Проблема толерантности, обретшая большую актуальность в связи с необходимостью активизации борьбы с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, имеет свои духовные истоки. В частности, это оказывается непосредственно соотнесенным даже с такой казалось бы абстрактной областью, как историко-философская мысль, история философии как наука. Это особенно было важным, когда историко-философские экскурсы, исследования только начали реализовываться, как это было в эпоху раннего средневековья в странах Центральной Азии. В данном случае толерантность проявлялась в том, что ученые, занимавшиеся историей философии, обращались к ней, к её изучению независимо от его расового, религиозного положения, философских позиций.

Историко-философские традиции в Центральной Азии успешно продолжили Абу Райхан Беруни, Ибн Сино, Абу Абдаллах Хорезми и другие. Особые заслуги в этом направлении принадлежать «великому хорезмийцу» Абу Райхану Беруни. Не касаясь историко-философских работ других мыслителей, отметим лишь, что в данном случае историко-философское наследие Абу Райхана Беруни рассматривается совместно в контексте проблемы толерантности.

Толерантный характер его историко-философской мысли проявляется прежде всего в том, что она охватывает чрезвычайно широкий ареал народов, представляющих различные расы, религии, философские ориентации. В трудах Беруни помимо них поднимаются проблемы изучения философских достижений народов Индии, Ирана, Центральной Азии, Арабских стран и т.д.

К историко-философскому наследию Беруни следует отнести разделы об индийской философии в книге «Индия», вводную часть к «Памятникам минувших поколений», «Патанжалу» «Трактат о списке произведений Абу Бакра Рази», философскую переписку между Беруни и Ибн Сино и др.

Однако толерантность у этого великого ученого в сфере историко-философской мысли проявляется не только в широте охвата материала независимо от расовых, религиозных, политических, административных границ, но и в сознательных методологических позициях по проблемам разработки вопросов истории философии как своих, так и других народов. Об опасности не толерантного подхода говорил Беруни в своей книге «Геодезия»: «… всякий, кто одержан фанатизмом до безрассудства, стал сейчас относить к неверию и ереси всех, чье имя кончается на букву «синь». В данном случае Беруни имеет в виду греческие имена. Такого рода нетерпимый подход в науке, в том числе философии великий ученый осуждает и подвергает резкой критике. Принцип объективного и в то же время толерантного подхода к философским учениям мыслителей других народов, других конфессий столь же ярко проявляется и у Беруни, который впервые среди ученых, исповедующих ислам, дал наиболее обстоятельное, по тому времени, изложение индийской философии. При этом особая ценность его подхода состоит в том, что он прямо говорит о тех методологических принципах, которыми он руководствуется в своих историко-философских изысканиях. Не касаясь вопроса о том, как они реализовались, отметим лишь их удивительную соотнесенность с толерантным подходом. Беруни отмечает, что при изучении индийской философии он не делал необоснованных нападок на её последователей по религиозным причинам, «Ибо такова вера индийцев, и им она лучше видна и понятна». Наиболее ярко это проявилось в его осуждении тех, кто убежден, что «религия - только их вера, наука - только та, что у них имеется». Беруни особо осуждает то положение, когда нетерпимость и насилие поднимаются до уровня отношений к другим народом и государствам, как например в случае арабских завоеваний в Хорезме, военных походов Махмуда Газневи в Индию и т.д. По его мнению, одним из крупных пагубных последствий такой политики является большой вред, наносимый научным, в том числе философским знаниям.

Характерной особенностью историко-философских изысканий Беруни явилось его следование принципу сравнительно-аналитического подхода, основанного на толерантном отношении к сопоставляемым учениям, идеям и их приверженцам. В этом отношении весьма характерным является положение: «Я сопоставляю воззрения обоих народов [имеются в виду греки и индийцы - Г.Н.] по причине их совпадения и взаимной близости, а не разных направлений (их)».

Таким образом, реализация толерантного подхода в области историко-философских изысканий и связанных с ним таких методов исследования, как принципы объективности, сравнительно-сопоставительного анализа, признание единства историко-философского процесса, отказ от безосновательной критики других учений и их последователей, способствовали не только получению еще больших исследовательских результатов, но и дальнейшему развитию и углублению толерантного подхода.

Гулнора Носирходжаева,

заведующая кафедры ТГЮУ, к.ф.н. профессор.