Центральная Азия - регион взаимного сотрудничества
За прошедший пятилетний Президентский срок можно с уверенностью констатировать: достигнуты значительные результаты в осуществлении взвешенной и конструктивной внешней политики, развитии дружеских и взаимовыгодных отношений с зарубежными государствами, в первую очередь с соседними странами.
Последовательная реализация принципа «Приоритет - Центральная Азия» позволила создать в регионе совершенно новую политическую атмосферу, укрепить связи, основанные на дружбе и доверии. В результате решен целый ряд важных вопросов, касающихся водопользования, границ, возобновления и расширения транспортного сообщения.
Мощный импульс получило торгово-экономическое и инвестиционное взаимодействие. Только за последние четыре года товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии вырос почти в два раза - с 2,7 млрд долларов до 5,2 (с Казахстаном - в 1,6, Кыргызстаном - в 2,3, Туркменистаном - в 3,1 и Таджикистаном - в 2 раза). В частности, в 2020 году товарооборот с Казахстаном превысил 3 млрд, Кыргызстаном составил более 900 млн, Таджикистаном - свыше 500 млн и Туркменистаном - около 530 млн долларов. Налаживается промышленная кооперация между странами ЦА. Создаются совместные предприятия с участием узбекского капитала.
Узбекистан продолжает проводить взвешенный курс в отношении Афганистана. Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что это государство является неотъемлемой частью Центральной Азии, выразив заинтересованность в становлении Афганистана в качестве мирного и независимого государства. Узбекистан уверен: земля Афганистана больше не должна представлять угрозы для стран региона и международного сообщества в целом.
Свидетельством изменения подходов и повышения внимания мирового сообщества к региону послужил пересмотр стратегий в отношении Центральной Азии со стороны США, ЕС и Индии. Ключевое место региону выделяется в китайской глобальной инициативе «Один пояс, один путь» и российском проекте «Большое Евразийское партнерство». Узбекистан неизменно выступает за сопряжение всех этих стратегий для превращения региона в пространство взаимовыгодного сотрудничества, а не в зону соперничества.
Придан существенный импульс дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества с Россией, Китаем, США, Южной Кореей, Турцией, рядом государств Европы и Азии. Разработан и принят ряд соответствующих программных документов, утверждены «дорожные карты» по дальнейшему развитию многопланового сотрудничества с зарубежными странами, среди которых Япония, Германия, Франция, Афганистан, Казахстан, Туркменистан и другие.
Многоплановое сотрудничество нового Узбекистана
На качественно новый этап развития вышло партнерство с ООН. Так, с 2017 года по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева приняты четыре резолюции в рамках ООН, призванные совершенствовать основы и механизмы международного сотрудничества в области регионального взаимодействия, межконфессионального взаимопонимания, устойчивого развития туризма. Особого внимания также заслуживают важные инициативы, выдвинутые главой нашего государства в ходе заседания 72-й, 75-й и 76-й Генассамблей ООН, которые послужили солидным вкладом республики в развитие взаимовыгодного международного сотрудничества.
Укрепляется партнерство с международными финансовыми институтами, по-новому выстроена работа с Международным валютным фондом, Всемирным банком, АБР, ИБР, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, Европейским банком реконструкции и развития.
Республика начала активный диалог по вступлению во Всемирную торговую организацию с целью обретения достойного места в мировой системе торговли, соответствующего возможностям нашей экономики и человеческому потенциалу. Другим примечательным событием можно считать получение Узбекистаном статуса наблюдателя в ЕАЭС, что открывает для страны новые возможности в достижении целей поступательного экономического развития.
Усилена экономическая составляющая дипломатической деятельности, кардинально повышена эффективность деятельности МИД по таким направлениям, как продвижение экспорта продукции отечественных предприятий, привлечение иностранных инвестиций, передовых технологий и знаний в рамках модернизации промышленности и инфраструктуры, увеличение потока туристов в Узбекистан. Так, если по итогам 2016 года экспорт составил 11,1 млрд долларов, то по итогам 2020-го - 15,1 млрд. Все это показывает, что с 2017 года произошел поворот в сторону приоритетов внутреннего развития, что фактически означает очевидный сдвиг к экономизации международного сотрудничества страны, усилению экономического прагматизма во внешних связях.
За последние пять лет улучшились позиции страны в международных рейтингах. В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» страна поднялась на семь позиций и заняла 8-е место среди 190 государств по показателю регистрации бизнеса, а также вошла в число лучших стран-реформаторов. Один из наиболее авторитетных журналов в мире «Economist» (Великобритания) признал Узбекистан страной года - государством, где с 2017-го реформы осуществляются наиболее быстрыми темпами.
С 10 апреля 2021 года Узбекистан присоединился к системе преференций GSP+, позволяющей беспошлинно экспортировать в Евросоюз 6200 видов товаров. Суть GSP+ состоит в уменьшении или отмене тарифных ставок на определенные виды товаров, произведенных в развивающихся странах и ввозимых ими на территорию развитых стран. Для получения этого статуса Узбекистан проделал большую работу по достижению соответствия 27 основным международным конвенциям о трудовых и правах человека, в том числе об искоренении детского и принудительного труда при сборе хлопка, охране окружающей среды и других.
С 2017 года наша республика делает ставку на проактивность во внешней политике и дистанцируется от роли пассивного наблюдателя за происходящими процессами в регионе и мире. Подтверждением служит тот факт, что Узбекистан стал членом более 100 международных организаций и участником свыше 200 международных многосторонних договоров. В данном контексте особое внимание обращает на себя активизация Узбекистана в рамках ШОС и принятие в 2020 году председательства в СНГ. В частности, в 2017-2020 годах узбекской стороной на саммитах ШОС выдвинуто более 30 инициатив, а за указанный период в рамках СНГ инициировано 36 предложений.
Выделим вступление Узбекистана в качестве постоянного члена в Тюркский совет. Активизация сотрудничества с этой организацией открывает для нашей страны новые возможности развития многоплановых связей как с соседними государствами, так и внерегиональными близкими партнерами (Турция, Азербайджан).
Узбекистан активизировал взаимодействие с Организацией исламского сотрудничества и рассматривает ее как эффективную площадку, нацеленную на сохранение и продвижение священных исламских ценностей, укрепление солидарности между мусульманскими народами, содействие их прогрессу и процветанию. На новый уровень вышло взаимодействие с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, являющейся важным международным форумом для диалога государств по вопросам обеспечения безопасности, развития экономики, защиты прав и свобод человека.
Гуманная внешняя политика
Гуманизация внешнеполитической деятельности осуществляется с 2017 года. Это можно видеть на примере возросшей заботы государства об интересах граждан Узбекистана за рубежом, в том числе посредством оказания соотечественникам государственных услуг и привлечения их к реализации социально-экономических и культурно-гуманитарных проектов. В частности, в 2018 году Президент Узбекистана подписал постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики Республики Узбекистан в сфере сотрудничества с соотечественниками, проживающими за рубежом». А в условиях пандемии реализован ряд практических мер для оперативного решения проблем граждан Узбекистана, находящихся заграницей. В частности, обеспечено возвращение в страну более 500 тысяч трудовых мигрантов. Помощь разного характера предоставлена около 100 тысячам соотечественников, оказавшихся за пределами страны в трудном положении. Особого внимания заслуживает и создание Общественного фонда «Ватандошлар», что стало еще одним весомым вкладом в поддержку наших граждан, находящихся за рубежом, и укрепление диалога с ними.
Внимание общественности республики привлекают положения предвыборной программы кандидата в Президенты Республики Узбекистан от Либерально-демократической партии Узбекистана Шавката Мирзиёева, в центре которой - тезис о том, что в случае его избрания на пост Президента страны Узбекистан последовательно продолжит системную, глубоко продуманную, прагматичную внешнюю политику и экономическую дипломатию.
В частности, будет разработана Стратегия регионального сотрудничества Узбекистана по Центральной Азии, в которой особое внимание будет уделено увеличению не менее чем в два раза объема взаимной торговли; укреплению единых производственных цепочек и кооперации в целях создания добавленной стоимости в промышленности; расширению «зеленых коридоров» и транзитных возможностей в сфере транспорта для проведения внешней торговли; усилению инструментов «народной дипломатии», партнерству в области науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма.
Узбекистан будет оказывать посильную помощь афганскому народу и всемерно содействовать установлению мира и спокойствия в соседнем государстве. Предполагается принять активное участие в реализации проекта строительства железной дороги «Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар», а также стратегически важных проектов в энергетической, торговой и промышленной сферах.
В приоритете останется дальнейшее укрепление отношений с такими давними партнерами Узбекистана, как Россия, Китай, США, Турция, Индия, Пакистан, Германия, Франция, Великобритания, Южная Корея, Япония, Объединенные Арабские Эмираты и другими. Намечено расширение географии внешних связей.
Освоение новых рынков, широкое привлечение инвестиций и инноваций, увеличение потока туристов и, самое главное, активное продвижение имиджа Узбекистана будут и дальше оставаться основными задачами всех дипломатических представительств нашей страны. Усилится работа в органах и институтах Организации Объединенных Наций, глобальных и региональных экономических, финансовых и гуманитарных организациях.
Будут предприняты конкретные практические шаги для вступления во Всемирную торговую организацию и углубления процессов интеграции с Евразийским экономическим союзом.
Также в приоритете будет вопрос установления постоянных и эффективных связей с соотечественниками за рубежом с помощью Общественного фонда «Ватандошлар». Предполагается создать Международный институт Алишера Навои, основной задачей которого станет широкая популяризация за рубежом узбекского языка, культуры и национальных традиций, укрепление гуманитарных связей.
В завершение отметим, что в предвыборной программе кандидата в Президенты Республики Узбекистан от Движения предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократической партии Узбекистана Шавката Мирзиёева должное место уделено вопросам проведения эффективной внешней политики, способной обеспечить необходимые условия для реализации масштабной программы реформирования и модернизации всех сфер жизнедеятельности государства и общества. Такой подход будет отражением последовательности проводимой Узбекистаном открытой, проактивной и конструктивной внешней политики.
Соответствующие положения предвыборной программы Шавката Мирзиёева исходят из видения внешнеполитической деятельности страны, обусловленной высокой динамикой трансформации Узбекистана, переходом к новому этапу формирования демократического правового государства с развитой рыночной экономикой. Тем самым без преувеличения можно сказать, что в стране закладывается фундамент новой эпохи - Третьего Ренессанса, требующей качественно новых подходов и во внешней политике.
Азамат Сеитов.
Заведующий отделом Исполкома Политсовета УзЛиДеП.