Сегодня цифровая трансформация происходит практически в любой сфере деятельности. Например, в образовании мы наблюдаем: школы и вузы все чаще используют интерактивные доски, электронные дневники и журналы, создают аудио- и видеоуроки, преподаватели оказывают консультации через социальные сети и не только.
Претерпевает изменения и система здравоохранения. В частности, передовые технологии используются для хранения большого объема данных, в числе которых истории болезни пациентов. В период COVID-19 актуальным инструментом стала телемедицина.
Узбекистан начал уделять приоритетное внимание развитию информационно-коммуникационных технологий и цифровизации еще в начале 2000-х. К примеру, в стране были приняты Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013-2020 годы, Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030».
Кроме того, с запуском Единого портала интерактивных государственных услуг наблюдается прогресс в данной сфере, а также во внедрении новых технологий в госсекторе.
Значительно улучшилась цифровая инфраструктура страны, было инвестировано значительное количество ресурсов, что заложило прочную основу для развития ИКТ. В результате, по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, в сфере информации и связи за 2017-2021 годы валовая добавленная стоимость увеличилась более чем в два раза.
Кроме того, с созданием IТ-парков в Узбекистане объем экспорта отрасли вырос в 50 раз и достиг 46 млн долларов. Число резидентов парка увеличилось со 147 до 500, также открыто более 300 новых компаний и создано 8,5 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест. В настоящее время в IT-парках работает свыше 11 тысяч молодых людей.
Общая протяженность волоконно-оптических линий связи в стране заметно растет с 2017-го. Например, за 2017-2022 годы увеличилась почти в шесть раз и на январь 2022-го достигла 118 тысяч километров.
С 2017 года общая пропускная способность международных сетей увеличилась более чем в 28 раз: с 64,2 до 1800 Гбит/с в январе 2022-го.
По состоянию на январь текущего года в Узбекистане в результате реформирования и цифровизации государственного управления 56 процентов госуслуг стали предоставлять через Единый портал интерактивных государственных услуг. Количество госуслуг на платформе my.gov.uz достигло 307, и ими активно пользуются 1,3 млн граждан. При этом по итогам 2021-го общее количество интернет-пользователей в Узбекистане достигло 27,2 миллиона.
В то же время под воздействием глобальной пандемии правительство страны пересмотрело и модернизировало национальную стратегию цифровизации.
В этом направлении Указом Президента утверждена Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030» от 5 октября 2020 года. Согласно документу, все государственные пошлины и штрафы осуществляются с использованием электронных платежных систем в режиме онлайн. Кроме того, внедряются свыше 400 информационных систем, электронных услуг и иных программных продуктов в разных сферах социально-экономического развития регионов.
Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030» предусматривает утверждение двух программ: цифровизация регионов и отраслей, а также «дорожных карт» по их реализации. Несомненно, это обеспечит наиболее полный охват и эффективную реализацию документа, который включает такие приоритетные направления, как развитие цифровой инфраструктуры, электронного правительства, национального рынка цифровых технологий, образования и повышения квалификации в сфере.
Известно также, что в соответствии со Стратегией «Цифровой Узбекистан-2030» для мониторинга состояния цифровой трансформации в регионах разработана методика рейтинговой оценки цифрового развития территорий, которая позволяет провести предварительную диагностику цифровизации на местах. В числе критериев - использование интернета в социальных учреждениях (ДОО, школы, поликлиники), внедрение образовательных и иных систем и программных продуктов, охват дипломированных учителей по информатике, а также учеников школ в рамках проекта «Один миллион программистов», количество учебных IT-центров.
Стратегия способствует реализации и других национальных стратегических документов и программ и в первую очередь будет иметь важное значение для решения национальных задач, достижения Целей в области устойчивого развития, а также для Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.
Стратегия развития, принятая 28 января 2022 года, охватывает семь приоритетных направлений реформ, касающихся государственного управления, верховенства закона, экономического развития, социальной политики, духовного просвещения, безопасности, а также прагматичной и активной внешней политики.
В Стратегии развития определена дальнейшая цифровизация ряда важных сфер, таких как государственные и социальные услуги, правоохранительные органы, системы управления дорожным движением и здравоохранения, банковский и сельскохозяйственный секторы, и не только.
Кроме того, предусмотрены совершенствование электронного правительства Узбекистана и доведение доли электронных государственных услуг до ста процентов, внедрение системы Mobile ID-идентификации лица при их оказании, проектов «Цифровой паспорт граждан» и «Цифровой орган».
При сохранении стабильных темпов роста к 2030 году планируется достичь ВВП на душу населения, равного четырем тысячам долларов, и войти в категорию «государств с доходом выше среднего». В связи с этим в качестве основного драйвера определено развитие цифровой экономики с увеличением ее доли не менее чем в 2,5 раза к концу 2026 года. При этом намечено увеличить объемы производства программных продуктов в пять раз, их экспорта - в десять (до 500 млн долларов), а также довести уровень цифровизации производственных и операционных процессов в реальном секторе экономики (в финансовом и банковском) до 70 процентов. Кроме того, уделяется особое внимание цифровизации городского планирования и строительства согласно концепции «Умный город».
За последнее десятилетие наша страна добилась ощутимых результатов в сфере цифровизации и развития ИКТ, особенно в предоставлении электронных государственных услуг. Инвестиции в цифровую экосистему, IT-инфраструктуру и электронные услуги будут способствовать дальнейшей модернизации национальной экономики и ускорению инклюзивного роста во всех сферах.
Фаррух Хакимов.
Начальник отдела Центра «Стратегия развития».









