Среди специалистов, которые не просто изучают творчество родного края, но и вносят существенный вклад в его развитие - Шахалил Шаякубов, в 2017 году на основании Указа Президента удостоенный Государственной премии в сфере искусства и архитектуры.
Его имя стало широко известно, когда в 28 лет он, только отучившись в аспирантуре НИИ искусствознания, занял должность директора Объединения мастеров народного искусства, которое со временем получило название «Усто».
- Тогда мы поставили перед собой главной задачу - возродить исчезнувшие виды народного искусства, которые когда-то существовали на территории Узбекистана, - вспоминает Шахалил Каримович. - Туда входили поиски талантов, обучение молодежи, создание благоприятных условий для работы на дому, снабжение народных мастеров необходимыми материалами и дальнейшая реализация их изделий. В первую очередь надо было вернуть из небытия ручную набойку, маргиланскую чеканку, хорезмскую и самаркандскую орнаментальную роспись, золотое шитье и, конечно, миниатюрную живопись, которая считалась «умершим» искусством на протяжении нескольких столетий.
В итоге впервые Узбекистан стал принимать участие в международных выставках и ярмарках. На ЭКСПО-1985 среди 178 стран и 250 частных фирм со всего мира Узбекистан наряду с двумя государствами получил золотую медаль. Тогда мир и заговорил о наших усто, их филигранной работе, удивительных идеях и неповторимых произведениях. Вместе с тем завязались знакомства и дружба Шаякубова с талантами нашей страны: художником Джалилом Хакимовым, резчиком по дереву Кадыржаном Хайдаровым, мастерицей глиняных игрушек Хамро Рахимовой и многими другими.
Не все шло гладко, трудности были и с поиском надомников, большинство из которых уже доживали свой век, унося секреты мастерства с собой, да и в процессе работы не все соглашались с решениями не по годам целеустремленного и серьезного директора объединения. В итоге вернулся Ш. Шаякубов в институт искусствознания, но уже в роли младшего научного сотрудника.
А потом вновь кардинальные изменения…
- С провозглашением независимости произошли огромные преобразования, - говорит Ш. Шаякубов. - С мастерами заняли пустующее медресе Абул-Касыма в центре столицы, построенное еще в XIX веке. Заново восстановили набойку, резьбу по дереву, миниатюрную роспись, провели свет, отопление. А самое главное - собрали там многих специалистов. Дела на новом месте резко пошли вверх, объемы продукции росли, уникальных вещей становилось все больше.
Он был одним из тех, кто участвовал в то время в разработке профильного нормативно- правового документа, стал генеральным директором научно-производственного центра народного искусства «Мусаввир», при котором стала работать Ассоциация «Хунарманд», известная талантами и сейчас, спустя более чем десятилетие.
Таким образом, именно благодаря независимости в стране появился НПЦ, который, имея отделения по всей республике, возродил свыше 30 видов древнего искусства Узбекистана, восстановил традиции выпуска древней самаркандской бумаги из шелка, хлопка, коры тутовника, ручного производства тканей, чеканки, создания ювелирных изделий и многое другое.
В центре прошли обучение не менее тысячи юношей и девушек, приобщившихся к секретам праотцов, научившихся создавать произведения искусства, полезные в быту, красивые и аутентичные.
Дальнейшее развитие получили керамика и майолика, резьба по дереву и ганчу, орнаментальная роспись и чеканка по металлу, ручная вышивка и ковроделие, лаковая и книжная миниатюры регионов. Уникальные произведения хранятся в семьях с громкими фамилиями, коллекциях и музеях по всему миру.
- Еще в 2000-е рынок стали заполонять подделки, которые из-за дешевизны и доступности теснили оригинальные изделия ручной работы, - делится искусствовед. - Поэтому в настоящее время многие истинные мастера и оказались в нелегком положении. Ситуацию можно было охарактеризовать как планомерное вытеснение на обочину декоративно-прикладного искусства китчем. В результате наносился ежегодный ущерб как ремесленникам, так и республике. Объем выпуска художественных изделий в стране в определенный момент снизился на 80 процентов. Тогда пришлось, не имея возможности оплатить налоги, закрыть мастерские по многим возрожденным видам творчества, филиалы центра «Мусаввир» в древних городах - Самарканде, Бухаре, Хиве.
С тех пор ситуация взята под контроль правительства. Мастерам предоставлены огромные преференции. И ясно, что страна с приобретением независимости прожила века прогресса за несколько десятков лет.
В последние годы качественно решаются вопросы ремесленников и охраны их труда. Важнейшими шагами в данном направлении стало подписание главой государства Указов «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» и «О мерах по дальнейшему повышению роли и значения сферы культуры и искусства в жизни общества», постановлений «О проведении Международного фестиваля народно-прикладного искусства», «Об утверждении Концепции дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбекистан» и «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в сфере охраны объектов материального культурного наследия». Документы направлены на наиболее полное сохранение и приумножение наследия и исторических традиций народов Узбекистана, дальнейшее развитие национального ремесленничества, народных художественных промыслов и прикладного искусства.
Теперь в результате реформ в сфере членам Ассоциации «Хунарманд» предоставляются определенные льготы: например, они освобождаются от уплаты фиксированного налога в части изготовления и реализации изделий. Это позволяет мастерам сделать рабочий процесс менее затратным, следовательно, у подделок не останется возможностей тягаться с оригиналами не только в плане качества, но и цены.
Можно смело сказать, что сейчас происходит «Возрождение народного декоративно- прикладного искусства в Узбекистане» - именно так называется одно из произведений Шахалила Шаякубова, вписавшее его имя в летопись достижений независимости Родины.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».