О роли и значении цифровой экономики в дальнейшем развитии Узбекистана, достигнутых результатах и влиянии пандемии COVID-19 на отрасль мы побеседовали с Министром по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан Шухратом Садиковым.
- Для начала давайте определим, что такое цифровая экономика? В чем ее преимущества по сравнению с традиционной экономикой?
- Для цельного понимания следует отметить, что термин «цифровая экономика» для современной науки относительно новое понятие. Долгие годы экономика рассматривалась под традиционным углом, где существовали устоявшиеся модели межличностных взаимоотношений и процедур. Но бурное развитие информационно- коммуникационных технологий, их глобальное проникновение во все без исключения сферы жизнедеятельности коренным образом поменяло модели коммуникаций. Благодаря стремительному развитию ИКТ теперь стало возможным совершать все необходимые бизнес-операции и вести документооборот дистанционно с высокой долей эффективности. И уже на данном этапе это происходит и дешевле, и значительно быстрее.
Также в современном публичном дискурсе очень часто применяется термин «информационное общество» - тот вид общества, где информация и знания являются наиболее ценным товаром. Именно они, а не исчерпаемые ресурсы являются движущей силой развития экономики. Цифровые технологии в свою очередь выводят их ценность на более высокий, качественный уровень. Происходит это за счет снижения общих экономических издержек с широкими возможностями масштабирования и универсальной передачи данных. При этом темпы экономического роста возрастают многократно. Причем как сущность цифровая экономика не ограничивается только коммерческими отношениями, но и затрагивает все сферы жизни общества начиная от получения государственных услуг и заканчивая индивидуальными заказами и приобретением товаров и услуг в интернете.
В масштабах всей отрасли одним из главных программных документов, определяющих вектор развития ИКТ-сферы на ближайшую перспективу, является постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства». Согласно ему намечено увеличить долю цифровой экономики в ВВП страны к 2023 году в 2 раза и объем услуг в данной сфере в 3 раза с доведением их экспорта до 100 миллионов долларов. Соответственно в период 2020-2022 годов запланирована реализация 268 проектов по самым различным направлениям хозяйственной и экономической деятельности.
- Но развитие цифровой экономики в свою очередь требует наличия развитой телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечения достаточной скорости интернета. Какая работа осуществляется министерством в этом направлении?
- Да, безусловно. Реализация политики в области цифровой экономики предполагает прежде всего создание полноценного виртуального экономического пространства, способного обеспечить запросы потребителей электронных услуг. Сегодня министерством осуществляется целый комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее развитие отечественного телекоммуникационного рынка. И за последние два года произошел качественный скачок в развитии телекоммуникационной отрасли.
Только в прошлом году в ходе развития телекоммуникационной инфраструктуры по республике было установлено 490 тысяч портов широкополосного доступа, и таким образом общее количество портов абонентского доступа достигло 2,5 миллиона единиц. Помимо этого, проложено около 9 тысяч километров оптоволоконных линий включая дополнительное увеличение общей инфраструктуры телекоммуникаций во всех регионах страны.
В результате модернизации существующих производственных мощностей пропускная способность магистральных телекоммуникаций была увеличена в областях в два раза, а в районах - в четыре раза.
Последовательная работа ведется и в сфере повышения доступности мобильной связи и качества мобильных услуг. Только в этом году было установлено 1375 базовых станций мобильной связи, и таким образом их общее количество по республике доведено до 27,4 тысячи. В настоящее время охват мобильной связью населения страны достиг 97 процентов, в том числе 78 процентов абонентов пользуются услугами широкополосного мобильного интернета.
С целью дальнейшего развития телекоммуникационной инфраструктуры в текущем году поставлена задача внедрить не менее 800 тысяч широкополосных интернет-портов и проложить 12 тысяч километров оптоволоконных линий связи. Масштабная работа проводится и в плане повышения доступности мобильных услуг для населения. В течение двух лет в регионах будет установлено порядка 4,4 тысячи новых базовых станций мобильной связи. И основное внимание станет уделяться отдаленным населенным пунктам. Охват населения республики широкополосным мобильным интернетом будет доведен до 85 процентов. Таким образом, важнейшая задача по ликвидации цифрового неравенства между городом и районом получит свое дальнейшее воплощение.
Однозначно, в числе первостепенных задач в области развития всей сферы инфокоммуникаций - обеспечение высокоскоростным подключением к интернету объектов социальной сферы - учреждений здравоохранения и образования. Так, к настоящему времени порядка 60 процентов всех социальных объектов (11 875 единиц), в том числе 5760 общеобразовательных школ, 3782 ДОО, а также 2333 объекта здравоохранения обеспечены высокоскоростным интернетом на основе оптоволоконных технологий.
В этом году намечено подключить к высокоскоростному интернету 80 процентов всех общеобразовательных школ, 100 процентов дошкольных образовательных организаций и учреждений здравоохранения. К 2021 году все объекты социальной сферы будут обеспечены высокоскоростным интернетом, в том числе даже в самых отдаленных населенных пунктах создадут условия для доступа к современным телекоммуникационным услугам.
Существенным фактом является то, что объем передачи данных в цифровой среде растет из года в год в геометрической прогрессии, и для его обработки требуется все больше программно-аппаратного обеспечения. Поэтому в числе важных задач по дальнейшему развитию телекоммуникационного рынка является также увеличение аппаратных средств и серверных мощностей для хранения виртуальной информации. Исходя из этого в числе важных задач также запланировано увеличение емкости и количества дата-центров по сравнению с нынешними показателями в 10 раз.
Принимаемые меры также направлены на значительное увеличение скорости доступа в интернет по всей республике.
Для оценки масштабов проводимых мероприятий достаточно просто привести открытые данные. Так, согласно последним сведениям сервиса Speedtest.net, в Узбекистане ежемесячно фиксируется уверенный рост скорости доступа в интернет. В настоящее время наша страна в общем рейтинге продемонстрировала рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в секторе фиксированного широкополосного интернета на 18 пунктов, а в секторе мобильного интернета - на 7.
Одновременно с этим последовательно снижаются и тарифы за телекоммуникационные услуги. В течение 2019 года стоимость тарифов для провайдеров и операторов на подключение к внешним каналам снизилась с 85 до 70 тысяч сумов за 1 Мбит/с. А с 1 января 2020 года тариф на внешний интернет-канал для операторов и провайдеров по сравнению с 2019 годом подешевел еще на 20 процентов и сегодня составляет 56 тысяч сумов за 1 Мбит/с.
- Среди всех направлений в области цифровых реформ важнейшее место отводится развитию системы «Электронное правительство». В чем состоит ее актуальность и какие преимущества даются для граждан?
- Как было отмечено выше, понятие «цифровая экономика» включает в себя не только сугубо экономические вопросы, но и охватывает другие сферы жизнедеятельности граждан. Cкорость принятия решений по тем или иным актуальным вопросам напрямую влияет на социально- экономические отношения в обществе и развитие социума как такового.
К примеру, чем быстрее новое предприятие пройдет все этапы регистрации и другие обязательные процедуры, тем быстрее начнет свою деятельность. Или, к примеру, чем быстрее гражданин получит документы для ведения предпринимательской деятельности, тем скорее он обеспечит стабильность себе, близким и начнет платить налоги в казну. Таким образом, сам уровень предоставления и доступа к государственным услугам играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии страны, в повышении благосостояния населения и дальнейшем прогрессе.
За последние два года в Узбекистане были осуществлены конкретные меры, направленные на развитие электронного правительства, создание целостной системы оказания современных электронных государственных услуг.
Сегодня граждане могут получить целый комплекс услуг посредством Единого портала интерактивных государственных услуг (my.gov.uz). В настоящее время через ЕПИГУ оказывается более 200 видов госуслуг, обработано более 20,8 миллиона заявок. В числе важных проектов можно также отметить Виртуальную приемную Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей (business.gov.uz), Единую электронную систему разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов (project.gov.uz), Портал открытых данных (data.gov.uz).
