Статус педагога в обществе - фактор прогресса

    Президент в Послании Олий Мажлису 29 декабря 2020 года особо подчеркнул, что будут ускорены реформы, направленные на коренное улучшение и повышение качества школьного образования с созданием достойных условий для учителей. Кроме того, еще один вопрос, который будет находиться в центре внимания в этом году, - это повышение квалификации педагогов, стимулирование их нелегкого труда.

    В настоящее время система образования кардинально реформируется на основе идеи «Новый Узбекистан начинается с порога школы, с системы образования и воспитания». Так, 6 ноября 2020 года принят Указ Президента «О мерах по развитию сфер образования и воспитания, и науки в новый период развития Узбекистана», в котором среди важных пунктов документа - повышение в обществе роли и авторитета руководящих работников, педагогов и наставников, учителей и преподавателей, профессоров-преподавателей учреждений образования и воспитания, а также представителей сферы науки, достойное почитание их кропотливого труда и материальное стимулирование в зависимости от эффективности деятельности.

    Невозможно переоценить роль педагогов в формировании цивилизованного прогрессивного общества. Детский сад, школа, колледж или лицей, вуз... Наставники сопровождают нас на большом отрезке жизненного пути. Однако не все понимают, какая высокая ответственность возложена на каждого учителя, какую эмоциональную нагрузку ему приходится испы­тывать...

    XXI век характеризуется беспрецедентным спросом на образование, которое рассматривают как источник социального, экономичес­кого, политического и культурного развития общества. И к педагогам - главным участникам реализации реформ в сфере образования - предъявляются высокие требования.

    Возникает необходимость в поиске ответов на вопросы, обращенные к подготовке педагогичес­ких кадров, структуре, содержанию, технологиям, организации. Во многих странах накоплен достаточный опыт в данном направлении. И нам важно грамотно использовать уникальные наработки, которые позволят избежать повторения ошибок, раскрыть новые подходы к решению ряда проблем при усовершенствовании единого образовательного пространства. Поэтому сегодня при подготовке учительских кадров в педагогических учебных заведениях остро встает проблема формирования личности учителя, готового принять вызов общества, суметь поднять социальный статус педагога.

    Пандемия коронавируса показала, насколько важна профессия учителя. Вспышка COVID-19 вынудила все учебные заведения по всему миру перейти на дистанционное обучение. Согласно данным ЮНЕСКО, 188 государств закрыли школы, что затронуло 91,3 процента учащихся (1,58 млрд человек). По статистике, в 53 государствах, в том числе в Узбекистане, развернули национальные образовательные платформы для обучения в режиме онлайн.

    Сегодня признание роли учителей и наставников отразилось и в Рамочной программе действий «Образование-2030», где подчеркивается, что учителя играют основополагающую роль в деле обеспечения справедливого и качественного образования.

    Еще в 2018 году Президент Шавкат Мирзиёев инициировал масштабные реформы в сфере народного образования и поставил задачу повысить статус учителя в обществе. Был принят ряд нормативно-правовых документов по совершенствованию сферы. Так, в том же году 5 сентября принято постановление главы государства «О мерах по внедрению новых принципов управления в систему народного образования». Данным документом утверждена Программа мер по дальнейшему совершенствованию системы народного образования Республики Узбекистан на 2018-2021 годы.

    Здесь важно привести статис­тику других стран. К примеру, Глобальный индекс статуса учителей (Global Teacher Status Index) 2018 года показал, что в Азии педагогов уважают больше, чем в европейских странах. Самая высокая престижность - в Китае. Эти показатели неизменны уже шесть лет. А по сравнению с 2013 годом в Японии и Швейцарии статус учителя значительно вырос.

    Очевидно, что сегодня речь идет о государственной политике в области образования, основные изменения в которой должны в первую очередь выражаться в изменении правового и социального статуса учителя как главного представителя образовательной системы.

    Сейчас изменения затрагивают все звенья образования, что является практическим отражением истинной заботы, проявляемой о светлом будущем молодого поколения. В настоящее время мотивация преподавателей весьма актуальна, поскольку это поможет повысить качество образования. В этом направлении принято постановление Президента «О мерах по поднятию на качественно новый уровень системы духовно-нравственного и физически гармоничного воспитания молодежи, ее обучения и воспитания» от 14 августа 2018 года, где предусмотрены льготы для преподавателей.

    Теперь учителям можно оформлять льготную ипотеку сроком на 20 лет для покупки квартир с трехлетним льготным периодом и процентной ставкой в первые пять лет - семь процентов годовых, а в последующем - в размере ставки рефинансирования ЦБ. Первоначальный взнос составит десять процентов от стоимости приобретаемого жилья. Кроме того, члены семьи педагогов могут рассчитывать на льготные кредиты для предпринимательской деятельности, организации теплиц, покупки крупного рогатого скота и птиц по программе «Каждая семья - предприниматель». Кредиты выдаются на три года с шестимесячным льготным периодом и ставкой в семь процентов годовых. Также работники системы народного образования могут получать потребительские кредиты для покупки автомобиля и на другие цели.

    Руководство страны ведет масштабную работу для стимулирования труда педагогов. Теперь им полностью выплачивают пенсии. За последние несколько лет размер заработной платы увеличен в 2,5 раза. В свою очередь учителям, которые работают в отдаленных районах, выплачивают надбавку до 50 процентов. Несомненно, данные меры помогли привлечь большое количество молодых специалистов в школы.

    Также новшеством стало денежное поощрение педагогов. Учителям, которые подготовили призеров региональных, республиканских и международных предметных олимпиад, выплачивают единовременные денежные премии от пяти до 50 МРЗП. А тех, кто внес вклад в развитие образования, и тех, кто получил государственные награды, обеспечивают льготными путевками в оздоровительные санатории.

    - Отрадно видеть, какие изменения происходят в образовательной системе, - отмечает учитель родного языка и литературы школы № 1 Пскентского района Ташкентской области Гульчехра Муталова. - Приятно сознавать, что труд педагога в нашей стране оценивается по достоинству, что учитель сегодня может рассчитывать на социальную защиту, всемерную поддержку и стимулирование. Эти благородные устремления закладывают прочную основу для качественного обучения молодежи, формирования у нее патриотизма, глубокого внутреннего мира, высокой духовности, преданности нацио­нальным традициям и ценностям.

    В выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников, глава государства предложил закрепить статус преподавателя законодательно в целях повышения авторитета.

    Также Президент отметил, что законом должны гарантироваться создание необходимых условий для полной реализации потенциала учителей в процессе обучения учащихся, а также меры по их социальной, правовой, материальной поддержке.

    Так, на основе выступления Президента Министерством юстиции Республики Узбекистан разработан законопроект о статусе педагогического работника.

    В частности, предложено установить следующее.

    1. Освободить от уплаты государственной пошлины при обращении в суд по вопросам защиты чести, достоинства и действий должностных лиц.

    2. Запретить привлекать к работам, на собрания и иные мероприятия, не связанные с прямыми должностными обязанностями и профессиональной деятельностью.

    3. Предоставить права на льготную пенсию с уменьшением обще-­установленного возраста на пять лет.

    4. Освободить от уплаты налога на доходы физических лиц средства, направляемые педагогом из его месячной зарплаты на приобретение жилья и автотранспортного средства.

    5. Предоставить годовой оплачиваемый удлиненный отпуск продолжительностью 56 рабочих дней, материальную помощь в размере базового должностного оклада на восстановление здоровья один раз в календарном году при предоставлении отпуска.

    6. Установить минимальный размер базовых должностных окладов педагогов и создать систему выплаты надбавок за выслугу лет и так далее.

    Также проект закона предусмат­ривает, что социальная, правовая и материальная поддержка педагогических работников и создание для них необходимых условий имеют особую значимость в повышении качества процесса образования и воспитания. В свою очередь в некоторых зарубежных странах правовой статус и социальная защита педагогического работника также установлены на уровне закона.

    Президент Шавкат Мирзиёев в Послании Олий Мажлису подчеркнул: «…профессия учителя должна стать самой авторитетной и уважаемой в обществе. И задача государства - создать все условия для того, чтобы учителя в первую очередь заботились о предоставлении детям качественного образования, а также о самосовершенст­вовании».

    Подготовила
    Анастасия Боровикова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates