Театр: сеять разумное, доброе, вечное

    Культура 16 ноября 2021 588

    Не секрет, что к кукольному театру многие взрослые относятся, мягко говоря, свысока. Кажется, они подзабыли, что живые представления позитивно воздействуют на малышей. А главное, воспитывают в них такие качества, как доброта, дружелюбие, милосердие и сострадание.

    Как-то, гуляя по осеннему бульвару, невольно услышала разговор двух женщин:

    - Куда поведете детей на каникулах?

    - В первую очередь в зоопарк.

    - По-моему, если похолодает, нет лучше места, чем театр.

    - Когда ходили туда в последний раз, если не ошибаюсь, тоже на осенних каникулах, там было холодно. Не знаю, но говорят, театр отремонтирован. Надо посмотреть, какими спектаклями пополнился репертуар.

    * * *

    Да, дети должны ходить в зоопарк. Но следует формировать в них и культуру посещения театра. Детские сады - фундамент образования. А значит, любовь к большому театру должна воспитываться с представлений в кукольном. И ответственность за это возлагается на нас, родителей. Ребенок, который нередко бывал в кукольном театре, полюбит и Театр юного зрителя, потому что хорошо знает: в спектаклях отражается настоящая жизнь, и здесь он получает духовную пищу, чувствует, что никакие гаджеты не заменят впечатлений от зрелищной постановки.

    Указом Президента страны «О мерах по дальнейшему повышению роли и значения сферы культуры и искусства в жизни общества» от 26 мая 2020 года Республиканскому кукольному театру было присвоено наименование Узбекский национальный кукольный театр. Поскольку каждый юный соотечественник должен знать о нем и гордиться, что в нашей стране есть признанный во всем мире театр со своими историей, настоя­щим и будущим. После капитального ремонта этот истинный храм искусства обрел новый облик.

    Многолетний опыт

    В 1939 году в городе Ташкенте на базе узбекских и русских трупп был организован Республиканский кукольный театр, в котором служили именитые артисты Т. Данияров, В. Грязнова, З. Исхакова, художник-скульптор Е. Подгурская, режиссеры Л. Волкова и Ю. Трахтерова.

    Начало деятельности театра пришлось на годы Второй мировой войны. Тогда театром руководила Р. Ананьева. Зрителям были представлены спектакли и концерты, соответствующие духу и требованиям времени.

    В послевоенные годы коллектив теат­ра наряду с обращением к классическим мировым произведениям непрерывно работал над созданием национальной сценической драматургии. Для малышей и их родителей было подготовлено множество спектаклей, в том числе «Фархад и Ширин» А. Навои, «Семург», «Айгуль и Бахтияр» Х. Алимджана, а также «Приключения Фатимы» Н. Хабибуллаева, «Рахим и жук» А. Кабулова, «Бычок - острые рожки», «Кто украл луну» Р. Фархади.

    Заслуженный успех в 1970-е годы Республиканскому театру кукол принесли яркие работы, рожденные в многолетнем труде творческого тандема заслуженных деятелей искусств И. Якубова и В. Акудина. Они стали поистине корифеями узбекского театра кукол, проработав бок о бок четверть века.

    Театр за свою 80-летнюю деятельность активно участвовал в респуб­ликанских и международных фестивалях. И на весь мир прославил национальное кукольное искусство, побывав с гастролями в России, Кыргызстане, Таджикистане, Казахстане, Мьянме (бывшая Бирма), Афганистане, Индии, Болгарии, Франции, Германии, Египте, Южной Корее, Турции, США. А на Международном фестивале театров кукол имени С.В. Образцова представители российских СМИ отметили безупречное знание русского языка наших артистов.

    Нужно отметить заслугу государственного деятеля Шарафа Рашидова, по инициативе которого в самом цент­ре города возведено здание кукольного театра. Кстати, такое уникальное сооружение есть не во всех странах. В связи с 80-летием театра актриса Муниса Эгамназарова инсценировала спектакль «Кашмирская легенда» по произведению Ш. Рашидова «Кашмирская песня», который занял достойное место в репертуаре театра.

    В последние годы Узбекский нацио­нальный кукольный театр представляет спектакли не только для детей, но и взрослых. Достойны внимания постановки режиссеров Ш. Юсупова «Юрт тумори» («Талисман края»), «Тумарис», Д. Юлдашевой «Яна Андерсен» («И снова Андерсен»), «Карсилдок» («Щелкунчик»), «Юлдузли бола» («Звездный мальчик»), «Ох, бу Хужа Насреддин» («Ох, уж этот Ходжа Насреддин»), «Соя» («Тень»).

