Истоки тонких линий

Недаром в народе говорят: добрая слава, словно птица, облетает белый свет. Найти художника-миниатюриста помогают его коллеги по творческому цеху - народные мастера, которых встретили в уютном саду у здания ассоциации, призванной возрождать народные промыслы и декоративно-­прикладное искусство Узбекистана.

Еще минута - и попадаем в творческую лабораторию усто, склонившего голову над новым произведением. «Проходите», - Бахром-ака вежливо приглашает стать свидетелем тайны рождения миниатюры.

В небольшой комнатке со стен смот­рят сказочные принцы, в грациозном танце оживают прекрасные пери, продолжает свой путь через песчаную пустыню караван. Красоту и изящество этих работ не раз оценивали гости из Германии, Франции, Венгрии, а также жители респуб­лики на общих и персональных выставках Садыкова, многие из которых были организованы благодаря поддержке правительства и ассоциации. Большинство его работ давно перешло в собственность ряда музеев, галерей и ценителей этого искусства.

Своим появлением миниатюрная живопись Востока, по словам Бахрома Садыкова, обязана манускриптам, так как органично вписалась в них, часто иллюстрируя художественные произведения. Иногда сюжеты выходили за рамки чисто иллюстративных и представляли собой самостоятельное произведение живописного искусства. Слово же «миниатюра», по мнению специалис­тов, имеет разные толкования.

Многие ученые склоняются к тому, что появилось оно в XIX веке от латинского слова «minium». Название соответствует растению миния, из которого в древности получали краски. Ими художественно оформляли начальные буквы, орнаментальные и сюжетные изображения на полях книг.

- В миниатюре следует придерживаться традиций, - поясняет мастер. - Сегодня, конечно, мы используем другие, не растительного происхождения краски. В основном темперу, акварель, акрил. Материал, на котором создаем миниатюры, не только бумага, но и кожа, шкатулки из папье-маше. Неизменными остаются основные сюжетные линии, набор традиционных символов, а главное - стилизованность образов. Это касается изображений человека и животных, птиц, архитектуры.

Важно соблюдать анатомические пропорции натуры, но в уменьшенном размере, а еще добиваться одновременно многоцветности и поэтичности, декоративности и эмоциональности. Такие основы заложены в школе восточной миниатюры Камолиддина Бехзода, зародившейся во времена Алишера Навои и бережно сохраняемой не одним поколением художников, к которым относится и Бахром Садыков. Бехзоду, опираясь на опыт предшественников, удалось тогда разработать идеальное соотношение между всеми деталями композиции. Он наиболее реально изображал персонажей за счет удачного нахождения поз и жестов, создавал новые сюжеты.

Вдохновение от поэта

Мастер берет в руки кисть, макает в баночку с краской и закрашивает пространство внутри обведенных карандашом контуров на тонкой козьей коже. Это - окончательный вариант будущей миниа­тюры, которому предшествуют приятные муки творчества, десяток эскизов на бумаге. Как воздушны и красивы линии, являющиеся основой в любой миниатюре!

- Удивительно, но в изобразительное искусство меня привела любовь к литературе, - рассказывает усто в процессе работы. - С детства не мог оторваться от чтения произведений восточных писателей и поэтов. Всегда мысленно представлял персонажей. Так хотелось воплотить их в творчестве. По традиции, в миниатюре Востока иллюстрировали всегда творения Низами, Саади, Джами, Дехлеви. С юности особенно близки были народные предания, сказки прекрасной Шахерезады, лирика Фирдоуси и Бабура.

По окончании школы поступил на факультет художественной графики педагогического института (ныне - Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами). Первым же учителем в восточной миниа­тюре, которая всегда привлекала своей техникой, был Баходыр Юлдашев. Заочными наставниками, на чьих произведениях рос как художник, стали Гайрат Камалов, Нияз али Холматов. А с образованием Ассоциации «Хунарманд» для Бахрома-ака, как и многих других мастеров, открылись новые горизонты в творчестве. Это и участие в выставках в республике и за рубежом, и освобождение от налогов.

Прекрасный миг длиною в вечность

Восточная миниатюра - один из наиболее канонизированных жанров в народном творчестве, о чем мы уже говорили с мастером ранее. Но Бахром Садыков всегда находится в творческом поиске и открыт новым идеям.

- Знакомясь как-то с древними наскальными росписями, подумал: а почему бы не поменять что-то в своей работе, - делится он. - Сохранив присущие миниатюре стилизованность, декоративность и многоцветность, пропорции фигур и предметов, перенес все на стену. Таким образом, она вышла у меня далеко за рамки иллюстративного жанра, превратилась в подлинную живопись.

Это требует большого не только духовного, но и физического труда: готовим заранее стены, натягиваем марлю, используя акриловые и эмульсионные краски. Даже не ожидал, что видоизмененная миниатюра окажется востребованной. Появилось множество заказов на оформление в частных домах. Люди стремятся к красоте, и это радует.

Также большая гордость для миниа­тюриста - резные металлические сундучки с позолотой, скромно стоящие на столике возле миниатюр.

- С ними связана история нашей семьи, - говорит Бахром Садыков. - На протяжении веков мастера делали большие сундуки для невест, где те хранили приданое. Были они в обиходе и у замужних женщин, державших там свою одежду.

Предмет, необходимый в быту, наши усто со временем превратили в настоящее произведение искусства. Таким мастером когда-то был и мой отец. И мы с братьями с малых лет любили наблюдать за его работой. Смотрели, как на уже готовом, сбитом из дерева или сваренном из металла сундуке он вырезал тонкие узоры - стилизованные листья и стебли, цветы родного края, геометрические фигуры - треугольники, ромбы, круги. Ведь именно эти элементы лежат в основе традиционных узоров «гирих» и «ислими». Братья пошли по стопам отца, стали достойными продолжателями его дела. Меня же больше манил мир литературы и поэзии, а затем и миниатюры. Прошел не один десяток лет, прежде чем решил в память об отце создавать сундуки. Правда, не большие, а маленькие - для хранения ценных бумаг, ювелирных украшений.

Когда выходишь из мастерской, сердце переполнено чувствами от общения с прекрасным, которое, словно живительный родник, омывает душу. Смотришь на произведения таких мастеров, как Бахром Садыков, и понимаешь: Камолиддин Бехзод и другие великие предки продолжают жить. Не только в своих творениях, но и сердцах их последователей.

Возрождение и сохранение прикладного искусства поставлено во главу угла в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Респуб­лики Узбеки­стан в 2017-2021 годах, где предусмотрены дальнейшее развитие и либерализация экономики, в частности - расширение оказываемой финансовой поддержки семейному бизнесу и ремесленничеству, а также в документах за подписью Президента - Указе «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» от 17 ноября 2017 года и постановлении «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и поддержке ремесленников» от 28 ноября 2019-го.

 С конца 2017 года ремесленники Узбекистана освобождены от уплаты фиксированного налога при реализации продукции.

 Получающие пенсии и пособия по возрасту ремесленники освобождаются от уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Минис­терстве финансов.

 Зарегистрированные и работающие в сельских районах ремесленники в первые два года своей деятельности могут платить в Пенсионный фонд только 50 процентов от установленной ставки.

 Ремесленники, входящие в Ассоциацию «Хунарманд», получили возможность обучать желающих в специальных мастерских профессиональных колледжей. При этом мастера выступают в качестве индивидуальных предпринимателей и не платят налоги по оказываемым услугам.

 Реализация продукции на выставках, конкурсах, ярмарках, проводимых в зарубежных странах, может осуществ­ляться без заключения экспортных договоров, а получаемый при этом доход не будет считаться экспортной выручкой.

Сабина Алимова.
«Правда Востока».