Как никогда важной сейчас представляется полная модернизация сферы просвещения с учетом международных требований, стандартов, опыта и передовых практик. Так, с целью совершенствования системы образования, воспитания и науки, дальнейшего повышения статуса педагогических работников в обществе, а также расширения участия в системе образования частного сектора за подписью Президента 6 ноября текущего года вышел Указ «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана».
Согласно документу в срок до 1 марта 2021 года намечено разработать Национальную учебную программу с привлечением квалифицированных педагогов, научных работников, психологов и зарубежных экспертов, целями которой станут совершенствование опорного учебного плана и оптимизация числа взаимосвязанных предметов за счет их объединения; обеспечение преемственности учебных программ в разрезе классов с полным соблюдением взаимосвязи предметов и периодичности и многое другое. Подробнее о новшествах, обозначенных в Указе, рассказывает начальник отдела Государственной инспекции по надзору за качеством образования Сафарали ХАМРАЕВ:
- Присвоение всех квалификационных категорий педагогическим работникам, а также проведение аттестации кандидатов отныне будет осуществляться в упрощенном порядке. При этом с применением информационных систем станут оцениваться эффективность деятельности педагогических работников и проводиться экзамены по предметам, соответствующим подготовке, направлению образования, специальности или специализации, указанных в их дипломе о высшем образовании или прохождении курсов переподготовки. С 1 сентября 2021 года при проведении очередной аттестации по присвоению учителям квалификационной категории не взимается сбор, а при внеочередной аттестации его размер составит одну базовую расчетную величину. Кроме того, педагогам общеобразовательных школ, ученики которых завоевали золотые, серебряные и бронзовые медали на международных олимпиадах, будет присвоена высшая квалификационная категория. А организация аттестации учителей осуществляется в соответствии с постановлением Кабинета Министров «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации педагогических кадров дошкольных, общих средних, средних специальных, профессиональных и внешкольных государственных образовательных учреждений» от 13 мая 2019-го.
Необходимо отметить, что долгое время бумажная волокита, а также сложная процедура аттестации способствовали созданию бюрократических препон. Прежде требовалась масса документов, и на протяжении многих лет это вызывало обоснованные возмущения со стороны учителей. Для прохождения аттестации необходимо было неоднократно приезжать в центр, что в свою очередь создавало для учителей дополнительные проблемы, учащались случаи мошенничества и коррупции. С целью решения вышеуказанных проблем, поэтапно вводится удобная и прозрачная система, исключающая взяточничество и бумажную волокиту. Новый порядок направлен на создание благоприятных условий для педагогов. Например, внедрена система внеочередной аттестации, когда учитель может, не дожидаясь очередной аттестации (обязательной раз в 5 лет), подать заявление на участие во внеочередной аттестации. Для предотвращения человеческого фактора исключен процесс собеседования, который прежде занимал очень длительное время. А педагоги пенсионного возраста отныне освобождены от обязательной аттестации, при этом их квалификационная категория сохраняется.
Следует также отметить, что для привлечения в школы квалифицированных кадров с научными степенями предусмотрен порядок присвоения им высшей категории без всяких испытаний. Благодаря созданным удобствам количество педагогов, желающих повысить свою квалификационную категорию, растет из года в год. Например, в 2019-м испытания прошли около 80 тысяч учителей, а в текущем 2020-м - около 110. Необходимо также подчеркнуть, что в нынешнем году, несмотря на карантинные меры, Государственная инспекция по надзору за качеством образования приняла решение о проведении испытаний на местах во всех регионах республики. С соблюдением требований карантина они проводились с широким использованием информационно-коммуникационных технологий в больших, специально отведенных для этого павильонах.
Качество тестов для квалификационных испытаний улучшается из года в год. При подготовке тестов в сотрудничестве с независимыми экспертами инспекция уделяет пристальное внимание вопросам, предназначенным для проверки знаний и навыков специалистов. Чтобы обеспечить больше удобств работникам сферы, Государственной инспекцией по надзору за качеством образования создана «Специальная электронная база данных учителей и информации о результатах их аттестации» (pka.tdi.uz). Теперь педагог может ознакомиться с результатами аттестации, введя личный идентификационный номер (PINFL), серию и номер паспорта. База данных содержит информацию о результатах квалификационных испытаний, баллах по педагогическому мастерству и эффективности работы, решениях аттестационных комиссий и сертификат о квалификационных категориях. Также можно проверить, кому принадлежит сертификат, введя его серию и номер. Это в свою очередь обеспечивает прозрачность и служит предотвращению различных махинаций.
Следует отметить, что согласно Указу Президента «О мерах по развитию сфер образования, воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана» с 1 сентября 2021 года прием документов для проведения аттестации и присвоения квалификационной категории педагогическим работникам дошкольных, общих средних, средних специальных, профессиональных и внешкольных государственных образовательных организаций осуществляется посредством специального портала на официальном веб-сайте Государственной инспекции по надзору за качеством образования. Теперь учителя могут напрямую подавать документы из дома или с места работы через электронную систему, которая исключает человеческий фактор.
Критерии оценки результатов аттестации учителей разработаны Государственной инспекцией по надзору за качеством образования, министерствами дошкольного, народного, высшего и среднего специального образования, а также культуры, физической культуры и спорта, занятости и трудовых отношений. Так, по результатам аттестационных испытаний учителя должны набрать 75 и более баллов по высшей категории, 65 баллов по первой категории и 60 - по второй. Учителя, не прошедшие сертификацию, будут проходить специальную подготовку и в следующем году повторно пройдут аттестацию. В случае повторной аттестации с педагогами, показавшими отрицательный результат, трудовой договор будет расторгнут.
Также согласно Указу главы государства «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана» с 1 января 2021 года директора общеобразовательных учреждений, занявших первое место в рейтинге, составленном в разрезе районов (городов), поощряются единовременной премией в 10-кратном размере минимальной оплаты труда за счет средств местных бюджетов. Заведующим и методистам отделов народного образования, директорам общеобразовательных школ, а также двум педагогам, занявшим одно из первых пяти мест в рейтинге, выделяют бесплатные путевки в санатории для отдыха.
Таким образом, на деле мы видим, насколько высокое внимание уделяется повышению авторитета педагогических работников в обществе. Претворение в жизнь намеченных преобразований, несомненно, внесет вклад в становление новой, современной и передовой модели образования в Узбекистане.
Записала
Евгения Юн.
«Правда Востока».