Уголовно-процессуальный кодекс Узбекской ССР, принятый на второй сессии Верховного Совета Узбекской ССР пятого созыва 21 мая 1959 года, устанавливал процессуальный порядок пересмотра судебных приговоров в кассационном порядке – на не вступившие в законную силу судебные решения первой инстанции, и в надзорном порядке-на вступившие в законную силу приговора и определения судов, рассмотренных в первой и кассационной инстанциях. При рассмотрении уголовного дела в вышестоящих инстанциях отсутствовала процедура непосредственного исследования доказательств, что значительно ограничивала возможности суда кассационной (надзорной) инстанции принять справедливое решение по делу.
Существенные изменения в науке уголовно-процессуального права произошли после приобретения Узбекистаном независимости, с принятием в 1994 году нового Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, основными задачами которого явились раскрытие преступлений, изобличение виновных, назначение справедливого наказания, недопущение привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновного (статья 2), охрана прав и свобод граждан, участвующих в уголовном судопроизводстве (статья 18).
В эпоху становления республики как молодого независимого государства, многие положения уголовно-процессуального законодательства все еще содержали сходство с ранее существовавшим порядком уголовного судопроизводства. В период 1994-2000 годов пересмотр судебных решений по уголовному делу осуществлялся в судах кассационной и надзорной инстанций, функции которых существенно различались друг от друга. Так, основаниями для рассмотрения уголовного дела в суде кассационной инстанция являлись жалоба осужденного, его адвоката, потерпевшего, а также протест прокурора, поданные в течение 10 дней со дня вынесения приговора суда. Лишь после кассационного рассмотрения дела приговор суда первой инстанции вступал в законную силу.
Реформа судебно-правовой системы, осуществляемая в Узбекистане поэтапно, позволила еще на ранней стадии становления независимого государства реформировать и обновить уголовное судопроизводство, обеспечивая гарантии прав и свобод граждан.
Важные изменения в национальное уголовно-процессуальное законодательство обозначенные в Указе Президенте Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева от 24 июля 2020 года «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия», направлены на укрепление судебно-правовой системы, усиление мер надежной защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей, эффективное обеспечение правосудия, а также повышение роли органов судейского сообщества.
Наряду с организационно-структурными изменениями в судебной системе, Указом одобрены предложения Верховного суда, Высшего судейского совета, Генеральной прокуратуры и Палаты адвокатов Республики Узбекистан упразднить институт рассмотрения судебных дел в порядке надзора, отменить право председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей на внесение протеста в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления суда.
В новом Указе предусмотрено упразднение института рассмотрения судебных дел в порядке надзора, отмену права председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей на внесение протеста в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления суда. Внедряется порядок, согласно которому решения межрайонных, районных (городских) судов могут быть пересмотрены в апелляционном порядке областными и приравненными к ним судами, а решения областных и приравненных к ним судов, вынесенные в качестве суда первой инстанции, – судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан; решения судов, рассмотренные в апелляционном порядке, могут быть пересмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан; решения, вынесенные по делам, которые были рассмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда Республики Узбекистан, могут быть рассмотрены повторно в кассационном порядке по протесту председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан и их заместителей.
Принятые на основе Указа главы нашего государства изменения несомненно, закрепят предложенный Президентом принцип «один суд - одна инстанция», который является основным во всех развитых государствах мира. Приговор суда, вынесенный по итогам открытого судебного разбирательства, должен иметь свою высшую юридическую силу, поскольку он основывается на доказательствах, собранных, проверенных и оцененных именно в суде первой инстанции.
Д.Ж.Суюнова.
И.о.профессора кафедры «Уголовно-процессуального права»
Ташкентского государственного юридического университета,
д.ю.н., доцент.