За последние семь лет количество промышленных предприятий в нашей стране выросло до 110 тысяч. Освоено производство более 2 тысяч новых видов продукции. В прошлом году объем экспорта увеличился в 1,6 раза и достиг 19 миллиардов долларов. В результате этого грузооборот в нашей стране вырос на 30 процентов.
Для таких стран, как Узбекистан, не имеющих прямого выхода к мировым океанам, наиболее удобным и дешевым транспортом является железнодорожный. Но сейчас железнодорожным транспортом перевозится лишь 5 процентов продукции на внутреннем рынке и 45 процентов экспортных грузов. То есть АО «Узбекистон темир йуллари» не может конкурировать с перевозкой грузов автомобильным транспортом.
В течение многих лет отрасль не реформировалась, не была внедрена современная система управления. При этом в силу внешних факторов возросли затраты на транспортировку и логистику. В результате как доходы акционерного общества, так и качество услуг остаются низкими.
В частности, указано на нехватку вагонов и устаревание их парка. При нынешних тарифах и модели управления затруднено участие частного сектора в отрасли. Доходы большинства станций не покрывают расходов. Остается недостаточным уровень цифровизации. Население недовольно уровнем сервиса на вокзалах, ограниченностью доступа к центральным вокзалам, неудобным расположением автостоянок, коррупцией при продаже билетов, условиями и обслуживанием в вагонах.
После анализа этих проблем на совещании были обсуждены предложения по реформированию отрасли.
Так, планируется преобразовать акционерное общество "Узбекистон темир йуллари" в холдинг и ввести в нем современный менеджмент, организовать отдельные предприятия, разделив функции по содержанию инфраструктуры, грузовым перевозкам и логистике, пассажирским перевозкам, управлению станциями.
Глава нашего государства одобрил эти предложения и дал дополнительные поручения по повышению эффективности в отрасли. Подчеркнута необходимость обеспечить прозрачный бухгалтерский учет, привлечь на предприятия иностранных специалистов и инвестиции без гарантий государства.
Принято решение создать привлекательные тарифы для частного сектора, выделить предпринимателям кредиты на покупку вагонов. Указано на возможность строительства современных торговых комплексов вокруг центральных вокзалов, выставления на аукцион площадей в самих вокзалах. Выявленные свободные площади вокруг железнодорожных станций могут быть выделены под проекты логистики и производства.
Поставлена задача совместно с Министерством цифровых технологий наладить электронное оформление грузовых документов, установить GPS на вагонах и запустить онлайн-склад по принципу «единого окна».
Подчеркнута важность инвентаризации непрофильных активов «Узбекистон темир йуллари» и направления средств от их продажи на улучшение железнодорожной инфраструктуры.
В связи с тем, что большая часть грузовых поездов заходит в столицу и областные центры, интенсивность движения на станциях увеличивается. В связи с этим указано на необходимость рассмотреть возможность переноса грузовых станций за пределы городов. Это позволит сократить движение грузового транспорта в городах и привлечь дополнительные инвестиции в районы.
Транспортному прокурору поручено обеспечить регулируемость всех железнодорожных переездов для безопасности граждан и дорожного движения.
Также были затронуты вопросы повышения квалификации кадров и качества обслуживания.
Глава государства подчеркнул, что результатом реформирования сферы должно стать создание такой железнодорожной системы, которая бы удовлетворяла население и предпринимателей.
Ответственные лица представили доклад по обсужденным на совещании вопросам.