30 июня 2020 года начала свою работу 44-я сессия Совета по правам человека ООН, в повестку дня которой вошли обсуждение докладов Верховного комиссара ООН по правам человека, Генерального секретаря ООН, мандатариев Специальных процедур Совета ООН по правам человека и экспертных механизмов Совета ООН по правам человека, рассмотрение в рамках Универсального периодического обзора национальных докладов ряда стран.

13 июля 2020 года в соответствии с программой сессии Совет ООН по правам человека рассмотрел доклад Специального докладчика ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов Диего Гарсия-Саяна по итогам его визита в Узбекистан в сентябре 2019 года. В обсуждении доклада в режиме онлайн активное участие приняла делегация во главе с директором Национального центра Республики Узбекистан по правам человека А. Саидовым.

Вопрос: Узбекистан за последние четыре года активизировал взаимодействие с международными организациями, такими как ООН, УВПКЧ, уставными и договорными органами ООН, специальными процедурами. Подтверждением тому могут служить визиты Верховного комиссара ООН по правам человека в мае 2017 года, Специального докладчика по вопросу о свободе религии и убеждений в октябре 2017 года. В этой связи хотелось бы узнать, в чем состояла цель визита Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов в Узбекистан?

А. Саидов: Мандат Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов был учрежден Комиссией по правам человека в 1994 году.  В соответствии со своим мандатом Спецдокладчик изучает законодательство и правоприменительную практику касательно обеспечения независимости судей, адвокатов и других работников суда, а также оценивает прогресс, достигнутый в деле защиты и укрепления независимости судей и адвокатов.

Специальный докладчик посещает страны по приглашению соответствующего государства, представляет доклад о визите в Совет ООН по правам человека, сообщая установленные факты, выводы и рекомендации.

Современная правозащитная система ООН требует постоянного участия государств в международной деятельности в области прав человека для проведения информационно-разъяснительной работы о принимаемых в стране мерах по укреплению национальной системы защиты фундаментальных прав и свобод человека.

Исходя из важной роли специальных процедур в правозащитной системе ООН, в целях дальнейшего развития конструктивного сотрудничества с международными правозащитными организациями, принимая во внимание проводимые в Узбекистане коренные реформы судебно-правовой системы, правительство Узбекистана направило приглашение Специальному докладчику по вопросу о независимости судей и адвокатов Д. Гарсия-Саяну посетить Узбекистан.

Основной целью визита явилось ознакомление с предпринимаемыми в стране конкретными мерами в судебно-правовой сфере, включая меры по обеспечению независимости судов, доступ к адвокатам, а также разработка рекомендаций по дальнейшему углублению реформ в судебной системе Узбекистана.

В ходе своего визита Спецдокладчик был принят Президентом Республики Узбекистан Шавкатом  Мирзиёевым, состоялись встречи мандатария со Спикером Законодательной палаты и председателем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Председателем Верховного суда, Председателем Конституционного суда, Председателем Высшего судейского совета, министрами иностранных дел, юстиции и внутренних дел, руководителем Национального центра по правам человека, парламентским Омбудсманом, председателем и членами Палаты адвокатов, представителями гражданского общества. Организованы поездки  Д. Гарсия-Саяна в Ферганскую и Самаркандскую области.

Вопрос: В целях обеспечения подлинной независимости судов и борьбы с коррупцией в нашей стране за последние годы проведены фундаментальные судебно-правовые реформы. Реализуется Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, второе направление которой посвящено вопросам обеспечения независимости судебной системы. Уверены, что в течение своего визита Спецдокладчик смог получить объективную информацию из первых рук. Принимая во внимание, что в мандат Специального докладчика входит оценка реформ, осуществляемых в Узбекистане в судебно-правовой системе, хотелось бы узнать, как в своем докладе Спецдокладчик оценивает ситуацию в судебно-правовой сфере в Узбекистане?

А. Саидов: Отрадно, что в докладе, представленном на 44-й сессии Совета ООН по правам человека, Спецдокладчик особо приветствовал значительный прогресс, достигнутый Узбекистаном в деле укрепления независимости судебной власти, а также позитивно оценил ход реализации реформ в судебно-правовой сфере, инициированных Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым в качестве последовательных шагов на пути к созданию подлинно независимой и беспристрастной системы правосудия.

В качестве позитивных шагов на пути к созданию подлинно независимой и беспристрастной системы правосудия Спецдокладчик отмечает следующее:

во-первых, создание Высшего судейского совета;

во-вторых, реорганизацию судебной системы;

в-третьих, новые процедуры отбора и назначения кандидатов на судейские должности;

в-четвертых, принятие ряда мер по улучшению подготовки и обеспечению гарантий несменяемости судей.

