Об этом велась речь на пресс-конференции, посвященной проводящемуся в период с 16 по 22 октября осеннему сезону Ташкентской недели. В качестве спикеров в Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан выступили советники председателя Ассоциации «Узтекстильпром» - начальник информационной службы Шахзода Кучкарова и директор Агентства по рекламе и маркетингу текстильной продукции Абдували Содиков, а также организатор выставки UzTextile Expo Autumn 2023 Ойимхол Бобожонова.
Как отметила Ш. Кучкарова, отечественная текстильная промышленность входит в число лидеров Узбекистана по показателям экономического роста. В частности, в области привлечения иностранных инвесторов, создания рабочих мест и экспорта продукции стала стратегически важной отраслью. За последние пять лет показатели экспорта достигли 3,5 млрд долларов.
А сегодня ведется последовательная работа по доведению экспорта до пяти миллиардов долларов. Для достижения этой цели среди важных задач на следующий год - вхождение местных производителей текстиля в глобальную производственную цепочку и привлечение международных брендов. А значит, необходимы повышение качества продукции и ее широкое продвижение на мировой рынок при активном применении международного опыта.
Если обратиться к цифрам, посмотреть на показатели Текстильной недели и выставки за все время их проведения, то можно наблюдать растущий интерес от сезона к сезону. Например, весенний сезон этого года собрал свыше десяти тысяч участников из 40 зарубежных стран, в том числе известных профессионалов отрасли, маститых зарубежных и отечественных спикеров, более 20 иностранных журналистов и семи международных организаций, а также послов иностранных государств, представителей министерств и компаний. Еженедельные мероприятия также широко освещались в изданиях таких государств, как Азербайджан, Германия, Индия, Иран, Польша, Россия, Турция.
В рамках осенней Недели текстиля 2023 года также намечено проведение важных мероприятий.
Одно из главных событий - официальное открытие 18 октября VII Международной выставки текстильной и модной индустрии «UzTextile Expo Autumn 2023». Ожидается, что в ней примут участие более ста компаний из Китая, Индии, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана. На выставке представят свою продукцию и наши отечественные предприятия - крупные, средние и малые производители текстиля. Логичным продолжением мероприятия станет байерская программа. Как отметил А. Содиков, в то же время уникальным будет проведение при сотрудничестве Ассоциации «Узтекстильпром» и USAID в рамках программы по развитию бизнеса первого тренинга «Школы брендинга» для текстильной промышленности.
Пятидневные тренинги проведет Сергей Становкин, который имеет большой опыт в национальном и корпоративном брендинге и стратегических коммуникациях, PR, GR и IR. Он также представлял и продвигал бренды Азербайджана, Казахстана и Кыргызстана. Выступят и другие эксперты из мира моды стран Европы и Центральной Азии.
В рамках недели пройдут семинары по программе Better Work Uzbekistan. В мероприятии примут участие представители таких организаций, как Международная организация труда, Международная финансовая корпорация, Министерство занятости и сокращения бедности, Ассоциация «Узтекстильпром» и Конфедерация работодателей Узбекистана, руководство Федерации профсоюзов Узбекистана и предприятий текстильной промышленности.
Состоятся и тренинги, направленные на повышение экспортного потенциала текстильной промышленности, включая торговые площадки, семинары по сертификации и инновациям, В2В-встречи, бизнес-туры и церемонии запуска новых предприятий текстильной промышленности. Намечено посещение участниками Ташкентской текстильной недели предприятий в столичной области и Ферганской долине. В последний день мероприятия состоится открытие текстильного предприятия в Бухаре.
Как отметила О. Бобожонова, успех Ташкентской текстильной недели состоит еще и в том, что из 180 участников выставки UzTextile Expo Autumn 2023 почти треть приходится на отечественных производителей. Эта площадка подарит прекрасную возможность для продвижения своей продукции, а тренинги и семинары с ведущими европейскими экспертами из мира моды позволят повысить уровень знаний и навыков в данной области. При этом на узбекском рынке представят свою модную продукцию производители из таких стран, как Индия, Китай, Беларусь, а также наши соседи по региону - из Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана. Думается, обмен опытом будет плодотворным и взаимовыгодным.
Если говорить о байерской программе, то здесь примут участие около тысячи компаний, которые не только представят свою продукцию, но и постараются заключить соглашения по оптовым поставкам с производителями.
Почему для нас важны байеры - оптовые продавцы текстиля? В недобрые времена бойкота узбекского хлопка, связанного с применением детского труда, именно с помощью оптовиков нам удавалось преодолевать трудности. Поэтому и сейчас, когда путь узбекскому текстилю на рынки и модные подиумы Европы открыт, мы в знак благодарности продолжаем работу с тружениками рынка текстильной продукции. Это крупные заказчики из стран СНГ - ритейлеры, оптовики. Они здорово выручали нашу страну. Например, одна отечественная компания получила крупный заказ на пошив формы для олимпийской сборной России.
При этом с 2021 года Узбекистан стал бенефициаром программы GSP+ и получил возможность экспортировать продукцию в страны Европы. Так совпало, что после пандемии у многих европейских потребителей оказались разорванными цепочки поставок со старыми производителями. Представители крупных отелей, осведомленных о качестве узбекского текстиля, предпочли заключить договоры на оптовые поставки с нашими производителями. Работа с программами байеров важна еще и в том плане, что позволяет оценить, что сегодня покупается, каковы тренды поставок текстильной продукции, понять, в какую сторону развиваться.
На пресс-конференции в рамках общения с журналистами забавной была дискуссия. В частности, на вопрос, когда наша отечественная продукция, помимо успешного экспорта, станет заполнять местный рынок, прозвучал ответ: когда родной покупатель сделает выбор не в пользу зарубежного, а отечественного производителя! Подвох здесь в том, что в нашей стране уже работают филиалы крупных европейских и азиатских компаний. Поэтому та же модная турецкая или китайская рубашка на самом деле может оказаться пошитой в Намангане или Маргилане. Просто этикетка другая.
Автору довелось пообщаться с турецким бизнесменом, построившим текстильные фабрики в Ферганской долине и Кашкадарьинской области. Он родом из Стамбула, но живет в Ташкенте. Ездит на родину только в гости к родственникам. Собеседник высоко отозвался о трудолюбии узбекских текстильщиков, что вызвало особое чувство гордости. Вот такая история.
Аблай Камалов.
«Правда Востока».