Каждый государственный орган, осуществляющий деятельность в соответствии с нормами исполнительской дисцип­лины, должен эффективно и в установленные сроки выполнять поставленные задачи. В нынешних реалиях исполнительская дисциплина имеет важное значение, особенно в аспектах регистрации всей поступающей в государственный орган корреспонденции, определения сроков ее исполнения, разрешения поставленных вопросов с необходимой ответственностью. Это, в свою очередь, обеспечивает своевременное исполнение каждого поручен

В сфере информационно-коммуникационных технологий особое внимание уделяется правильной организации работы с корреспонденцией, усилению исполнительской дисциплины. В этих целях со стороны Правительства организован электронный документооборот. В настоящее время вопрос упорядочения исполнительской дисциплины приобрел актуальный характер.

Если мы обратимся к нормативно-­правовым документам, принятым с целью укрепления исполнительской дисцип­лины, то для совершенствования организационной, исполнительской и конт­ролирующей деятельности всех звеньев управленческого аппарата, повышения личной ответственности, обеспечения своевременного исполнения поручений принято постановление Кабинета Министров «О мерах по укреплению исполнительской дисциплины» от 12 января 1999 года № 12.

Этим документом определены основные правила по организации и контролю за исполнением указов, постановлений, распоряжений и поручений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан. Эти правила выступают краеугольным камнем исполнительской дисциплины.

С целью эффективного исполнения актов и поручений главы государства, а также укрепления исполнительской дисцип­лины принято постановление Президента Республики Узбекистан «О персональной ответственности Государственных советников Президента Республики Узбекистан, руководителей Кабинета Министров и его комплексов, органов государственного и хозяйственного управления, а также хокимиятов всех уровней за эффективное и результативное исполнение актов и поручений Президента Республики Узбекистан, а также за укрепление исполнительской дисциплины» от 11 апреля 2017 года № ПП-2881. А для внедрения Единой меж­ведомственной электронной системы исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz» - соответствующее распоряжение Президента Республики Узбекистан от 9 августа 2017 года № Р-5017.

Для укрепления исполнительской дисциплины, совершенствования системы контроля за исполнением постановлений и поручений Президента Узбекистана, создания необходимых условий с целью осуществления общественного контроля за их реализацией принято еще одно важное постановление главы государства - «О мерах по дальнейшему укреплению исполнительской дисциплины в государственных органах и организациях» от 5 октября 2018 года № ПП-3962. В соответствии с этим документом определен уполномоченный государственный орган, осуществляющий контроль за полным и своевременным исполнением актов и поручений Президента.

С целью эффективной организации исполнения принимаемых законодательных актов и действенной системы мониторинга, усиления личной ответственности руководителей всех уровней и безоговорочного исполнения целей, определенных в Послании Президента Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года и отраслевых и региональных программах развития, утвержденных в период 2016-2021 годов, 10 февраля текущего года руководителем страны принят Указ «О дополнительных мерах по усилению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах за эффективную организацию исполнения актов законодательства». Данным Указом внедрена совершенно новая система контроля за исполнением законодательных актов и поручений.

В настоящее время в Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан реализуется комплексная работа по укреплению исполнительской дисциплины. Определены следую­щие приоритетные задачи:

во-первых, организация контроля за качественной подготовкой проектов нормативно-правовых актов, обеспечением своевременного их согласования и проведением финансовой, экономической и правовой экспертизы;

во-вторых, оперативная передача актов законодательства и поручений исполнителям, в частности, проведение разъяснительной работы среди работников сферы информационно-коммуникационных технологий о сути и значении отраженных в них задач, обеспечение личного контроля за разработкой «дорожных карт» по определению конкретных механизмов, сроков и ответственных лиц;

в-третьих, организация практического исполнения актов законодательства и поручений, обращение особого внимания на представление своевременной отчетности и введение требуемой информации в Единую межведомственную электронную систему исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz»;

в-четвертых, обеспечение персонального критического анализа своевременного, полного и результативного исполнения актов законодательства и поручений, реализация обозначенных задач и достижение поставленных целей.

Помимо этого, решением коллегии министерства утвержден План действий по контролю за своевременным и качественным исполнением данного Указа с определением порядка контроля за исполнением актов законодательства и поручений и представления отчетности, реализации основных направлений по организации работы и укреплению исполнительской дисциплины, а также состава рабочей группы по контролю.

Внедрена и налажена система обсуждения с ответственными лицами вопросов своевременного и качественного исполнения поступающих в министерство актов законодательства и поручений с участием министра - каждый понедельник, с участием заместителей министра - каждую пятницу.

Исходя из требований Указа проведено комплексное изучение ситуации по исполнению актов законодательства и поручений, ответственными работниками Кабинета Министров оказана практическая помощь по устранению выявленных недостатков и решению проблемных вопросов на местах.

Следует отметить, что отделом конт­роля министерства совместно с ответственными работниками осуществляется постоянный контроль исполнения актов законодательства и поручений, вносятся предложения по исполнению поручений, решению вопросов, влияющих на свое­временность исполнения поручений, по принятию мер в соответствии с законодательством в отношении лиц, допустивших нарушение сроков исполнения поручений или некачественную подготовку нормативно-правовых актов.

Важные факторы укрепления исполнительской дисциплины - применение современных методов управления, совершенствование видов контроля и мониторинга исполнения поручений.

В министерстве ведется серьезная практическая работа по приведению в исполнение законов Республики Узбеки­стан, решений палат Олий Мажлиса, актов и поручений Президента Респуб­лики Узбекистан, Кабинета Министров, разработке на их основе ведомственных решений и доведению их до работников всех уровней, установлению контроля за их исполнением.

Подведомственным предприятием министерства ГУП «UNICON.UZ» разработана Единая межведомственная электронная система исполнительской дисциплины «Ijro.gov.uz». К ней подключены 246 министерств, ведомств, органов местной исполнительной власти и свыше 4000 их структурных подразделений. Для более чем 28 тысяч работников создана возможность обмена данными через эту систему.

Посредством системы «Ijro.gov.uz» налажен электронный документооборот, ведется контроль за своевременным исполнением актов законодательства и поручений. В настоящее время данная система совершенствуется в соответствии с требованием вышеупомянутого Указа.

С целью оптимизации рабочих процессов в центральном аппарате и территориальных управлениях министерства внедрена система электронного документооборота «mitc.ijro.uz», к которой подключены все работники. К системе присоединены все подведомственные предприятия министерства и их региональные отделения.

Вся поступающая в министерство корреспонденция принимается только через систему защищенной электронной почты E-хат, проходит электронную регистрацию и вносится в систему «mitc.ijro.uz». Это в свою очередь повышает эффективность и результативность деятельности министерства.

В системе «mitc.ijro.uz» также создана возможность подготовки ведомственных документов. К примеру, исходящие письма, приказы и распоряжения готовятся в данной системе в электронном варианте и при согласовании с соответствующими отделами утверждаются руководством.

Удобства и преимущества системы «Ijro.gov.uz» - в осуществлении контроля за исполнением, ведении соответствующей картотеки и формировании отчетов. С ее помощью можно сформировать отчет исполнителей, например, сколько поручений исполнено и исполняется, какие не были выполнены в срок и так далее.

Кроме этого, в 2020-2021 годах министерством в подведомственных организациях проведено 14 мероприятий по целевому и комплексному изучению исполнения законов Республики Узбекистан, указов, постановлений, распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров (в 2020 году - 11 мероприятий, в I квартале 2021 года - 3).

По причине нарушения рабочей и исполнительской дисциплины в отношении 16 работников министерства (в 2020 году - 15, в 2021-м- 1) применены строгие дисциплинарные меры.

Вопрос исполнительской дисциплины на постоянной основе рассматривается на заседаниях коллегии министерства. С целью своевременного и качественного исполнения поступающих в министерство законодательных актов и поручений каждый понедельник с участием министра и каждую пятницу - с участием заместителей министра, а также ответственных исполнителей посредством видеоконференцсвязи проводятся обсуждения проб­лемных вопросов, связанных с не выполненными в срок или возможными к неисполнению в сроки поручениями, принимаются соответствующие меры.

Для разъяснения работникам сути принятых нормативно-правовых актов в назначенные дни в министерстве в режиме онлайн проводятся семинары. Кроме того, каждую неделю организуются соответствующие лекции, материалы которых публикуются на официальном веб-сайте ведомства и в социальных сетях. За прошедший период 2021 года министерством организовано 420 часов таких онлайн-лекций: в цент­ральном аппарате - каждую пятницу, а в подведомственных организациях - каждые среду и четверг.

Практическим результатом их проведения стало оперативное внедрение работниками сферы современных методов и подходов в процесс исполнения поставленных перед министерством задач.

За прошедшие два года с целью обеспечения нормотворческой деятельности в сфере ИКТ министерством внесено свыше 200 проектов нормативно-правовых актов.

В соответствии с Концепцией совершенствования нормотворческой деятельности, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года № УП-5505, министерством приняты меры по рассмотрению 74 ведомственных нормативно-правовых документов на уровне постановлений Кабинета Министров, усилена работа по поэтапному повышению статуса данных документов до законодательного.

Контроль за практическим исполнением каждого поручения, его изучение и определение ответственных обеспечивают дальнейшее укрепление исполнительской дисциплины.

Конечная цель всех реализуемых в стране реформ и государственных программ - повышение уровня и качества жизни населения. Поэтому необходим ответственный подход при взятии под усиленный контроль исполнение каждого нормативно-правового акта, поручения.

В связи с этим каждый руководитель при организации и планировании работ, определении приоритетов и целевых установок должен отчетливо понимать необходимость постоянного укрепления исполнительской дисциплины, внедрять новые и действенные методы контроля, а также принимать меры по повышению навыков и знаний работников для качественного выполнения ими поставленных задач.

Шухрат Садиков.
Министр по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан.