Вот несколько ключевых аспектов, которые характерны для правового регулирования международной торговли Узбекистана:

Конституция Республики Узбекистан (1992) – устанавливает основные принципы, которые касаются внешней торговли, включая обеспечение прав и свобод граждан в сфере экономической деятельности и защиты интересов национальных производителей. Она также гарантирует свободу внешней торговли и регулирование экономических отношений в соответствии с международными обязательствами страны.

Таможенное законодательство: Важной частью правового регулирования внешней торговли является таможенное законодательство, которое регулирует порядок пересечения товаров через государственную границу, установление пошлин, налогов, а также контроль за качеством и безопасностью товаров. В Республике Узбекистан действует Таможенный кодекс (2016), который гармонизирован с международными стандартами. Кроме того такие важные законы как:

Налогообложение и тарифы: Узбекистан устанавливает внешние тарифы, налоги и сборы, которые должны соответствовать международным стандартам и соглашениям. Это включает в себя систему импорта и экспорта товаров, а также внутренние меры, стимулирующие или регулирующие внешнюю торговлю.

Прямые иностранные инвестиции: Для привлечения иностранных инвестиций Узбекистан создает правовую среду, обеспечивающую защиту прав инвесторов, включая законы о свободных экономических зонах, льготах для иностранных компаний и обеспечении правовых гарантий в сфере торговли и инвестиций.

Антимонопольное законодательство: В целях защиты конкуренции на внешнем рынке Узбекистан активно развивает антимонопольное законодательство, которое регулирует антиконкурентные практики и регулирует меры против недобросовестной конкуренции в международной торговле.

Защита интересов национальных производителей: Узбекистан принимает меры для защиты отечественных производителей от демпинга и нелегального ввоза товаров. Это может включать установление антидемпинговых пошлин и других ограничений на определенные группы товаров.

Система сертификации и стандартизации: Для обеспечения качества и безопасности товаров, экспортируемых и импортируемых, Узбекистан развивает систему сертификации и стандартизации в соответствии с международными требованиями, что важно для соблюдения условий международной торговли.

Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности их участников. Анализ взаимных прав и обязанностей позволяет определить правовую природу связей между субъектами и оптимизировать договорные модели.

Отношения, опосредуемые договором оказания услуг в сфере внешней торговли, в том числе в цифровой среде, являются относительными. Отношения между участниками платформы (пользователями) и оператором (агрегатором) также являются относительными вне зависимости от избранной договорной модели (представительство, комиссия, смешанная модель и др.). Абсолютные отношения по поводу цифровых объектов гражданских прав, а также цифровые личные неимущественные права (право доступа в Интернет, право на информацию, право на неприкосновенность личной жизни в Интернете) предметом исследования не являются.

Как минимум необходимо различать правоотношения непосредственно по оказанию услуг между заказчиком и исполнителем и иные (вспомогательные) правоотношения, возникновение которых обусловлено цифровой формой отношений по оказанию услуг. Появляется необходимость регистрации на электронной площадке (платформе), необходимость использования электронной подписи и обеспечения конфиденциальности в электронной среде, что само по себе порождает совокупность связанных договоров и возникающих из них прав и обязанностей субъектов.

Содержание правоотношения, порождаемого договором возмездного оказания услуг, в основном сводится к обязанности исполнителя оказать услуги и корреспондирующему праву заказчика требовать оказания услуг, а также к обязанности заказчика оплатить услуги и соответствующему праву исполнителя. В содержание правоотношений входит также право заказчика принять результат оказания услуг либо отказаться от него.

Заключение договора посредством компьютера или в автоматическом порядке путем использования механизма смарт-контракта, не влияет на его квалификацию в гражданско-правовом смысле, не искажает договорную сущность сделки118. При использовании смарт-контракта как программы для заключения договоров и иных технологий, а также при оказании цифровых услуг необходимо разграничивать компьютерную программу и само правоотношение, т.е. договор.

Таким образом, содержание правоотношений в сфере внешней торговли услугами предполагает традиционную обязанность исполнителя оказать услуги надлежащим образом и субъективное право заказчика требовать от исполнителя оказания услуг. Конкретные действия исполнителя, которые образуют надлежащее исполнение по договору оказания услуг, во многом зависят от применяемых технологий, то есть от особенностей инфраструктуры цифровой экономики. При этом деятельность исполнителя и результат оказания услуг с экономической точки зрения являются товаром, так как имеют полезный эффект для заказчика.

Приоритеты Правительства Республики Узбекистан в области развития включают в себя замещение импорта внутренним производством и продвижение экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Экономическая теория и международный опыт дают основания предполагать, что политику импорто-замещения невозможно проводить одновременно с политикой продвижения экспорта. Те страны, которые пытаются так поступить, обычно в итоге приходят к ситуации, характеризующейся продвижением развития импортозамещающих отраслей и торможением развития экспортно-ориентированных отраслей. Именно так и произошло в Узбекистане, насколько об этом можно судить по данным о торговом режиме и последним показателям торговли. Вместе с тем, торговый режим тормозит развитие экспортно-ориентированных отраслей (в особенности, обрабатывающей отрасли) за счет ограничений на экспорт широкого ассортимента товаров, обязательной продажи валютной выручки по завышенному обменному курсу, трудностей с импортом промежуточных товаров и обременительных экспортных процедур. Поэтому в структуре товарного экспорта Узбекистана продолжают доминировать сырьевые товары, такие как хлопковое волокно, природный газ, золото и уран, в то время как доля готовой продукции в общем экспорте товаров остается небольшой.

В заключении стоит отметить, что сегодня, международная торговля — это мощный катализатор экономического роста страны, который способствует развитию эффективного производства товаров и услуг, усиливает конкурентоспособность предпринимателей, а также приток у валютных средств в национальную экономику. Промышленность является важнейшим сектором экономики, благоприятно влияющей на социально-экономическое развитие Узбекистана. Создание эффективного и конкурентоспособного индустриального сектора является стратегией Узбекистана, как на среднесрочный, так и долгосрочный периоды.

Историческое развитие правового регулирования международной торговли было обусловлено как глобальными тенденциями, так и специфическими национальными особенностями. В зарубежной практике международная торговля формировалась через договоры, экономические теории и организации, такие как ВТО. Узбекистан, с его богатым торговым прошлым и экономической динамикой, в последние годы активно улучшает правовую систему внешней торговли, что способствует интеграции страны в мировую экономику.

Айбек Якубов,

И.о. доцента кафедры «Гражданское право»

Ташкентского государственного юридического университета