В целях совершенствования системы управления университетом и интеграции его в мировые образовательные стандарты вместо ученого совета образован университетский сенат, который ежегодно осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным планом. В нем все вопросы жизни образовательного учреждения обсуждаются открыто, прозрачно, принимаются объективные решения.
Также впервые среди вузов страны Международный университет туризма «Шелковый путь» перешел на Болонский процесс - кредитно-модульную систему. Переход к этой образовательной системе предполагает свободную академическую мобильность в обеспечении качества образования и сотрудничество по образованию с разными вузами Европы. С 2019/2020 учебного года на основе Болонской декларации университет запустил кредитную систему для студентов бакалавриата, кредитно-модульную систему для студентов магистратуры.
- Согласно кредитной системе количество обязательных предметов в учебном плане (Curriculum) составляет четыре единицы, число предметов по выбору (Elective) - одну, - рассказывает первый проректор по вопросам интернационализации и стратегическому развитию университета Жулибой Элтазаров. - Количество предметов в каждом семестре не превышает пяти. Только на втором курсе студентам преподается предмет «Узбекский язык для предпринимателей». В рамках данной дисциплины изучают делопроизводство на государственном языке и культуру речи. Кроме того, в течение учебного семестра вниманию студентов представляется до пяти предметов, а отбор наук определяется максимальным количеством ребят. В настоящее время преподаются English in Tourism I-II, Second Foreign Language (Chinese/Russian). Кроме того, университет имеет пятидневную учебную неделю и систему образования 2+1 или дуальное образование в соответствии с ней.
На данный момент для студентов бакалавриата установлено пятидневное обучение, недельная нагрузка которого составляет 30 академических часов. Учитывая, что данный вуз - первый национальный университет в области туризма, и абитуриенты поступают на основе экзаменов Государственного центра тестирования, все предметы по иностранному языку ведутся в формате 2+2. Цель - повышение уровня владения студентами иностранным языком.
Продолжительность процесса по учебным программам - 50 минут, перерыв - 10. Это дает возможность повысить качество образования. Ибо, согласно медицинским показаниям, человеческий мозг не способен воспринимать информацию на протяжении 80-100 минут без перерыва.
Продолжительность семестра в университете - 14+2 недели. Чтобы учебная нагрузка была комфортной, промежуточный контроль (Mid Term) проводится в течение восьми недель каждого семестра, а экзамены (Final exam) - в течение 16.
Более 70 процентов профессоров и преподавателей университета являются специалистами высших учебных заведений таких стран, как Болгария, Великобритания, Германия, Индонезия, Иран, Италия, Канада, Китай, Малайзия, Турция, Южная Корея.
Кроме того, учебная программа для студентов (силлабусы) адаптирована к международным стандартам ISO 9001:2015. В частности, в рамках дисциплин преподавателям предоставляется академическая независимость, которая позволяет самостоятельно создавать образовательные программы с креативным подходом.
Это введено не только для подготовки студентов к экзаменам или к какому-то отделу науки, но и для изучения проектного, презентационного, туристического дистанцирования как формы промежуточного (Mid term) контроля с целью развития у них навыков поиска, креативности, принятия решений при любых обстоятельствах. Профессора и преподаватели, участвующие в учебном процессе, проводят занятия в форме полной презентации. Преподаваемые предметы переведены в систему кодирования исходя из наименования и специализации. Этот процесс также будет отражаться в учебных планах университета.
- Чтобы уделить основное внимание формированию практических навыков у студентов, налажен метод теория плюс практика (3+2) в обучении, - продолжает Ж. Элтазаров. - Сейчас этот процесс совершенствуется. В университете также внедрена система сдачи экзамена make-up. То есть в случае получения в процессе экзамена отрицательного результата студент может пересдать его через одну-две недели. Предоставлена возможность сдать и академическую задолженность в течение семи лет с момента поступления студента на учебу.
В целях создания позитивной образовательной среды среди студентов в университете созданы эдвайзинговые и тьюторские службы. В Международном университете туризма «Шелковый путь» в настоящее время работают 15 эдвайзеров. Каждый помогает руководить группой состоящих из 30-40 студентов, скажем, в проведении с ними духовно-просветительской работы, в изучении их социальных проблем и решении выявленных вопросов. Эдвайзер также индивидуально работает с теми студентами, у которых низкий уровень освоения учебного материала, плохие посещаемость и дисциплина. Сотрудничая с деканатом и общественными организациями, эдвайзер прикрепляет горе-студентов к образцовым и проводит необходимые мероприятия, чтобы вывести их в ряды успевающих.
В то же время для студентов применяется образовательный курс, направленный на формирование навыков работы в системе Amadeus. В целях повышения уровня овладения иностранным языком привлекаются зарубежные специалисты: обучая студентов практическим навыкам в комплексе «читать-писать-слушать-говорить», по всему университету созданы территории живой речи.
Актуальная тема для каждого учебного заведения - трудоустройство выпускников. В решении этой проблемы большую помощь окажет сотрудничество вуза с работодателями. В целях надлежащих требований к специалистам, которых готовит университет, при учебном заведении формируется Совет работодателей.
Следует отметить, что вуз впервые внедрил признанное во всем мире дуальное обучение в систему высшего образования Узбекистана.
Так что же это такое? Дуальная система подразумевает следующее: теоретическая часть проходит на базе учебного заведения, а практическая - на рабочем месте. Ее надежность, жизнеспособность выражается в том, что отвечает интересам обеих сторон. Скажем, для предприятия позволяет обучать «заказной» персонал в соответствии с его требованиями. Это позволит сэкономить время и затраты на поиски, подбор, переподготовку и повышение квалификации сотрудников, так как в процессе четырехлетнего обучения (плюс стажировка) для работодателей появится возможность отобрать наиболее способных студентов. Именно в этот период их сильные и слабые стороны становятся очевидными. Такой подход в свою очередь побуждает студентов к стремлению стать квалифицированным специалистом, получить реальные знания.
- За один день проводятся два теоретических и одно практическое занятие, - рассказывает заведующая отделом связи с общественностью университета Наргиза Абдувахидова. - Таким путем совмещается теория с практикой. Подобный метод применения полученных знаний в жизни - наиболее эффективный. В нечетные дни недели студенты проходят практику у исторических памятников, на время становясь гидами-экскурсоводами. Столкновение и близкое знакомство с древней историей в перспективе даст возможность им поделиться знаниями и опытом с гостями нашей страны, с туристами.
В настоящее время в университете обучаются 642 студента. Системно организуется работа по содержательному проведению свободного от занятий времени и поддержке инициатив учащейся молодежи. В частности, в университете развернуто волонтерское движение из 120 студентов. Это лучший механизм стимулирования активности юношей и девушек, помогает решать насущные проблемы в развитии общества, популяризировать ценности идей и социальную ответственность.
Сегодня университетом подписаны меморандумы о международном сотрудничестве с 63 зарубежными и отечественными университетами. Начата работа по подготовке студентов с 13 передовыми вузами мира, включая Институт туризма Сахида в Суракарте (Индонезия), Гуйлиньский институт туризма (Китай), Высшую школу логистики (Чехия) по программе Double degree (два диплома). А также на основании подписанных соглашений и меморандумов в 2019 году более 20 процентов студентов университета прошли летнюю стажировку в индонезийском Университете Гунадарма, итальянской школе Tor Carbone и отеле Reindl’s Partenkirchner Hof в Германии.
В феврале 2020 года во время визита делегации университета в вузы Турции на встрече с президентом Ассоциации туроператоров Антальи подписан меморандум о сотрудничестве по управлению гостиницами и мероприятиями, по организации летней практики в направлении ресторанного бизнеса для студентов.
Стоит отметить, что с 2020/2021 учебного года в университете внедрена кредитная система образования для подготовки кадров в сфере международного туризма. Сегодня университет оказывает образовательные услуги по следующим направлениям: менеджмент (по отраслям и сферам), маркетинг (маркетинг туризма), туризм (по направлениям деятельности), гид-сопровождение и переводческая деятельность (английский язык), а также заочное образование и магистратура.
Словом, все это способствует развитию международного туризма и созданию системы профессиональной подготовки кадров в данной сфере.
Гулсум Шодиева.