Партнерство с ведущими зарубежными институтами и учреждениями приносит ощутимые результаты. К примеру, благодаря совместной работе с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) решены многие вопросы, годами копившиеся в системе дошкольного образования. В целях защиты детей, охраны их здоровья и прав на качественные воспитание и обучение организация реализует многоплановую стратегию, включающую непрерывную информационную и просветительскую деятельность; оказание технической поддержки в разработке соответствующего законодательства; повышение потенциала профильных специалистов. В тесном партнерстве с госструктурами ЮНИСЕФ работает над претворением в жизнь ряда важнейших инициатив, конечный результат которых позволяет достигать целей и задач по устойчивому развитию на десятилетия вперед.
Вопрос качества образовательного процесса в детсадах, школах и вузах страны находится под пристальным вниманием Президента. Глава государства инициировал в Узбекистане строительство новой эпохи третьего Ренессанса, основная идея которого заключается в гуманизме, стремлении к просвещению, новым научным открытиям. Именно поэтому важными определены проекты по расширению доступа к качественному дошкольному образованию. Сегодня педагогами активно осваиваются инновационные методы личностно ориентированного обучения, осуществляется большая работа по всестороннему улучшению образовательного процесса и учебно-методических материалов.
При поддержке ЮНИСЕФ в Узбекистане разработаны и утверждены Государственные требования Республики Узбекистан к развитию детей раннего и дошкольного возраста и Государственная учебная программа «Илк кадам». Вместе с тем проработана система измерения оценки качества образовательного процесса, определены соответствующие индикаторы и инструменты.
Почему это так важно? Во-первых, потому что должное внимание системе воспитания и обучения дошкольников в стране не уделялось на протяжении долгих лет. В результате сфера имела слабую материально-техническую базу, а учебные программы не соответствовали действующим в мире стандартам. Все это негативно сказывалось на уровне знаний и навыков детей, а также их дальнейшей успеваемости в школе.
Во-вторых, научно доказано: в первые семь лет жизни ребенок получает основной массив знаний и навыков. Этой информацией он станет пользоваться на протяжении всей жизни. Кроме того, прежняя система воспитания и обучения строилась исключительно вокруг ухода за ребенком и никак не затрагивала вопрос качества получаемых им знаний. Теперь в приоритет ставятся актуальность учебных программ и индивидуальный подход к каждому ребенку.
Инклюзивность - еще один важный аспект развития системы воспитания и образования детей. Этот принцип предполагает обучение малышей с ограниченными возможностями с ровесниками в обычной школе, что будет служить их адаптации в социуме. Инклюзивная система гарантирует: ребенок, имеющий нарушения в развитии, может полноценно посещать занятия, получать знания, учиться читать и писать наравне с остальными. Инклюзивное образование в современном обществе просто необходимо, так как в младшем дошкольном возрасте психика ребенка готова к восприятию новой информации. В соответствии с Государственной учебной программой «Илк кадам» прорабатываются обучающие методики для специализированных ДОО страны.
За счет внедрения в республике цифровизации и технологий в процесс совершенствования системы ДО реализован ряд инициатив. Среди них цифровая платформа Learning Passport «Bolalik Akademiyasi» для поддержки дошкольного образования в Узбекистане, созданная ЮНИСЕФ совместно с Министерством дошкольного образования и Инновационным центром информационных и педагогических технологий «Bilim Makon» при МДО. Узбекистан, к слову, стал первой страной в Центральной Азии, где внедрена подобная инновационная разработка.
Платформа представляет собой гибкую цифровую обучающую программу, которая используется для поддержки обучения миллионов детей по всему миру. Благодаря Bolalik Akademiyasi педагоги получат в распоряжение курсы повышения квалификации, планы занятий, дополнительные материалы для чтения, а также цифровые ресурсы для обучения и воспитания. В основе - положения Государственной учебной программы «Илк кадам» и Государственные требования Республики Узбекистан к развитию детей раннего и дошкольного возраста.
- Примерно 90 процентов мозга ребенка развивается к пяти годам. За это время родители и педагоги должны помочь ему заложить прочную основу для обучения на протяжении всей жизни, создав воспитательную и стимулирующую среду, в которой можно свободно обучаться, развиваться и преуспевать, - отметила министр дошкольного образования Республики Узбекистан Агриппина Шин. - Этот критически важный период имеет решающее значение для миллионов детей дошкольного возраста. Их умственное и физическое развитие, дальнейшее финансовое благополучие будут зависеть от тех навыков, которым мы их обучим в течение первых пяти лет жизни. Новая технологическая инновационная идея позволит детям всей страны получать доступ к высококачественным образовательным ресурсам независимо от того, посещают они ДОО или нет.
Факты убедительно доказывают пользу инвестирования в ранние и дошкольные годы. Воспитание, защита, развитие и поддержка детей в этом возрасте - преобразующий фактор, а возврат инвестиций в раннее образование может достигать 16-кратного размера. По мнению главы Представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане Мунира Мамедзаде, в республике активно и весьма успешно применяются инновационные подходы к развитию дошкольного образования. ЮНИСЕФ вносит в эту работу существенный вклад. Так, доступная обучающая платформа для улучшения знаний и навыков педагогов и родителей детей в возрасте трех - шести лет Bolalik Аkademiyasi прежде всего призвана открыть новые возможности, позволить непосредственно наблюдать за качественным образовательным процессом.
На платформе размещены задания, основанные на передовых зарубежных методиках, имеются также ресурсы для саморазвития. Это обусловлено тем, что педагоги играют значительную роль в жизни каждого ребенка.
- Дети показывают положительный рост в физическом, эмоциональном и познавательном развитии, когда их воспитатели используют современные и востребованные образовательные практики, - говорит директор Инновационного центра информационных и педагогических технологий при Министерстве дошкольного образования Республики Узбекистан Оятилло Рахматиллаев. - Родители и опекуны обеспечивают основу, необходимую для здорового развития. Bolalik Akademiyasi разработана в помощь для домашнего обучения. Платформа очень проста в использовании. Предоставляет библиотеку упражнений и советов для родителей, а также рекомендации по совместной игре, повышающие взаимодействие пап и мам с детьми. По ней дети могут посредством игр развивать грамотность счета и социально-эмоциональные навыки. Есть доступ к электронным книгам на родном языке, возможность смотреть обучающие видео и пользоваться специально подобранной библиотекой, соответствующей возрасту.
Специалисты уверены: для достижения высоких результатов необходимы регулярное внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий, укрепление материально-технической базы и расширение сети ДОО, обеспечение их учебно-методическими, дидактическими материалами, повышение квалификации педагогов. Все это возможно претворить в жизнь совместными действиями. Так, передовой зарубежный опыт способствует эффективной реализации широкомасштабных реформ.
Запуская Bolalik Akademiyasi, Узбекистан стремится охватить почти 20 тысяч педагогов. Благодаря этому примерно 1,5 миллиона детей улучшат свои результаты обучения и развития.
Евгения Юн.
«Правда Востока».
Фото Музаффара Абдуллаева.