так исторически сложилось, что зональность есть только в Ташкенте, к примеру, в первой зоне - самая высокая ставка налога, в пятой - самая низкая. В регионах этой зональности нет и соответственно ставки получились одинаковые, что мешает бизнесу развиваться адекватно. Как правило, кто ближе к центру, тот развивается быстрее. Необходимо поэтапно перейти к кадастровой оценке даже тех объектов, которые принадлежат юридическим лицам, чтобы обеспечить равное налогообложение всех форм собственности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Экономический эффект будет заключаться в том, что те земли, которые станут обходиться дешевле для ведения бизнеса, будут лучше осваиваться. Это существенно повлияет на тех, кто имеет большие площади для осуществления предпринимательской деятельности.

Также стоит задача разработать современную методику оценки: как будут отныне подходить к налогообложению земли и объектов недвижимости. Так, к 2024-му вводится налог на недвижимость - единый налог, который будут уплачивать предприятия и граждане для обеспечения справедливой налоговой нагрузки.

У нас есть три года, чтобы обеспечить переход к современной модели налогообложения земли и имущества. Это весьма амбициозная задача. В течение трех лет необходимо не только выработать методику, но и обсудить ее с населением, получить обратную связь. Цель - создать комплексную модель по налогообложению недвижимого имущества как населения, так и юридических лиц, что потребует колоссальных усилий.

Азиз УМИРЗАКОВ,
начальник отдела Государственного налогового комитета:

- Будет учитываться социально-экономическое развитие региона, что положительно скажется на деятельности налогоплательщиков. Стоит отметить внедрение передовой международной практики касательно налогообложения недвижимости. Также на поэтапной основе вводится механизм применения кадастровой стоимости, приближенной к рыночной. Данная норма будет вводиться в два этапа. На первом - введение порядка налогообложения исходя из стоимости объектов недвижимости, то есть жилого фонда и земель, которые заняты этим фондом. На втором этапе механизм будет применяться к нежилому фонду и землям, которые им заняты.

Исключаются из объектов налогообложения земельным налогом юридические лица, земли которых используются для хранения и утилизации отходов. Недропользователи получили возможность предоставлять отчет о движении запасов полезных ископаемых в электронном виде через персональный кабинет налогоплательщика.

Данный Указ направлен на упрощение налоговой системы, внедрение современных способов и механизмов учета объектов недвижимости, повышение эффективности налогового администрирования, а также создание максимально благоприятных условий для налогоплательщиков, чтобы они могли своевременно исполнять свои обязательства по ресурсным налогам.