Данный документ определяет амбициозные цели и задачи по превращению Узбекистана в регионального лидера в сфере ИИ, а также раскрывает потенциал этой перспективной технологии для ускорения экономического роста, улучшения качества жизни населения и решения социальных проблем.

Согласно Стратегии, генеральной целью является вхождение Узбекистана к 2030 году в число 50 ведущих стран мира по уровню развития искусственного интеллекта. В качестве количественных ориентиров заявлены: рост объема рынка ИИ-продуктов и услуг до 1,5 млрд долларов, увеличение доли госуслуг на базе ИИ до 10%, открытие 10 специализированных лабораторий и центров компетенций, подготовка 1000 высококвалифицированных специалистов в данной области. Достижение этих амбициозных показателей потребует решения целого комплекса масштабных задач, начиная от создания необходимой нормативно-правовой базы и технологической инфраструктуры, и заканчивая развитием кадрового потенциала и информированием общества о возможностях и рисках ИИ.

Стратегия определяет ряд приоритетных отраслей и сфер для внедрения интеллектуальных систем, таких как сельское хозяйство, промышленность, энергетика, транспорт, банки, здравоохранение, образование, госуправление. В каждом из этих направлений планируется реализовать конкретные проекты, задействующие различные инструменты ИИ – машинное обучение, компьютерное зрение, обработку естественного языка, экспертные системы и др. Ожидается, что использование ИИ позволит значительно повысить эффективность и конкурентоспособность узбекской экономики.

 Например, в сельском хозяйстве интеллектуальные алгоритмы будут использоваться для оптимизации применения удобрений, орошения полей, мониторинга состояния посевов и животных. Это поможет увеличить урожайность и продуктивность, минимизируя при этом издержки. В промышленности ИИ-системы позволят оптимизировать производственные процессы, предотвращать простои оборудования, контролировать качество продукции. В энергетике интеллектуальные решения будут управлять балансом спроса и генерации, внедрением возобновляемых источников, предотвращением аварийных ситуаций. В финансовом секторе банки смогут точнее оценивать кредитные риски, выявлять случаи мошенничества, персонализировать клиентские сервисы с помощью ИИ. В здравоохранении технологии искусственного интеллекта помогут повысить точность диагностики заболеваний, ускорить разработку новых лекарств, снизить число врачебных ошибок.

 Ключевым условием для успешной реализации Стратегии является формирование адекватной нормативно-правовой базы. Планируется разработать и принять законы, регламентирующие правоотношения в сфере ИИ, обеспечивающие безопасность и защиту персональных данных, устанавливающие этические принципы и правила взаимодействия людей с интеллектуальными машинами. Большое значение будет иметь гармонизация национальных и международных стандартов в области ИИ, развитие системы сертификации решений.

Другим фундаментальным фактором является создание современной технологической инфраструктуры, включающей мощности для хранения и обработки данных, высокопроизводительные вычислительные кластеры с новейшими процессорами и ускорителями, сети связи пятого поколения. Огромное значение будет иметь формирование качественных и обширных массивов данных, необходимых для обучения ИИ-моделей. В рамках Стратегии запланировано создание национальной платформы больших данных, которая объединит информационные ресурсы государства, бизнеса, науки и общества при строгом соблюдении правил информационной безопасности.

Развитие кадрового и научного потенциала в сфере ИИ является важнейшим приоритетом Стратегии. Предполагается создать многоуровневую систему подготовки специалистов, начиная с курсов по ИИ в школах и заканчивая открытием новых факультетов и специальностей в университетах. Талантливая молодежь получит возможность обучаться в ведущих мировых ИТ-вузах. Для переподготовки работников и обучения широких слоев населения планируется запустить онлайн-платформу с открытыми курсами по ИИ. Поддержку получат научно-исследовательские центры и стартапы, занимающиеся прорывными направлениями в области искусственного интеллекта.

Важным инструментом реализации Стратегии должно стать международное сотрудничество. Узбекистан будет активно взаимодействовать с ведущими странами в сфере ИИ, участвовать в глобальном технологическом и научном обмене, привлекать зарубежных экспертов и инвестиции в национальные проекты. Расширится взаимодействие с крупнейшими мировыми ИТ-компаниями и исследовательскими центрами. Вместе с тем Узбекистан намерен стать лидером по развитию ИИ в Центральной Азии, создать региональный хаб компетенций и точку притяжения для талантов.

Разумеется, на пути реализации Стратегии возможны серьезные вызовы и риски. Внедрение ИИ потребует значительных инвестиций, которые могут окупиться не сразу. Автоматизация производств и бизнес-процессов может привести к сокращению некоторых традиционных профессий и росту технологической безработицы. Есть риск усиления «цифрового разрыва» из-за неравного доступа к технологиям ИИ у разных социальных групп и регионов. Неизбежно возникновение новых этических и правовых дилемм, связанных с передачей машинам части человеческих функций. Все эти риски необходимо тщательно анализировать и учитывать при реализации Стратегии.

В целом же принятие Стратегии развития ИИ до 2030 года стало важной вехой для Узбекистана. Этот документ задает четкие ориентиры и приоритеты технологической трансформации страны на ближайшее десятилетие. Для достижения поставленных амбициозных целей потребуется мобилизация значительных финансовых, административных и кадровых ресурсов, эффективная координация усилий правительства, бизнеса, науки и общества. Но в случае успеха Узбекистан сможет войти в число мировых лидеров в одном из самых перспективных направлений развития технологий, открыть новые возможности для экономического роста и повышения благосостояния граждан.

И даже если не все цели будут достигнуты в полном объеме, движение по намеченному пути уже само по себе принесет стране огромные выгоды. Это позволит накопить качественный человеческий капитал, модернизировать инфраструктуру, повысить инновационный потенциал, углубить международное сотрудничество. Стратегия создает надежный фундамент для формирования в Узбекистане экономики и общества будущего, основанного на знаниях и интеллекте.

Шухратжон Ёкубов,
Преподаватель кафедры права интеллектуальной собственности

Ташкентского государственного юридического университета