О том, как два города, которых разделяли не только огромное расстояние, но и разные политические системы, стали городами-побратимами, узнаем у вице-президента ассоциации «Сиэтл-Ташкент» Фреда Ландалама.
Фред живет на острове Whidbey недалеко от Cиэтла. Дипломат по профессии, с 1990 года в течение 10 лет он работал в странах Центральной Азии, и в том числе четыре года провел в Узбекистане. Сейчас Фред на пенсии, ведет активную общественную работу в ассоциации. Кроме того, он успевает вести дела в сувенирном магазине, который также имеет самое непосредственное отношение к Узбекистан, ведь большая часть товаров – изделия мастеров из Центральной Азии.
- Фред, расскажите, как Ташкент и Сиэтл стали городами побратимами?
- Это удивительная история. В начале 70-х годов между Сиэтлом и Владивостоком впервые был открыт авиарейс. Пассажиров было очень мало. В рамках рекламной кампании по запуску этого маршрута в Сиэтл пригласили мэров из нескольких советских городов, в числе которых оказался и глава столицы Узбекистана. За время короткого визита мэры Сиэтла и Ташкента обсудили перспективы и решили, что два города могут стать побратимами. Но путь к подписанию соглашеняи оказался тернист.
Это были два совершенно разных города. Даже если не говорить о политике, их разделяли и разделяют многие тысячи километров. Ташкент в два раза больше Сиэтла, который находится на берегу Тихого океана. А столице Узбекистана для выхода к морям нужно пересечь по меньшей мере две страны.
Обе стороны решили попробовать. Им понадобилось почти два года, чтобы добиться поставленной цели.
Я не знаю, через что пришлось Ташкенту пройти, чтобы получить разрешение в Москве, но у нас в Америке этот вопрос решался не просто. Обращение мэра Сиэтла в Госдепартаменте США приняли и, как говорится, бросили в урну с ненужными бумагами. Но в то время Сиэтл представлял очень влиятельный сенатор по имени Варрен Магнусон, который был важным человеком в бюджетном комитете. Магнусон прямо сказал тогдашнему главе Госдепа: «Послушайте, если вы не позволите моим избирателям в Сиэтле подружиться с Ташкентом, у вас будут большие неприятности, когда дело дойдет до вашего следующего бюджетного запроса».
После этого Госдепартамент дал свое разрешение, а спустя время мы узнали, что Ташкент также получил согласие в верхах.
В июне 1973 года в Ташкенте заместитель мэра Сиэтла Д. Чеймберс и глава тогдашней администрации Ташкента В. Казимов подписали соглашение об установлении побратимства наших городов.
- Как складывались отношения между городами-побратимами все эти годы?
- Если взглянем на минувшие 50 лет, то было довольно много разных совместных мероприятий. Все эти годы между Сиэтлом и Ташкентом проходили всевозможные обмены - группы врачей, юристов, студентов, музыкантов, художников и многих других совершали взаимные визиты. В Сиэтле появился парк «Ташкент», а в столице Узбекистана - «Сиэтл». Жители двух городов знакомились, переписывались.
Сегодня можно уверено сказать о том, что побратимство Ташкента и Сиэтла положило начало становлению сотрудничества между Узбекистаном и США.
- А есть ли какие-нибудь необычные истории в отношения наших городов?
- О, есть чудесная история любви между узбекской альпинисткой, которая приехала по обмену, и американским профессором физики, который тоже любил походы в горы.
Ситуация оказалась очень непростой. Все прекрасно понимали, что если член одной делегации, посетившей США, станет перебежчиком, это будет концом всех дружеских отношений между двумя городами.
Влюбленные приняли разумное решение, девушка вернулась в Ташкент, а ее поклонник поехал за ней и устроился преподавать физику в гимназии в Чирчике. Думаю, он стал первым американским учителем в Узбекистане. Только через два года девушка получила разрешение для иммиграции с мужем в Америку. Сейчас они оба на пенсии, живут в Элленсбурге, а их дети тоже стали альпинистами.
- Вы - владелец необычного этно-магазина в Сиэтле. Здесь много интересных вещей из Узбекистана. Это тоже результат побратимства?
- В какой-то мере, конечно. Магазин называется «Music for the Eyes», что переводится как «Музыка для глаз». Он открыт уже более 20 лет и здесь действительно очень много национальных сувениров из Центральной Азии и в том числе, из Узбекистана.
Признаюсь, у меня не было цели открывать бизнес. Но я полюбил ваш край, покупал в поездках много разных вещей, которые мне нравились. Когда их стало очень много, пришла идея открыть магазин. Для меня это не только бизнес, но и желание познакомить жителей Сиэтла с Ташкентом, Узбекистаном, другими странами Центральной Азии и всего Востока.
Не удивляюсь, когда после посещения моего магазина, человек принимает решение поехать в Узбекистан или другую страну Центральной Азии. А еще ко мне часто заглядывают ваши соотечественники, которые живут в Сиэтле и других городах США.
- Вам, наверное, известно, что руководство Узбекистана активно налаживает отношения с соотечественниками за рубежом.
- Обращение к узбекской общине за рубежом -это замечательное решение. Оно означает, что люди, которые родились в узбекских семьях и живут в США, получили возможность постоянной связи со своей исторической родиной. Эти люди, как правило, очень хотят, чтобы их дети знали родной язык, культуру, традиции. Кроме того, ваши соотечественники могут внести свой вклад в развитие Узбекистана, в укрепление отношений с США и другими странами.
В настоящее время в Сиэтле проживает более 200 семей из Узбекистана. Это прекрасные, трудолюбивые люди. Со многими из них я дружу. Мы часто их видим в нашей ассоциации. Они собираются, отмечают национальные праздники Узбекистана. Это еще одна возможность знакомить американцев с вашей страной.
- Чем сегодня занимается ассоциация «Сиэтл-Ташкент»?
- Мы продолжаем проводить разнообразные мероприятия для того, чтобы американцы узнали об Узбекистане, о Центральной Азии, о людях, которые здесь живут, их истории и культуре.
В недавнем прошлом у нас был период застоя, когда наши инициативы не находили отклика у узбекских партнеров. Но сейчас Узбекистан стал другим, открытым для дружбы и сотрудничества. Поэтому и в отношениях наших городов-побратимов наблюдается активность.
Есть несколько программ, которые позволяют старшеклассникам из Узбекистана приезжать в Америку с коротким или с длительными визитами в течение учебного года. Они довольно хорошо зарекомендовали себя. Думаем, что и американские школьники с удовольствием побывали бы в Узбекистане.
Мы хотим, чтобы у нас было больше обменных визитов между художниками и ремесленниками, создающими изделия народных промыслов, представителями других профессий. Хорошо, что сейчас укрепляются контакты между нашими странами в сфере бизнеса, но сотрудничество в области культуры не менее важно.
Очень скоро панируем посетить Ташкент, где будем вместе праздновать юбилейную дату. И тогда обсудим новые планы по укреплению дружбы между Сиэтлом и Ташкентом.
Сардор Хасанов












