баннер
Сайт работает в тестовом режиме
Лого Лого-пв-уз

    Там, где бизнесу комфортно, или Послесловие к региональному этапу конкурса «Ташаббус»

    Традиционный конкурс - знаковая инициатива по популяризации предпринимательства в нашей стране, цель которого выделить наиболее успешные деловые проекты, созданные за последний год, и продемонстрировать интересные продукты и яркие идеи, приносящие пользу обществу.

    Обычно выбирают тех, кто в краткосрочной перспективе поможет сформировать целый пласт актуальных и востребованных решений и проектов для развития экономики. Сами предприниматели рассматривают участие во внутреннем смотре как отличную качественную рекламу своей деятельности, возможность найти новые пути развития для наращивания конкурентоспособности, и, объективности ради, почти каждым движет исключительное желание победить, чтобы стать известным на всю страну.

    Судьба участников регионального конкурса стартапов прошлых лет сложилась хорошо: кто-то пошел в рост, кто-то решал другие, более приоритетные задачи. Например, деятельность многопрофильного агропредприятия ООО «Nurli Diyor Parranda» из Зарафшана за последние два года поднялась на новый уровень развития благодаря освоению технологии выращивания экологически чистых зеленых кормов на основе гидропоники без использования грунта. Трендовый инновационный проект витаминизированного корма оказался настолько экономически выгодным, что бизнесмены почти рассчитались с многомиллионным банковским кредитом, полученным на его раскрутку. А также открыли фирменный магазин по реализации шести видов мяса собственного производства, в начале нынешнего года поставили на поток выпуск молочной продукции в упаковке, на старте - производство еще двух видов продуктов из переработанного молока. Стабильно поставляется на рынки региона продукция тепличного хозяйства - помидоры, огурцы и лимоны, саженцы которых привезены из Турции. Вот-вот будет введен в эксплуатацию большой автоматизированный птицеводческий комплекс, оснащенный зарубежными технологиями последнего поколения. Его продукцию планируется поставлять на экспорт. Заделы в бизнесе у представителя нового поколения региональной бизнес-элиты, лауреата регионального конкурса «Ташаббус-2021» в номинации «Лучший молодой предприниматель года» Достонбека Бобомуродова хорошие, равно как и перспективы дальнейшего развития собственного дела.

    В этом году для участия в районных и городских этапах «Ташаббус» заявки подали более 650 предпринимателей, фермеров и ремесленников, что в два раза больше, чем в предыдущие годы. Это еще одно подтверждение того, что на подобных мероприятиях представители местного делового сообщества готовы делиться предпринимательскими инициативами, идеями, технологиями и показать всем интересующимся бизнесом, что их дело живет и развивается. Кстати, как отмечают представители сферы, несмотря на прошлый пандемийный год, число субъектов малого бизнеса в регионе увеличилось в семь раз. В областной тур вышли 54 участника, добившиеся высоких результатов в сфере производства промышленных товаров, услуг, внедряющие в деятельность инновационные идеи, освоившие выпуск импортозамещающей и экспортоориентированной продукции. Создаваемая субъектами бизнеса региона продукция имеет большой спрос на внутреннем и внешнем рынках, что в свою очередь способствует ежегодному увеличению экспортного потенциала региона. Сегодня предприниматели области реализуют в зарубежные государства текстиль, строительную продукцию и электронные запчасти.

    Уверенно чувствует себя на рынке внешнеэкономической деятельности фермерское хозяйство Avazsoy Chorva Poliz из горного села Октепа Нуратинского района. Три года назад «прорубить» окно к потребителям из Армении, Афганистана, Израиля, Кыргызстана и России, где хорошо понимают ценность натуральных продуктов, произведенных фермерами, оказалось не таким уж сложным делом. Вся линейка сельхозпродуктов, отправляемая за рубеж, агрария Нуриддина Давланова - это маш, фасоль, шиповник, абрикос, горная вишня, арбуз и гармала. Они выращиваются на богарных землях площадью около 630 гектаров. Глубоко и всецело в аграрную отрасль фермер погрузился, когда появилась собственная земля. Со слов председателя махалли «Авазсой» Нуратинского района Шахриёра Ирисова, местное население занимается в основном животноводством. В рамках работы по системе «махаллабай» и обеспечения самозанятости сельского населения драйверами экономического развития населенного пункта, входящего в зону ответственности руководителя 1-го сектора, хокима Нуратинского района, определили развитие тепличного хозяйства. 14 женщинам и представителям молодежи, включенным в соответствующие тетради, на основе субсидий построили парники, в которых выращиваются томаты и огурцы.

    У ФХ Давланова стимулов для роста было чуть больше, чем у односельчан, потому что с самого начала нашел нишу для реализации товара и не где-нибудь, а за рубежом. За прошедшие три года экспорт хозяйства вырос более чем в 2,6 раза. Рассказывает, что в нынешнем году отправил в Афганистан 50 тонн фасоли, а в Кыргыз­стан - 24,5 тонны арбузов. Теперь продвигает новую продукцию под авторским брендом - сухофрукты в упаковке, придумав необычное оформление со снимками исторических достопримечательностей. Точно так же нуратинский фермер зондирует почву для реализации на экспорт продукции животноводства - каракуль мелкого рогатого скота, завезенного специально для этих целей из соседних Казахстана и Кыргызстана. Первые 100 штук овечьих смушек раскупили местные изготовители головных уборов.

    Примечательно, что в нынешнем областном этапе «Ташаббус» была широко представлена сфера медицинских и образовательных услуг как отражение специфики прош­логоднего карантинного периода. По состоянию на 1 июня 2021 года количество действующих на территории Навоийской области предприятий сферы услуг составляет 13 956, в январе-мае текущего года ими оказано рыночных услуг на 2 626,3 млрд сумов.

    Чтобы добраться до отдаленного горного села Темирковук Нуратинского района, потребуется преодолеть не один десяток километров. Для выпускника знаменитой математической школы в Каракульском районе Бухарской области Отамурода Хужамкулова расстояния не стали помехой в его желании открыть в сельской глубинке современный учебный центр. Преподаватель математики, который родился и вырос в здешних местах, точно рассчитал, что вложенные в семейный бизнес многомиллионные средства, в том числе банковский кредит, окупятся не только в денежном выражении. За неполный год, что существует семейное предприятие «KARAKUL-EDUCATION», число обучающихся здесь детей перевалило за 150 человек. По словам сельского учителя, за знаниями по математике, физике, химии, биологии, родному и английскому языкам в нуратинский учебный центр едут дети из соседних Джизакской и Самаркандской областей. Для них педагог-предприниматель возвел с нуля двухэтажное здание, оснастил учебным и лабораторным оборудованием, а преподавать пригласил таких же, как сам, молодых учителей, кстати, тоже выпускников каракульской школы, предоставил им жилье. Вспоминает, что образовательный стартап начинал с частных уроков в период карантина для двух-трех местных ребят, за которыми потом последовало немало желающих. За неполный учебный год учащиеся центра подтянулись в знаниях, о чем говорят многочисленные дипломы, полученные за победы в предметных олимпиадах.

    Энергичная и инициативная бизнес-элита Навоийского региона по части предприимчивости выбирает те сегменты, в которых чувствует себя комфортно и стабильно, чтобы быть уверенной в своей успешности.

    Дилфуза Гулямова.
    «Правда Востока».

    No date selected
    July 2021
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates