В этом процессе прежде всего главную роль играет семья. Не менее важен и вклад организации дошкольного образования. Поэтому в нашей стране это направление стало неотъемлемой частью системы непрерывного образования. Основная наша цель - воспитание сегодняшних дошкольников достойными представителями будущего поколения с высокой правовой грамотностью, способными конкурировать на мировой арене благодаря своим знаниям, обладающими собственной гражданской позицией, умеющими проявлять преданность Родине и народу.
Накопленный международный опыт показывает, что инвестиции в качественное дошкольное образование подготавливают детей к школьному обучению, обеспечивают их социальную адаптацию, развитие необходимых знаний и социально-эмоциональных навыков. Поэтому главой нашего государства поставлена задача - обеспечить всем детям республики равные возможности, защитить их право на обязательную годичную подготовку к общему среднему образованию.
Благодаря целостной правовой базе в этом направлении в последние годы осуществляются масштабные реформы. Так, удалось заложить прочный фундамент работы по разным направлениям: осуществляется строительство ДОО, внедрение механизмов государственно-частного партнерства, подготовка и переподготовка кадров для сферы. Динамично развивается и международное сотрудничество в сфере.
В настоящее время согласно Закону Республики Узбекистан «О дошкольном образовании и воспитании» в нашей стране действуют альтернативные формы дошкольного образования. Так, основываясь на опыте передовых зарубежных государств, в сотрудничестве со Всемирным банком внедрены новые альтернативные формы дошкольного образования в отдаленных районах и регионах республики, где трудно расширять альтернативные виды дошкольного образования.
Когда мы говорим об альтернативных видах дошкольного образования, следует упомянуть о проводимых выездах на дом и деятельности игровых групп.
В частности, согласно действующему плану по развитию образования на 2019-2023 годы и в сотрудничестве со Всемирным банком, Касансайским педагогическим колледжем (Наманганская область) и Тайлакским педагогическим колледжем (Самаркандская область) созданы Центры раннего развития без образования юридического статуса, включающие 20 развивающих игровых групп. За счет финансирования в рамках проекта ВБ «Совершенствование раннего развития детей младшего возраста в Узбекистане» начата экспериментальная деятельность групп.
Основными целями и задачами центров являются:
- реализация права ребенка на образование;
- обеспечение физического, умственного и духовного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями;
- социальная адаптация ребенка и его готовность продолжать образование в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных учреждениях;
- формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей;
- приобретение ребенком социального опыта с учетом индивидуальных особенностей;
- создание благоприятной среды, позволяющей детям, в том числе с особыми потребностями, получать индивидуальные образовательные программы, а также современное инклюзивное дошкольное образование и воспитание;
- формирование у детей чувства любви к Родине, уважительного отношения к семье, национальным, историческим, культурным ценностям своего народа, бережного отношения к окружающей среде.
В числе приоритетов также: внедрение современных образовательных программ и технологий в образовательно-воспитательный процесс; обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку; учет психологических особенностей личности; всесторонняя помощь ребенку и родителям в процессе образования и воспитания; предоставление возможности прохождения практики студентам государственных педагогических колледжей; предоставление дошкольных образовательных услуг детям и реализация равных возможностей получения дошкольного образования детьми, не посещающими ДОО.
В рамках проекта в сотрудничестве с ВБ, а также с целью внедрения модели домашнего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Самаркандской и Наманганской областях в качестве эксперимента были отобраны два координатора и шесть наставников, 20 педагогов для детей с особыми образовательными потребностями. Для специалистов проведен семинар по организации образовательного процесса.
Центры раннего развития действуют в виде трех моделей.
Первая - посещение на дому семей, где имеются дети в возрасте до шести лет, которые не охвачены дошкольным образованием, а также проживающие в отдаленной сельской местности и не имеющие доступа к получению качественного дошкольного образования, где организуется работа с детьми при активном участии родителей и в соответствии с Государственной учебной программой «Илк кадам».
Вторая - игровые группы, организуемые при Центре раннего развития для детей в возрасте от трех до семи лет. В них осуществляется образовательно-воспитательный процесс в соответствии с Государственной учебной программой. В нем также по желанию могут принимать участие родители. Игровые группы состоят из детей определенного возраста или разных возрастов. Наполняемость игровой группы должна составлять от 15 до 20 детей.
Третья - посещение семей с детьми в возрасте от двух до шести лет, имеющих ограниченные возможности здоровья. Во время посещения таких семей на дому проводится работа и с родителями: им оказывается необходимая психологическая и педагогическая поддержка. Посещение на дому также осуществляется дефектологом, психологом, педагогом.
На сегодня данным проектом охвачено 794 семьи из Самаркандской области и 939 - из Наманганской. За истекший период по первой модели в Самаркандской области охвачены 276 семей, в Наманганской - 536. По второй модели всего в Самаркандской области 11 игровыми группами охвачено 458 семей, и на сегодня показатель составляет 277 детей. В Наманганской области за прошедший период в 14 игровых группах охвачено 400 семей (353 ребенка). Третьей моделью охвачено 60 семей, а именно 799 детей в Самаркандской области, 53 семьи и 980 детей - в Наманганской.
Учебно-воспитательные процессы в группах проводятся в две смены каждый день с временным интервалом в 3-3,5 часа на основе Государственной учебной программы «Илк кадам». Для воспитанников организовано питание с 9.00 до 9.30 и с 14.00 до 14.30. Педагоги, работающие в этих группах, повышают свою квалификацию с помощью международных экспертов на тренингах, организованных в рамках проекта, проводимого совместно с ВБ.
Стоит отметить, что на II Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста, состоявшейся в Ташкенте в ноябре 2022 года, принята Ташкентская декларация, на основе которой международные организации гражданского общества, специализирующиеся в области раннего развития детей, продолжат работу в форме консультаций и совместного сотрудничества стран - членов ЮНЕСКО.
Декларация служит ориентиром для международных организаций и профильных министерств стран в реализации одного из пунктов документа, который гласит, что к 2030 году необходимо обеспечить всех мальчиков и девочек доступом к качественным системам развития, уходу и дошкольному обучению, чтобы они были готовы к получению начального образования в школе. Сегодня мобилизуется и укрепляется международная помощь для поддержки воспитания и образования детей младшего возраста, обеспечивается дальнейшее включение международной помощи в глобальные инициативы, такие как Глобальное партнерство в области образования и «Образование не может ждать».
Словом, дошкольное образование является основой обучения на протяжении всей жизни. Оно обеспечивает формирование ребенка здоровой и развитой личностью, пробуждает в нем интерес к учебе, подготавливает к дальнейшему систематическому обучению. Именно эффективная деятельность системы дошкольного образования, создание благоприятных условий не только в дошкольных образовательных организациях, но и в семьях, широкое вовлечение детей в процесс обучения играют важную роль в воспитании подрастающего поколения всесторонне развитым и прогрессивным.
Норой Соатова.
Главный специалист Агентства дошкольного образования
при Министерстве дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан.