Как отметил глава государства в своем выступлении по случаю Дня учителей и наставников, наука, образование, воспитание – это краеугольный камень развития, сила, приумножающая мощь страны.
Поэтому в Узбекистане значительные усилия и средства направляются на комплексное развитие системы образования, подготовку квалифицированных кадров. Качественные изменения происходят в системах дошкольного, школьного и высшего образования, а также в деятельности научно-исследовательских учреждений.
- Мы - тянущийся к просвещению народ, который всегда почитал и уважал учителя. Когда я говорю об учителе, наставнике, то представляю себе самых уважаемых и дорогих для меня людей, интеллигентных и современных, искренних и добрых. Ведь именно педагог обучил всех нас и дал нам воспитание наряду с нашими дорогими родителями, - сказал глава государства в начале совещания. - Сегодня мы закладываем основу для новой эры развития Узбекистана. В этом процессе ближайшие наши помощники - это учителя и наставники, научная и творческая интеллигенция.
Подчеркнуто, что жизнь каждой семьи, каждого ребенка неразрывно связана со школой, и школьный вопрос является для государства, всего общества делом первостепенной важности.
- Мы все доверяем учителям и наставникам наше самое ценное - жизнь и судьбу наших дорогих детей. Поэтому все мы должны оказывать должное внимание этим достойнейшим людям, которые оберегают это бесценное богатство и творят будущее, - сказал Президент.
На совещании отмечено, что результативность нынешних процессов модернизации, успех реформ и преобразований зависят от школьного образования и подготовки кадров новой формации. Поэтому многое зависит от директоров школ и учителей - самоотверженных людей, несущих знания, культуру и духовность в села и города. Школы должны быть не только образовательным учреждением, но и культурным, интеллектуальным центром махалли.
Как известно, с целью дальнейшего совершенствования системы образования и воспитания страны, ускорения развития науки был разработан проект соответствующего указа Президента. Документ был размещен на портале regulation.gov.uz и широко обсуждался во всех регионах, местных кенгашах и школьных коллективах с участием родителей.
В проекте указа обозначены цели, достижение которых позволит решить нынешние проблемы в образовании, а также ожидаемые результаты на ближайшие пять лет и ориентиры дальнейшего развития.
В частности, предлагаются конкретные решения по таким вопросам, как повышение авторитета и статуса учителей в обществе, полный пересмотр школьных учебных программ и методик, увязка школьного образования со следующими этапами образования, создание условий и стимулирование учителей к самосовершенствованию, освобождение их от лишней бумажной работы, улучшение инфраструктуры и духовной среды в школах.
Важную роль сыграет кардинальное изменение подходов руководителей на местах и местных кенгашей к данному вопросу, внедрение механизмов ответственности и подотчетности.
На видеоселекторном совещании обсуждены проблемы в сфере образования и задачи повышения качества обучения.
Глава государства подчеркнул, что необходимо в первую очередь пересмотреть учебную нагрузку и количество уроков в школах, создать методику, нацеленную не на механическое заучивание материала, а побуждение учащихся к рассуждению и анализу.
В качестве примера был приведен опыт Финляндии. Это одна из самых продвинутых в мире стран по общему уровню грамотности, естественным наукам и математике.
- Если не изменить методику обучения в школах, не изменятся ни качество образования, ни содержание, ни среда, - сказал Шавкат Мирзиёев.
Подчеркнута важность изучения и внедрения в общеобразовательных школах страны лучших в мире учебных программ и методик преподавания. Министерству народного образования поручено разработать Национальную учебную программу на основе изученного опыта и начать ее экспериментальное внедрение в образовательный процесс начиная с 2021/2022 учебного года.
Для эффективного введения новой методики все школьные учителя пройдут обучение по видеосвязи с участием зарубежных экспертов. При этом в процесс будут вовлечены педагогические университеты и институты, будет обновлена методика подготовки педагогических кадров. Также будут изучены лучшие зарубежные учебники по школьным предметам математики, физики, химии, биологии и информатике.
Президент напомнил хокимам об их персональной ответственности за решение таких хозяйственных вопросов школ, как ремонт, благоустройство, отопление.
Указано на важность привлечения выпускников, не сумевших поступить в вузы, к занятию профессиями или предпринимательством. В связи с этим со следующего года планируется ввести практику изучения интересов и поэтапной профориентации учащихся начиная с 7-го класса. За школами будут закреплены промышленные, сельскохозяйственные и обслуживающие предприятия.
Указано на необходимость разработать рейтинг школ и на этой основе составить рейтинг качества образования в разрезе районов, городов и областей. По результатам рейтинга будет оцениваться деятельность директоров школ и их заместителей, учителей, хокимов и их советников по образованию.
Директорам школ, попавших в первую пятерку рейтинга, будет выплачиваться надбавка из местного бюджета. Кроме того, руководителям и методистам отделов народного образования, директорам и 2 ведущим учителям школ, занявшим первое и второе места в районном рейтинге, ежегодно будут предоставляться бесплатные двухнедельные путевки в санатории за счет профсоюзов. Предусмотрены и другие методы поощрения самоотверженных педагогов.
На совещании особое внимание уделено вопросам повышения квалификации учителей.
Сегодня педагоги проходят повышение квалификации каждые 5 лет, а руководящие кадры - каждые 3 года. Однако этого недостаточно для полного охвата всех педагогов. В связи с этим в текущем году все 11 тысяч школьных учителей Сырдарьинской области в качестве эксперимента проходят дистанционные курсы повышения квалификации.
В следующем году дистанционное обучение будет организовано для учителей Бухарской, Самаркандской, Ферганской областей и города Ташкента. Ташкентский государственный педагогический университет будет определен базовым вузом по повышению квалификации учителей. Институт повышения квалификации имени Авлони будет функционировать как исследовательский институт по углубленному изучению проблем образования.
Отмечено, что необходимо кардинально пересмотреть порядок определения категории учителей.
Из более чем 490 тысяч педагогов, работающих сегодня в системе народного образования, 4 процента имеют высшую, 15 процентов - первую категорию. Действующая система аттестации, состоящая из 4 этапов, остается чрезмерно бюрократизированной.
В связи с этим ответственным лицам поручено упростить порядок присвоения категорий, перейти на двухэтапную систему, позволяющую оценивать знания педагогов в течение всего года.
Еще одна проблема – незагруженность некоторых школ из-за низкого качества образования и недостаточности материально-технической базы. Так, в 32 школах города Ташкента низок уровень охвата учащихся.
В связи с созданием широких условий для частных учебных заведений в нашей стране предложено в следующем году в порядке эксперимента передать незагруженные школы в доверительное управление на конкурсной основе.
Также затронуты вопросы внедрения современного менеджмента в школах. Отныне директора школ будут назначаться на конкурсной основе по согласованию непосредственно с местными кенгашами. Каждый кандидат должен будет представить собственную программу повышения показателей школы в течение следующих 3 лет и ежегодно отчитываться перед кенгашами.
Основная цель этих мер – организовать эффективную работу школ, исключить незаконные вмешательства в работу директоров и устранить текучесть кадров.
Школа – это не только образовательное учреждение, но и место духовно-нравственного воспитания. Глава государства подчеркнул необходимость привлечения к этой работе местных поэтов и писателей, ежемесячной оплаты их деятельности из фонда директоров школ и местных бюджетов.
Важно создать здоровую конкуренцию в сфере высшего образования и увеличить охват, создать минимум один негосударственный вуз в каждом регионе.
– Рассмотренные сегодня вопросы требуют высокого уровня ответственности от руководителей всех уровней – от директоров школ до Премьер-министра. Эта на первый взгляд незаметная работа станет мощным источником, способным в ближайшие 10-15 лет кардинально изменить облик всей страны и государства, – сказал Президент.
Парламентариям и депутатам местных кенгашей рекомендовано довести изменения в системе образования до населения и повысить чувство сопричастности, взять под контроль исполнение указа после его принятия и оказать практическую помощь своим опытом.
В ходе совещания хокимы, ректоры вузов, директора школ и учителя высказали свои мнения касательно повышения качества и эффективности образования.