    Вот что говорит главный режиссер театра Шомурод Юсупов: «Конечно, присвоение кукольному театру наименования Узбекский национальный требует работы над созданием соответствующих произведений. В то же время невозможно добиться этого, лишь одев кукол в национальные костюмы. Суть должна проявляться в идее спектакля. Однако это не означает, что мы отказываемся от мировой драматургии. Репертуар должен содержать произведения разной направленности. Мы нацелены на это. Спектакль «Тумарис» стал первым на пути к поставленной цели».

    Сегодня лучше, чем вчера

    Как уже было сказано выше, театр приобрел совершенно другой облик.

    - Летом жара, зимой холод мучили нас. Нередко выслушивали жалобы от родителей, - говорит заведующий литературным отделом Икромжон Эркулов. - И они были совершенно правы, говоря, что спектакли смотрели с удовольствием, но испытывали дискомфорт из-за жары летом, холода - зимой. Хватало проблем и со светом, усилителями голоса.

    Сегодня же все в норме. Выражаем огромную благодарность правительству. Малышей радуют не только спектакли, но и обновленное здание. Компактный дворик-сад - просто загляденье!

    Кадры решают все

    В региональных кукольных теат­рах ощущается нехватка кадров, хотя факультет театрального искусства Государственного института искусств и культуры Узбекистана готовит достаточное количество специалистов для сферы. При этом выпускники зачастую выбирают телевидение, радио и другие направления.

    В Узбекский национальный кукольный театр отбор желающих осуществляется на конкурсной основе. А значит, личностный потенциал театра достаточно высок. Актеры в совершенстве владеют узбекским и русским языками.

    По словам И. Эркулова, родители тщательно изучают репертуар: какова идея постановки, на какую возрастную группу рассчитана. И только изучив все нюансы, приводят детей на спектакль.

    И еще: в штате театра имеется должность педагога-психолога. Для чего он нужен? К нам приводят детей с двухлетнего возраста. Естественно, впервые оказавшись в новой, незнакомой для себя обстановке, ребенок может раскаприз­ничаться, испугаться темной сцены, кукол-животных. Тогда на помощь приходит педагог, который проводит предварительную работу: ознакомив малыша с содержанием спектакля, расскажет, какие персонажи в нем участвуют. Специалист находит общий язык с каждым маленьким зрителем и при любых обстоятельствах.

    Обитель добра, радости и вдохновения

    - Налажено сотрудничество с Сиэтлом (США). Стараемся ставить спектакли на языке страны, где гастролируем. Несколько лет назад, когда к нам приехали американцы, показали им постановку «И снова Андерсен» на английском, - продолжает заведующий литотделом. - Пандемия ограничила гастроли. Однако мы не перестали работать. Разнообразили репертуар. Обогатили его представлениями, которые понравятся и детям, и взрослым.

    Недавно нас посетили 20 молодых студентов-архитекторов из Швейцарии. Сотрудники с гордостью ознакомили их с театром. Визитеры были приятно удивлены. Рассказали, что у них есть частные театры, где размещаются от силы 40-50 детей. А государственных кукольных театров у них нет. Это было признанием зарубежных гостей того внимания руководства республики, которое оказывается юным гражданам в целях формирования в них богатого духовного мира.

    Швейцарцев также удивили кресла-­трансформеры, что установлены в зале: легким движением руки они превращаются в удобные сиденья для малышей. Когда зарубежные гости сказали, что не ожидали такого и театр впечатлил их до глубины души, нас переполнило чувство гордости не только за родную обитель, но и за государство в целом.

    * * *

    В настоящее время творческий коллектив театра работает над новой постановкой «Аист и чучело». Каждого ожидают волнительное знакомство с куклами, творческий процесс, вдохновение и неус­танный поиск.

    А маленьких зрителей будут радовать спектакли «Три веселых пятачка», «Приключения Фатимы», «Красная шапочка», «Книга майны, или Сказка о времени», «Зайка-поиграйка» и другие. Живые представления, разные технические эффекты превращают малышей в участников событий, оставляя в их сердечках сильные впечатления от увиденного. Это обогащает их внутренний мир, формирует гармонично развитую личность. А нас, взрослых, заставляет относиться с уважением и заботой к своеобразному миру наших детей.

    Муножат Муминова.

    No date selected
    март 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates