Сахибкиран Амир Темур воплотил в себе выдающиеся ум и знания, великодушие и преданность Отчизне, твердый дух и созидательную силу, которые продемонстрировал всему миру в борьбе за независимость, создание мощного централизованного государства.
Великому правителю удалось не только вернуть мир на родную землю, но и построить одну из крупнейших империй своей эпохи, где небывалого расцвета достигли государственное управление и хозяйственные отношения, наука и образование, культура и духовность. Будучи разносторонне одаренным, Амир Темур прекрасно понимал, что без духовности невозможно существование общества и любой человеческой цивилизации. В «Уложении...» он пишет о таких нравственных качествах человека, как бескорыстие, уважение к людям, о благотворительности и милосердии, справедливости, принципах человечности и гуманизма как огромном духовном богатстве и красоте.
Мудрый политик с обширным кругозором и тонким аналитическим умом, он вошел в историю прежде всего как созидатель. Объединив вокруг себя самых искусных зодчих, строителей и мастеров, чьи прекрасные творения должны были служить показателем мощи и величия государства, превратил Мавераннахр в центр торговли, экономики и культуры Центральной Азии. Как писал историк XV века Шарафиддин Али Язди, правитель считал недопустимым, чтобы пустовала хотя бы одна пядь земли, которая годится для благоустройства. Буквально на глазах вырастали новые города, великолепные медресе и мечети, парки, караван-сараи, каналы, мосты, дороги…
Особое внимание уделялось развитию Великого шелкового пути. Понимая, что его значение не исчерпывается лишь торговыми связями, и способствуя активному культурному обмену, знаниями, информацией между народами и цивилизациями, Амир Темур отправляет своих послов ко дворам королей Франции, Испании, Англии. И принимает послов других стран, что подтверждают многочисленные исторические и научные труды.
Самарканд в годы правления Сахибкирана становится центром притяжения всего мира: дипломатические посольства и торговые караваны стекались сюда из диаметрально противоположных стран - от Дальнего Востока до Испании. Вокруг жемчужины Востока возникает ряд селений, носивших названия средиземноморских и европейских городов, например, Фариш (ныне Фаришский район в Джизакской области), который созвучен с Парижем. Короли Англии, Франции, испанских Кастилии и Арагона, стремясь заручиться поддержкой Сахибкирана, ведут с ним регулярную переписку.
«Вы присылайте своих купцов в мое государство. Мы встретим их тепло, окажем все почести, - пишет Сахибкиран королю Франции Карлу VI. - Мы также направим в вашу страну своих купцов. И вы также окажете им уважение. Не допускайте, чтобы им чинили излишние преграды. У меня нет других требований к вам. Ибо мир будет благоденствовать благодаря торговым людям».
В политике управления страной Темур руководствовался твердыми правилами и справедливыми законами. Лозунг «Справедливость не в силе, а сила - в справедливости» действовал на всей территории его владений, являясь нравственно-духовным критерием.
«Все историки сходятся во мнении, что Амир Темур был не только храбрейшим из храбрых, но также и очень мудрым, благородным, опытным и проницательным человеком. Сочетание этих качеств сделало его почитаемым лидером людей, которого уважали все сословия», - писал английский ученый Джон Беннетт.
Эпоха Амира Темура и Темуридов ознаменовала собой один из наиболее блестящих периодов в развитии литературы, прикладного и изобразительного искусства. В это время в стране возрождаются монументальная архитектура, живопись, миниатюра. Эти ярчайшие явления происходят после значительного упадка, поразившего Мавераннахр при правлении поздних Чагатаидов, поэтому время правления Сахибкирана (1370-1405 годы) именуют эпохой нового второго периода Восточного Ренессанса. Именно на базе достижений того периода - политических, экономических и культурных - формировалась плеяда блестящих ученых, мыслителей, поэтов и просветителей, таких как Улугбек, Алишер Навои, Захириддин Мухаммад Бабур, и других.
Сам Амир Темур был хорошо осведомлен о разных науках, среди которых астрономия, медицина, архитектура, теология. С любовью изучал историю. Как отмечал арабский философ Ибн Хальдун, который лично беседовал с Темуром, он тонко понимал сложнейшие особенности религиозных, светских и философских знаний.
Относительно недавно стал известен любопытный факт из жизни правителя: он одним из первых в мире занялся популяризацией шахмат, создав все условия для развития этой занимательной игры. По его приказу написана ценная брошюра, объединившая 60 шахматных этюдов. «Интеллектуальная забава», как описывал ее сам Сахибкиран, была одним из его любимых занятий. Нередко он одновременно вел бой с четырьмя соперниками.
Сохранились документы, свидетельствующие и об огромной ответственности Амира Темура в организации работы государственного аппарата, умении видеть в каждом личностные качества. Важно, что он предъявлял к себе те же требования, что и к другим, умел признавать и исправлять свои ошибки, быть жестким и в то же время великодушным. И именно потому мы отмечаем этот день, отдавая должное его причастности как к нашей истории, так и к процессам современного развития мира.
Высокую оценку деятельности Темура как государственного деятеля дал известный ученый Дмитрий Логофет, который в своем произведении «В горах и на равнинах Бухары» писал: «...Он был очень культурным представителем своего времени, поднявшим развитие своего народа на высокую ступень…»
Благодаря личной инициативе главы нашего государства сегодня вопросы объективного изучения истории, сохранения наследия великих предков для грядущих поколений подняты на уровень государственной политики. Так, в стране широко отмечается день рождения Амира Темура. Переведены и издаются литературные источники, научные и популярные книги. В Ташкенте, Шахрисабзе, Самарканде воздвигнуты величественные памятники выдающемуся государственному деятелю. Его именем названы сквер, проспект и станция метро, учреждения культуры и школы в разных городах республики. Учрежден орден Амира Темура. В столице ведет свою деятельность Государственный музей истории Темуридов, в экспозиции которого находятся археологические, этнографические и нумизматические материалы.
Исторические заслуги великого полководца также научно обоснованы и признаны мировым сообществом. По решению ЮНЕСКО в 1996 году широко отмечено его 660-летие. В штаб-квартире организации (Париж) прошли научная конференция и выставка «Расцвет науки, культуры и образования в эпоху Темуридов», в Ташкенте - международная научная конференция «Амир Темур и его место в мировой истории».
В современном мире большое внимание уделяется восстановлению письменного наследия эпохи Темуридов, жизни и деятельности Амира Темура. Подобные издания открыли широкие возможности для читателей непосредственно ознакомиться с документальными материалами о великом предке, иметь объективное представление об исторической действительности. Все это дало большой импульс расширению научных исследований в Узбекистане, которыми теперь занимаются не только ученые в пределах академических институтов, но и в системе высших учебных заведений.
Важным в изучении истории эпохи Темуридов стало расширение сотрудничества с зарубежными странами. Проведены новые исследования в области истории дипломатических отношений государства Темура с европейскими странами. Так, в настоящее время в одном из архивов Франции хранятся письма, отправленные королю Франции Карлу VI, датированные 1402 годом, письмо Карла VI, адресованное Сахибкирану. В корреспонденции особое внимание уделено развитию двусторонних торговых отношений. Сохранились также письма английского короля Генриха IV на латинском языке на имя Амира Темура и его сына Мираншаха, в которых изложены дружественные пожелания.
Среди документов, несомненно, особое место занимают воспоминания и отчеты, содержащиеся в произведении посла короля Кастилии Рюи Гонсалеса де Клавихо «Дневник путешествия в Самарканд ко двору Темура (1403-1406)».
Весь просвещенный мир, широко отмечающий в эти дни 686-ю годовщину со дня рождения Амира Темура, достойно оценил его великие заслуги перед человечеством. Более чем в пятидесяти зарубежных странах ведут исследования ученые-темуроведы. О Сахибкиране издано свыше 900 работ на европейских, не менее тысячи - на восточных языках.
Жизнь и деятельность нашего великого предка по праву служит примером нынешнему молодому поколению. «Уложение Темура» с глубокой жизненной основой и в настоящее время имеет огромное значение и непреходящую ценность.
Нынешняя политика Узбекистана, суть которой определяется такими понятиями, как справедливость, просвещение, совесть и доброта, - практическое воплощение жизненных принципов великой и светлой личности в истории узбекского народа, ставшей символом национальной гордости. Эти благородные устремления остаются основополагающими в развитии Нового Узбекистана.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».