Однако развитие электронного правительства подразумевает под собой не только оказание государственных услуг в одностороннем порядке. Залогом эффективного руководства является формирование механизма обратной связи с гражданами, формирование повестки дня на основе актуальных и злободневных тем.
С этой целью в апреле 2018 года был запущен Портал коллективных обращений «Mening fikrim», за короткий срок превратившийся в эффективный инструмент взаимодействия между органами власти и населением. На текущий момент в портал поступило более 3,9 тысячи коллективных обращений, опубликовано свыше 26,4 тысячи предложений. С целью дальнейшего улучшения деятельности портала намечаются разработка и запуск мобильного приложения веб-портала «Mening fikrim».
Вместе с этим необходимо и дальше последовательно и комплексно продолжать работу в этом направлении, усилить внимание к интеграции государственных систем, максимально популяризировать электронные госуслуги среди населения.
С этой целью были разработаны конкретные меры и задачи на ближайшую перспективу. Согласно им в 2020-2022 годах запланирована реализация 104 проектов по развитию электронного правительства и доведение доли электронных государственных услуг к 2022 году до 60 процентов.
Развитие системы электронного правительства, несомненно, играет важнейшую роль в цифровой трансформации всего общества и социально-экономическом развитии государства. В первую очередь это значительно упростит работу государственных органов, а граждане получат очевидные выгоды и преимущества.
- В числе важных проектов, реализуемых при непосредственном участии министерства, можно отметить проект «Цифровой Ташкент». Расскажите о нем.
Вопрос бурного развития городов и городского населения с каждым годом все больше приобретает свою актуальность и остроту. В этом контексте концепция «цифрового города» подразумевает качественный пересмотр человеческой жизнедеятельности в крупных населенных пунктах: создание комфортной городской среды благодаря широкому внедрению и использованию цифровых технологий.
Для Узбекистана с 34-миллионным населением это весьма важно. Именно с учетом этого разработана комплексная программа «Цифровой Ташкент», направленная на полное преображение информационной ауры нашей столицы с внедрением передовых информационно-коммуникационных технологий.
Так, одним из главных условий стабильного развития любого общества является развитая система здравоохранения. Планируется коренным образом совершенствовать деятельность столичных медицинских учреждений и повысить качество оказываемых медицинских услуг за счет цифровизации сферы. К примеру, регистрация новорожденных, выдача рецептов, ведение медицинской карты пациентов будут переведены в электронный формат, что значительно облегчит работу медработников и позволит внедрять новые формы медицинских услуг, более эффективно проводить лечение пациентов на базе существующей информации.
Или возьмем такое другое важное направление, как образование, где цифровизация учебных процессов не только снизит нагрузку на преподавателей, уменьшит расходы, но самое главное, повысит прозрачность в этой сфере. В числе первоначальных задач - внедрение электронных журналов и дневников в школах, а также перевод организационно-экономической деятельности детских дошкольных образовательных организаций в электронный формат.
Не менее важным условием обеспечения достойного уровня жизни населения столицы является развитие жилищно-коммунальной сферы. В этом плане создание информационно- платежной системы «Менинг уйим» направлено на решение наболевших вопросов в этой отрасли: повышение прозрачности в сфере, повышение платежной дисциплины среди населения, рациональное использование имеющихся ресурсов.
Другим обязательным условием качественного образа жизни городов является наличие развитой системы общественного транспорта. В этом направлении планируется создать возможность приобретения авиа-, железнодорожных и автобусных билетов в онлайн-режиме, а также оплачивать проезд за услуги городского транспорта через национальные платежные системы HUMO и UzCard.
Конечно, не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что сам город является комплексной единой системой, и поэтому при реализации крупных городских решений весьма важно учитывать мнение городского населения. С этой целью планируется запуск электронного портала и мобильного приложения «Халк назорати» («Общественный контроль»), который должен стать эффективным инструментом общественного и муниципального контроля.
В числе других важных проектов можно упомянуть разработку и внедрение информационной системы «Бозор нархи» («Цена на рынке») по онлайн-мониторингу цен на базарах и в торговых точках столицы по 29 основным продуктовым позициям, а также информационную туристическую систему E-Mehmon.
Все направления, реализуемые в рамках проекта «Цифровой Ташкент», носят актуальный и важный характер и направлены на создание комфортных условий для жителей и гостей столицы.
- Пандемия COVID-19 нанесла урон экономике. Как это повлияло на ИКТ-сферу?
- На самом деле, как это ни парадоксально, но режим самоизоляции во всем мире послужил катализатором для развития цифровых технологий. Оказалось, что именно цифровые технологии являются наиболее эффективным инструментом, способным обеспечить работоспособность всех сфер экономики и общественно-социальной жизни с минимизацией урона.
В нашей стране режим самоизоляции так же, как и в других государствах, заставил пересмотреть подходы к работе государственных органов, бизнесу и жизнедеятельности граждан. И как подчеркнул руководитель страны, именно сейчас, в период пандемии коронавируса, наглядно доказана важность мер по дальнейшему широкому внедрению цифровых технологий в сферу государственного управления, госуслуг, торговли, образования и др. Благодаря этому была обеспечена непрерывность и бесперебойность работы как государственного аппарата, так и отраслей экономики и сфер общественной жизни в целом.
Всем известно, что с марта этого года все телекоммуникационные операторы предоставили бесплатный доступ к электронным образовательным и наиболее читаемым отечественным новостным ресурсам и к официальному сайту по теме коронавирусной инфекции (coronavirus.uz).
Для предоставления объективной и достоверной информации и оперативного реагирования на вопросы граждан по медицинским вопросам с 16 марта в Ташкенте работает сall-центр Министерства здравоохранения с коротким единым номером 1003. Также все телекоммуникационные операторы и провайдеры предоставили для граждан бесплатный доступ к указанному номеру по всей республике.
С марта на национальном телевидении стартовали трансляции онлайн-уроков под рубрикой «Онлайн-школа». Трансляция видеоуроков была организована в открытом режиме через эфирное, кабельное и IP-телевидение, а также посредством дополнительных каналов, транслируемых через наземное спутниковое телевидение для населения, проживающего в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах.
Адаптировал свою деятельность и Технологический парк программных продуктов и информационных технологий (IT-Park), успешно переведя свои проекты в онлайн-формат.
В числе важных IT-проектов, реализованных за данный период, можно отметить:
- разработку телеграм-бота Coronavirus Yordam для консультации по вопросам коронавирусной инфекции;
- внедрение новой госуслуги «Абитуриент» на Едином портале для онлайн-регистрации абитуриентов;
- разработку студентами Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий мобильного приложения ImtihonGo для определения места проведения вступительных экзаменов;
- мобильное приложение Self-safety для сохранения социальной дистанции;
- проект студентов Университета Инха в Ташкенте «Birdamlik» для координации волонтерского движения;
- бесплатные образовательные курсы на узбекском языке совместно с Coursera - одной из ведущих образовательных онлайн-платформ в мире.
Помимо этого, в условиях карантинного режима все телекоммуникационные операторы и провайдеры предложили своим абонентам новые, более выгодные тарифы и внедрили новые услуги в целях создания дополнительных удобств для своих клиентов.
Таким образом, с марта текущего года Министерством и его подведомственными предприятиями были предприняты все возможные меры по защите населения страны от негативных последствий пандемии, смягчению ее отрицательного воздействия на отрасли экономики.
Как мы видим из приведенных фактов, цифровая экономика - это всеобъемлющее понятие, охватывающее все без исключения отрасли хозяйства и сферы жизнедеятельности. И в свою очередь Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций осуществляется масштабная и комплексная работа, направленная на полное и комплексное преображение экономики Узбекистана и дальнейшее повышение конкурентоспособности и привлекательности имиджа страны на международной арене.
Беседовала
Юлия Сарымсакова.
«Правда Востока».