Стратегия Узбекистана по выстраиванию большой трансрегиональной коннективности

    Мнение 15 июля 2021 454

    С избранием Шавката Мирзиёева Президентом Узбекистана страна взяла курс на проведение открытой, проактивной, прагматичной и конструктивной внешней политики с целью создания в Центральной Азии пространства взаимовыгодного сотрудничества, стабильности и устойчивого развития. Данный подход нашел всестороннюю поддержку государств ЦА, что стало основой общих позитивных изменений.

    От региональной к межрегиональной интеграции

    За последние годы в Центральной Азии произошел качественный сдвиг в сторону укрепления регионального сотрудничества. Между лидерами стран ЦА установлен системный политический диалог, основанный на принципах добрососедства, взаимоуважения и равноправия. Подтверждением этому служит внедрение с 2018 года практики регулярного проведения Консультативных встреч глав государств Центральной Азии.

    Еще одним важным достижением стало принятие по итогам второй Консультативной встречи в ноябре 2019 года Совместного заявления глав государств ЦА, которое можно расценивать как своеобразную программу развития региона. В нем содержатся консолидированные подходы и общее видение глав государств в отношении перспектив укрепления регионального сотрудничества.

    О достигнутом высоком уровне консолидации и готовности цент­ральноазиатских стран взять на себя ответственность за решение общерегиональных проблем также свидетельствует принятие в июне 2018 года специальной резолюции ООН «Укрепление регионального и международного сотрудничества в целях обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе».

    Благодаря этим позитивным тенденциям сегодня на основе принципов поиска разумных компромиссов и взаимного учета интересов находит свое долгосрочное решение целый ряд системных проблем, ранее препятствовавших реализации в полной мере огромного потенциала регионального сотрудничества. Самое главное, государства ЦА начали играть первостепенную и ключевую роль в принятии решений по наиболее актуальным и насущным вопросам развития всего региона.

    Подобное укрепление межгосударственных отношений способствует становлению Центральной Азии в качестве стабильного, открытого и динамично развивающегося региона, надежного и предсказуемого международного парт­нера, а также емкого и привлекательного рынка.

    Новая политическая атмосфера придала мощный импульс развитию торгово-­экономических обменов. Это видно на примере динамики роста внутрирегиональной торговли, объем которой по итогам 2019 года достиг 5,2 млрд долларов, что в 2,5 раза больше по сравнению с 2016-м.

    В то же время общий объем внешней торговли региона в 2016-2019 годах вырос на 56 процентов, достигнув 168,2 млрд долларов. За указанный период приток прямых иностранных инвестиций в регион возрос на 40 процентов, составив 37,6 млрд долларов. В результате доля инвестиций в ЦА от общего объема в мире увеличилась с 1,6 до 2,5 процента.

    Параллельно с этим раскрывается туристический потенциал региона. Количество путешествующих по странам ЦА за 2016-2019 годы выросло почти в два раза - с 9,5 млн человек до 18,4.

    Как следствие, улучшаются общие макроэкономические показатели. В частности, совокупный ВВП стран региона увеличился с 253 млрд долларов в 2016-м до 302,8 млрд долларов в 2019 году. В условиях пандемии данный показатель по итогам 2020-го снизился всего на 2,5 процента.

    Все эти факторы в совокупности показывают, что новые прагматичные подходы Узбекистана во внешней политике привели к созданию благоприятных условий для совместного продвижения странами крупных экономических проектов трансрегионального характера, выведения на качественно иной уровень своих отношений с близлежащими регио­нами и активного вовлечения ЦА в дело формирования структур многосторонней координации и кооперации.

    Такие планы закреплены в выше­упомянутом Совместном заявлении глав государств Центральной Азии, озвученном по итогам Консультативной встречи в 2019 году. В частности, в документе отмечается, что наши страны будут и дальше стремиться к развитию открытого экономического сотрудничества и диверсификации связей с другими странами-партнерами, международными организациями с расчетом на упрочение мира и расширение перспектив экономического развития в регионе.

    Этим целям должна служить продвигаемая Узбекистаном политико-экономическая концепция по взаимосвязанности, в основе которой лежит стремление к выстраиванию прочной архитектуры взаимовыгодного сотрудничества между Центральной и Южной Азией.

    Данные устремления мотивированы заинтересованностью всех государств обоих регионов в развитии более тесных отношений, сложившимся четким пониманием о неделимости безопасности, взаимодополняющем характере экономик и взаимосвязанности процессов социально-экономического развития Центральной и Южной Азии.

    Реализация данных планов призвана способствовать построению огромного пространства равных возможностей, взаимовыгодного сотрудничества и устойчивого развития. Закономерным следствием этого должно стать создание пояса стабильности вокруг Центральной Азии.

    Руководствуясь такими целями, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев выдвинул инициативу о проведении в июле текущего года в Ташкенте международной конференции высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», призванной консолидировать страны двух регионов в деле конструирования концептуальных основ устойчивой модели межрегиональной коннективности.

    Данная идея впервые была озвучена в ходе выступления главы Узбекистана на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Эти вопросы заняли ключевое место в еще одном важном политическом событии 2020 года - Послании Президента Олий Мажлису Республики Узбекистан, озвученном 29 декабря, в котором Южная Азия обозначена как приоритетное направление внешней политики страны.

    Параллельно Узбекистан сущест­венно повысил свою политико-дипломатическую активность в южноазиатском направлении. Это выражается в содействии созданию формата диалога «Индия - Центральная Азия», состоявшейся серии виртуальных саммитов на высшем уровне «Узбекистан - Индия» (декабрь 2020 года) и «Узбекистан - Пакистан» (апрель 2021-го).

    В этом плане знаменательным событием стало подписание трехстороннего соглашения между Узбекистаном, Афганистаном и Пакистаном по созданию Трансафганского коридора, призванного соединить надежной транспортной сетью страны двух регионов.

    Все перечисленные шаги показывают, что Узбекистан фактически уже приступил к реализации планов по выстраиванию большой трансрегиональной взаи­мосвязанности. Системообразующим элементом и своеобразной кульминацией этих усилий должна стать предстоящая конференция высокого уровня.

    В связи с этим ожидаемое мероприятие уже вызывает повышенный интерес широкого круга региональных и международных экспертов, которые отмечают важность и актуальность предстоя­щей конференции. В частности, планы по выстраиванию межрегиональной коннек­тивности уже комментируют обозреватели и аналитики таких авторитетных международных изданий, как Diplomat и Project Syndicate (США), Modern Diplomacy и Radio Free Europe (ЕС), «Независимая газета» (Россия), Anadolu (Турция) и Tribune (Пакистан).

    Согласно их оценкам, итоги предстоящей конференции могут положить начало практическому воплощению идеи грандиозного интеграционного проекта, подразумевающего сближение двух быстрорастущих культурно и цивилизационно близких регионов. Подобная перспектива создаст новую точку экономического роста для Центральной и Южной Азии, способствуя кардинальной трансформации экономической картины макрорегиона и улучшению межрегиональной координации по обеспечению стабильности.

    Афганистан - ключевое звено в обеспечении интеграции двух регионов

    Выстраивание трансрегиональной взаимосвязанности, стратегическим компонентом которой станет Трансафганский коридор, отводит Афганистану центральное место в системе межрегио­нальных связей и вернет этой стране утраченную историческую роль в качестве ключевого связующего звена в обес­печении интеграции двух регионов.

    Реализация этих целей особенно необходима на фоне предстоящего вывода американских войск из Афганистана. Подобное развитие событий, безусловно, создает переломный этап в новейшей истории этой страны.

    С одной стороны, уход войск США, считающийся ключевым условием соглашений в Дохе, может дать мощный толчок мирному процессу в соседней стране, способствуя становлению Афганистана в качестве суверенного и процветающего государства.

    С другой - возникновение силового вакуума грозит обострением внутренней вооруженной борьбы за власть с рисками перерастания ее в братоубийственную войну. При этом уже возрастает интенсивность столкновений между движением «Талибан» и афганскими правительственными войсками, что может негативно влиять на перспективы достижения внутриполитического консенсуса.

    Все вышеперечисленные тектонические изменения, происходящие внут­ри и вокруг Афганистана, еще больше повышают актуальность конференции, демонстрируя правильность выбранного Узбекистаном курса на межрегиональное сближение, так как современные реалии в ИРА делают сотрудничество двух регио­нов жизненно важной необходимостью.

    Осознавая это, Узбекистан намерен дать старт процессу адаптации государств двух регионов к постамериканской эре в Афганистане. Ведь перспективы предстоящего вывода контингента США должны побуждать все соседние государства взять на себя значительную долю ответственности за экономическую и военно-политическую ситуацию в этой стране, улучшение которой является ключом к обеспечению долгосрочной стабильности макрорегиона.

    Учитывая данный факт, Узбекистан пытается добиться широкого регионального консенсуса по афганскому вопросу посредством демонстрации выгодного характера установления скорейшего мира в ИРА для всеобщего процветания всех региональных государств.

    В этой связи зарубежные эксперты убеждены, что планы Ташкента по взаи­мосвязанности органично дополняют современную афганскую политику Узбеки­стана, в рамках которой респуб­лика находится в поиске взаимоприемлемой формулы мира и путей обеспечения долгосрочной стабильности в Афганистане. Таким идеальным рецептом мира является именно межрегиональная экономическая интеграция с вовлечением ИРА, которая окажет стабилизирующий эффект на внутреннюю ситуацию в стране.

    Подобного мнения придерживается широкий круг экспертов. В частности, по оценкам обозревателей российского издания «Независимая газета», прод­вигаемый Ташкентом железнодорожный проект «Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар» станет для Афганистана «экономическим трамплином», так как маршрут пройдет вдоль месторождений полезных ископаемых - меди, олова, гранита, цинка, железной руды. Вследствие этого начнется их разработка, будут созданы десятки тысяч рабочих мест - альтернативные источники дохода для афганского населения.

    Расширение межрегиональной торговли через территорию Афганистана принесет стране экономическую выгоду в виде транзитных сборов. В этом контексте интересно мнение обозревателей американского издания Project Syndicate, согласно которому по Трансафганской железной дороге можно будет перевозить до 20 млн тонн грузов в год, а транспортные расходы уменьшатся на 30-35 процентов.

    Обозреватели турецкого издания Anadolu убеждены, что предлагаемое железнодорожное сообщение через Афганистан представляет собой источник огромной экономической выгоды, способной стабилизировать регион больше, чем любая политическая сделка.

    Практическое воплощение этих планов также жизненно важно на фоне сохраняющейся зависимости афганской экономики от иностранной помощи, масштабы которой за последние годы показывают тенденцию к снижению.

    В частности, объем ежегодной финансовой поддержки доноров, покрывающей около 75 процентов государственных расходов страны, сократился с 6,7 млрд долларов в 2011 году до около 4 млрд в 2020-м. Ожидается, что в следующие четыре года данный показатель уменьшится еще примерно на 30 процентов.

    В этих условиях возрастает необходимость форсирования вопросов реализации и других экономических проектов трансрегионального масштаба, которые способны создать дополнительные благоприятные условия для экономического возрождения ИРА.

    Среди них можно особо выделить такие проекты, как газопровод Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия и линия электропередачи CASA-1000, практическое воплощение которых не только весьма позитивно отразится на обеспечении энергетической безопасности ИРА, но и принесет этой стране значительные финансовые выгоды от транзита энергоресурсов в государства Южной Азии.

    В свою очередь перспектива превращения Афганистана в важный транзитный и энергетический хаб создаст дополнительную заинтересованность для всех внутриафганских сил в достижении политического консенсуса и послужит солидной социально-экономической базой для мирного процесса. Словом, широкое вовлечение афганской стороны в создаваемую Ташкентом систему межрегиональных связей может быть использовано в качестве скрепляющего механизма в продвижении стабильности.

    Центральная Азия на пути диверсификации транспортно-транзитных направлений

    Укрепление межрегиональных связей отвечает целям государств ЦА по диверсификации транспортных направлений и повышению конкурентоспособности региона в качестве международного транспортно-транзитного хаба.

    В ходе встреч на высшем уровне лидеры государств Центральной Азии неоднократно выражали коллективное намерение сторон выступать за укрепление координации в вопросах совместной реализации крупных экономических проектов, особенно направленных на расширение транспортно-транзитных возможностей, обеспечение выхода к морским портам и мировым рынкам, формирование современных международных центров логистики. Необходимость решения указанных задач продиктована сохраняющейся транспортной замкнутостью ЦА.

    Это препятствует обеспечению глубокой интеграции региона в глобальные цепочки поставок и обретению центральноазиатскими государствами своего достойного места в формирующейся новой модели международной системы торговли.

    Так, сегодня центральноазиатские государства, не имея прямого выхода к морским портам, несут существенные транспортно-транзитные расходы, которые достигают 60 процентов стоимости импортируемых товаров. До 40 процентов времени на транспортировку товаров перевозчики теряют из-за несовершенства таможенных процедур и неразвитости логистики.

    К примеру, себестоимость доставки контейнера в китайский город Шанхай из любой страны Центральной Азии более чем в пять раз дороже его транспортировки из Польши или Турции.

    При этом за последние годы государствам ЦА уже удалось добиться обеспечения доступа к морским портам Ирана, Грузии, Турции, Азербайджана и России за счет использования потенциала транспортных коридоров (Баку - Тбилиси - Карс, Казахстан - Туркменистан - Иран, Узбекистан - Туркменистан - Иран, Узбекистан - Казахстан - Россия).

    Среди этих транзитных направлений особенно выделяется международный транспортный коридор «Север - Юг», который на сегодня обеспечивает выход центральноазиатских товаров через иранские порты на мировой рынок. В то же время данный проект - образец успешного соединения государств Цент­ральной Азии с Индией, являющейся крупнейшей экономикой Южной Азии.

    В этом контексте реализация проекта по строительству железной дороги Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар будет способствовать появлению дополнительного коридора и формированию разветвленной сети железнодорожных линий, призванных физически сблизить страны Центральной и Южной Азии. В этом и заключается актуальность продвигаемой Узбекистаном идеи о трансрегиональной взаимосвязанности, практическое воплощение которой принесет выгоду всем государствам двух регионов.

    Бенефициарами реализации вышеперечисленных планов также станут главные субъекты международной торговли, такие как Китай, Россия и Европейский союз, которые заинтересованы в обеспечении надежного сухопутного доступа к южноазиатскому рынку в качестве жизнеспособного альтернативного варианта морским торговым путям.

    С учетом этого высока вероятность интернационализации проекта строительства железной дороги Мазари-­Шариф - Кабул - Пешавар, то есть расширения круга сторон, заинтересованных в финансировании и дальнейшем использовании транзитного потенциала этого коридора.

    Планы Узбекистана выходят далеко за рамки трансрегиональной повестки, так как строительство указанной железной дороги станет важной составной частью международных транспортных коридоров, связывающих Евросоюз, Китай, Россию, государства Южной и Юго-Восточной Азии через регион ЦА.

    В результате повысится транспортная значимость территории государств Цент­ральной Азии, которые в перспективе обретут возможность обеспечения своего активного участия в международном транзите товаров. Это обеспечит их дополнительными источниками дохода, такими как транзитные сборы.

    Еще одним важным достижением станет уменьшение транспортных расходов. Согласно подсчетам экономистов, транспортировка контейнера из Ташкента до пакистанского порта Карачи будет стоить примерно 1400-1600 долларов. Это вдвое дешевле, чем транспортировка из Ташкента до иранского порта Бендер-­Аббас (2600-3000 долларов).

    Кроме того, благодаря реализации проекта Трансафганского коридора государства Центральной Азии получат возможность воспользоваться транзитным потенциалом сразу двух маршрутов, ведущих к южным морям. С одной стороны, уже имеющиеся коридоры к иранским портам Чабахар и Бендер-­Аббас, с другой - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар с последующим выходом в пакистанские порты Карачи и Гвадар. Подобный расклад будет способствовать формированию более гибкой ценовой политики Ирана и Пакистана, что позволит заметно сократить экспортно-­импортные затраты.

    Самое главное, диверсификация торговых путей весьма благоприятно отра­зится на макроэкономической ситуации в Центральной Азии. По оценкам экспертов Всемирного банка, дальнейшее устранение географических барьеров в торговле с внешним миром может увеличить совокупный ВВП государств ЦА как минимум на 15 процентов.

    Коллективный ответ общим вызовам

    Формат конференции предоставит высшим должностным лицам, экспертам и кругам, формирующим политический дискурс государств двух регионов, уникальную возможность впервые собраться на одной площадке, чтобы заложить первый камень в фундамент новой архитектуры трансрегиональной безопасности с расчетом на построение пространства равных возможностей, учитывающего интересы всех вовлеченных сторон. Подобное развитие сотрудничества может стать образцом инклюзивности, подразумевающим создание благоприятной среды, в которой каждая страна сможет реализовать свой созидательный потенциал и совместными усилиями добиться разрешения проблем безопасности.

    Необходимость этого объясняется неразрывностью вопросов безопасности и устойчивого развития - заинтересованностью государств Центральной и Южной Азии сплотиться перед лицом общих угроз, оказывающих негативное влияние на обеспечение последовательного процветания двух регионов.

    Среди этих вызовов эксперты отдельно выделяют такие проблемы, как наркоторговля, терроризм, эпидемиологический кризис, климатические изменения и нехватка водных ресурсов, которым государства двух регионов могли бы противостоять совместными усилиями - выявлением общих вопросов и принятием скоординированных мер по их решению.

    В частности, российские, европейские и пакистанские эксперты указывают на необходимость использования площадки конференции для выстраивания системы коллективной борьбы с наркоторговлей. Актуальность этого аргументируется сохраняющейся репутацией Афганистана как главного наркохаба в мире.

    В данных условиях со слов пакистанского эксперта - исполнительного директора Центра глобальных и стратегических исследований Пакистана Халида Таймура Акрама, «пока не будет конт­роля с обеих сторон и улучшения наркоситуации в регионе, подобное положение дел продолжает служить материальной подпиткой для деструктивных сил - терроризма и трансграничной преступ­ности».

    Особое внимание зарубежных экспертов также вызывают проблемы климатических изменений, которые оказывают прямое негативное воздействие на экономику двух регионов. 2020-й стал одним из трех самых теплых лет в истории наблюдений. Подобные экстремальные погодные явления в сочетании с пандемией COVID-19 оказывают эффект двойного шока для большинства стран, в том числе Центральной и Южной Азии, представляющих собой пример водно­дефицитного макрорегиона. Такая ситуация делает их уязвимыми к глобальному процессу изменения климата.

    В складывающейся обстановке в обоих регионах зарождается осознание климатического кризиса, что сопровож­дается формированием общего понимания необходимости консолидированных усилий.

    Учитывая эти факторы, эксперты призывают государства двух регионов воспользоваться возможностями предоставляемой Ташкентом международной площадки, чтобы определить конкретные планы по совместной борьбе с климатическими вызовами.

    Новая модель трансрегиональной коннективности в интересах инклюзивного экономического роста

    С созданием новой архитектуры взаи­мовыгодного сотрудничества между регионами, которому должна способствовать предстоящая конференция, будут формироваться максимально благоприятные условия для существенного повышения уровня трансрегиональных торгово-экономических обменов.

    Подобного мнения придерживается большинство международных экспертов. По их оценкам, реализация инициа­тивы по взаимосвязанности позволит соединить изолированный рынок ЦА, изобилующий углеводородными и агропромышленными ресурсами, с растущим потребительским рынком Южной Азии и далее - с мировым.

    Это особенно необходимо на фоне наличия в торгово-экономической сфере значительного нереализованного потенциала сотрудничества, полноценному задействованию которого препятствует отсутствие надежной транспортной сети и институциональных механизмов взаимодействия.

    В частности, объем взаимной торговли между странами Центральной и Южной Азии еще не достигает шести млрд долларов. Такие показатели значительно ниже по сравнению с торговлей Южноазиатского региона с внешним миром, объем которой превышает 1,4 трлн долларов.

    В то же время с 2009 года устойчивую динамику роста непрерывно демонстрирует общий импорт стран Южной Азии, объем которого по итогам 2020-го достиг 791 млрд долларов. Подобная ситуация делает рынок ЮА одним из самых важнейших для стран Центральной Азии. К тому же с совокупным населением в 1,9 млрд человек (24 процента населения мира) и ВВП 3,5 трлн долларов Южная Азия представляет собой самый быстрорастущий регион (рост экономики - до 7,5 процента в год).

    В этом контексте интересен недавний доклад специалистов Всемирного банка. В нем отмечается, что, вопреки сложнейшим последствиям пандемии, в странах Южной Азии улучшаются перспективы экономического оживления. Ожидается, что темпы экономического роста в 2021 году составят 7,2 процента, а в 2022 - 4,4. Это возвращение с исторического минимума в 2020 году, означающее выход региона на траекторию восстановления. Таким образом, Южная Азия постепенно сможет вернуть статус быстрорастущего региона мира.

    Учитывая эти факторы, эксперты отмечают, что у центральноазиатских производителей имеются все шансы занять свою нишу на южноазиатском рынке - в полной мере реализовать свой экспортный потенциал.

    Так, в недавно опубликованном специальном докладе Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) рост регионального экспорта центральноазиатских государств в результате укрепления межрегиональной взаимосвязанности оценивается в 187 процентов по сравнению с 2010 годом, а экспорта южноазиатских стран - в 133 процента.

    В этом плане необходимо выделить целый ряд областей, развитие сотрудничества по которым отвечает интересам всех государств Центральной и Южной Азии. Среди них - инвестиционная сфера, сельскохозяйственная область, энергетика, туризм, культурно-гуманитарное взаимодействие, а также наука и образование.

    Акрамжон Неъматов.
    Первый заместитель директора Института
    стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.