Вопрос: В докладе Спецдокладчика отмечалось, что для того, чтобы судебная власть была действительно независимой от других ветвей государственной власти и чтобы судьи, прокуроры и адвокаты могли свободно осуществлять свою профессиональную деятельность без какого-либо ненадлежащего вмешательства или давления, стране предстоит многое сделать. В этой связи какие конкретные рекомендации были представлены г-ном Диего Гарсия-Саяном для дальнейшего укрепления независимости судебной системы Узбекистана?

А. Саидов: Конечно, мы разделяем точку зрения Спецдокладчика о том, что еще предстоит большая работа по обеспечению реальной независимости суда. Поэтому процессы реформирования судебной системы должны быть прежде всего нацелены на укрепление ее независимости и беспристрастности.

В этой связи мы выражаем свою искреннюю признательность Спецдокладчику за конструктивные предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование судебно-правовой системы Узбекистана, предусматривающие:

во-первых, дальнейшее совершенствование судебно-правовой реформы по обеспечению подлинной независимости судебной власти;

во-вторых, укрепление статуса и независимости адвокатов;

в-третьих, обеспечение доступа населения к правосудию и квалифицированной юридической помощи;

в-четвертых, повышение представленности женщин в системе правосудия.

Вопрос: Анализируя Ваши ответы, можно сделать вывод о том, что визит Спецдокладчика ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов в Узбекистан явился актуальным ввиду представленных оценок международного эксперта осуществляемых в стране реформ в судебно-правовой сфере, а также рекомендаций по дальнейшему улучшению ситуации в области прав человека. В этой связи какие дальнейшие шаги будут предприняты для реализации указанных рекомендаций?

А. Саидов: Узбекистан придает важное значение реализации рекомендаций Специального докладчика. Вопросы обеспечения независимости судебной власти и повышения качества правосудия трижды особо отмечены Президентом Республики Узбекистан  Шавкатом Мирзиёевым, в частности: на торжественном собрании, посвященном 27-летию принятия Конституции в декабре 2019 года; в Послании Президента парламенту в январе 2020-го; на встрече с судейским корпусом 30 июня 2020 года.

В Государственной программе на 2020 год по реализации Стратегии действий в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» с учетом рекомендаций Спецдокладчика предусмотрено принятие ряда законов в сфере обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы, в том числе новой редакции Закона «О судах», проектов законов, регулирующих деятельность органов судейского сообщества. В настоящее время осуществляется работа по совершенствованию судебной системы на основе передового опыта и международных стандартов по принципу «Один суд - одна инстанция».

В Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, принятой  22 июня 2020 года в рамках реализации Венской декларации и Программы действий в области прав человека в соответствии с рекомендациями Спецдокладчика, предусматривается:

  • создание эффективного механизма широкого применения судами и правоохранительными органами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Республики Узбекистан;
  • формирование правовых основ деятельности органов судейского сообщества с целью обеспечения независимости и беспристрастности судов и повышение роли судебной власти в обеспечении прав, свобод и законных интересов человека путем дальнейшего совершенствования института «Хабеас корпус»;
  • реализация принципов равноправия и состязательности в судебных процессах, превращение адвокатуры в независимый, надежный правозащитный институт, повышение качества профессиональной юридической помощи и престижа профессии адвоката, совершенствование системы подготовки юристов, специализирующихся в области прав человека;
  • внедрение форм деятельности органов прокуратуры, соответствующих международным стандартам, обеспечение прозрачности деятельности прокуратуры и ее отчетности перед обществом, усиление роли коллегиальных органов в системе управления прокуратуры.

В рамках реализации рекомендаций Спецдокладчика по укреплению статуса и независимости адвокатов подготовлен проект Концепции развития института адвокатуры, который предусматривает также принятие нового Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Принимаются меры по отмене требования о наличии двухлетнего юридического стажа для начала адвокатской деятельности, а также введения порядка прохождения студентами практики в качестве помощника юриста и подготовки магистрантов по специальности «Адвокатура».

В целях реализации рекомендаций Спецдокладчика о доступе к юридической помощи Указом  Президента Узбекистана расширен доступ к юридическому образованию, в трех регионах (Самарканд, Наманган и Термез) созданы юридические факультеты при университетах, усилен статус Ташкентского государственного юридического университета и Каракалпакского государственного университета.

Национальным центром по правам человека совместно с Омбудсманом и Ташкентским государственным юридическим университетом организуется обучение руководящих сотрудников судов и правоохранительных органов по специальному учебному модулю «Честь и достоинство человека - высшая ценность». В Высшей школе судей создается кафедра «Права человека и международное право».

Для реализации рекомендаций Спецдокладчика палатами парламента планируется принять Нацио­нальный план действий («дорожную карту»), мониторинг реализации которого будет осуществлять вновь образуемая Парламентская комиссия по соблюдению международных обязательств в области прав человека.

Реализация рекомендаций международного эксперта позволит подтвердить приверженность Республики Узбекистан международным обязательствам в области прав человека.