«Цифровой Узбекистан-2030»: основные положения и перспективы реализации

    Цифровизация 11 ноября 2020 5541

    Сегодня цифровые технологии стремительно проникают во все сферы человеческой жизни. В свою очередь своевременно вставшие на путь такого развития государства достигают успехов. А те страны, которые работают по-старому, отстают от прогресса. Об этом говорилось на видеоселекторном совещании по вопросам внедрения цифровой экономики и электронного правительства в отраслях и регионах, которое состоялось 22 сентября под председательством Президента Шавката Мирзиёева.

    Во всем мире идут процессы цифровой трансформации. С учетом современных реалий и тенденций Узбекистан также начал переход к цифровой экономике. Так, в 2017 году запущена новая версия Единого портала интерактивных государственных услуг (my.gov.uz), создано Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан. А в 2018-м образован Фонд поддержки развития цифровой экономики «Цифровое доверие» с целью привлечения и консолидации средств инвесторов для реализации проектов в сфере на условиях государственно-частного партнерства, в том числе связанных с внедрением технологии блокчейн.

    Также и Государственная прог­рамма по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Респуб­лики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год развития науки, просвещения и цифровой экономики предусматривает реализацию определенных Президентом масштабных задач и проектов в области развития цифровой экономики и электронного правительства.

    С целью дальнейшего развития информационных технологий принято постановление Президента «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» от 28 апреля 2020 года. В документе изложены комплексные меры по исполнению поставленных задач. Разработан проект Указа главы государства «О стратегии развития искусственного интеллекта в Республике Узбекистан в 2021-2022 годах» и размещен на СОВАЗ.

    Новым этапом развития в сфере стало подписание Президентом Указа «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации» от 5 октября 2020 года. Цель принятия документа - успешный переход на цифровую экономику с учетом современных реалий. Ведь сегодня доля цифровой экономики в ВВП в стране составляет 2,2 процента.

    Для достижения повышения доли услуг ИКТ в ВВП важно решить следующие задачи:

    • обеспечить правовую базу для перехода на цифровую экономику, например, путем принятия Стратегии и «дорожной карты»;
    • создать институциональные основы (то есть механизмы реализации Стратегии) в виде соответствующих структур и процедур для координации, исполнения, мониторинга, контроля и оценки принимаемых мер;
    • обеспечить мобилизацию ресурсов для финансирования предусмотренных в Стратегии мер, причем важное значение имеет укрепление сотрудничества с международными и зарубежными парт­нерами;
    • принять меры по обучению и подготовке высококвалифицированных кадров для цифровой экономики, а также по подготовке населения к условиям цифровой экономики.

    Таким образом, принятие Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и «дорожной карты» по ее реализации в 2020-2022 годах создает прежде всего правовую базу для перехода на цифровую экономику. Документ включает такие приоритетные направления, как развитие цифровой инфраструктуры, электронного правительства, национального рынка цифровых технологий, образования и повышения квалификации в сфере информационных техно­логий.

    Стратегия предусматривает утверждение двух программ: цифровизация регионов и цифровизация отраслей. Тем самым предусмотрены два подхода - территориальный и отраслевой. Несомненно, это обеспечит наиболее полный охват и эффективную реализацию документа.

    Также определены 13 образцовых районов и городов по цифровой трансформации в 2020 году: Бузатовский, Каракульский, Зарбдарский, Каршинский, Кызылтепинский, Давлатабадский, Нурабадский, Шурчинский, Баявутский, Пскентский, Язъяванский, Ханкинский районы и город Ханабад. А уже в первой половине 2021-го намечено осуществить работу еще в 16 районах и городах: Нукусе, Тахиаташском, Бустонском, Гиждуванском, Шараф-Рашидовском, Яккабагском, Хатырчинском, Туракурганском, Нарынском, Кошрабатском, Ангорском, Хавастском, Ташкентском, Ахангаранском, Багдадском, Шаватском районах. К ним были прикреплены руководители Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и подведомственных предприятий, разработаны «дорожные карты».

    За ходом исполнения положений документа будет следить образованная Координационная комиссия по реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030».

    В качестве механизма реализации с 1 ноября 2020 года на одного из действующих заместителей руководителей всех министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах возлагаются полномочия заместителя руководителя по цифровизации (Chief Digital Officer). Мининфокому поручено осуществлять координацию деятельности всех заместителей по цифровизации в соответствующем направлении.

    Важнейшими условиями и гарантиями успешной реализации Стратегии является обеспечение финансирования и повышения цифровой грамотности населения. Так, согласно документу, Мининфоком совместно с министерствами дошкольного, народного образования и здравоохранения должен принять меры по завершению до конца 2020 года цифровизации учреждений дошкольного образования, здравоохранения и общеобразовательных школ, предусмотрев создание IT-инф­раструктуры, оснащение компьютерной техникой, а также организовать внедрение информационных систем и обучение ответственных работников. При этом предусмотрено, что цифровизация данных учреждений производится за счет собственных средств Мининфокома и его подведомственных организаций, а недостающая часть - за счет дополнительных источников местных бюд­жетов.

    Кроме того, без международной поддержки цифровой разрыв, существующий между странами, будет усугубляться. Поэтому важная роль в Стратегии отводится дипломатическим представительствам Респуб­лики Узбекистан в зарубежных странах, на которые возлагается обязанность оказывать всестороннюю практическую помощь в трансфере передовых технологий и IT-решений, привлечении ведущих компаний для совместной реализации проектов в сфере цифровой экономики.

    Также с этой целью к каждой отрасли и региону будут прикреплены цифровые партнеры в сфере информационных технологий из числа зарубежных государств.

    Особое внимание должно уделяться также вопросам повышения информированности населения в данном направлении. Согласно Стратегии, Агентство информации и массовых ком­муникаций при Администрации Президента Респуб­лики Узбекистан, Национальное информационное агентство Узбекистана и Национальная телерадиокомпания должны организовать работу по широкому освещению в средствах массовой информации целей и задач настоящего Указа. Важно также обеспечить наличие у населения цифровых навыков путем внедрения цифрового образования на всех уровнях системы обучения, развития IT-образования и т.д.

    Реализация Стратегии обеспечит предоставление качественных цифровых услуг населению, снижение коррупции, повышение уровня вовлеченности граждан в процессы принятия государственных решений, модернизацию системы высшего и среднего образования для обеспечения конкурентоспособности граждан не только внутри страны, но и на региональном и глобальном рынках труда.

    Стратегия внесет свой вклад в реализацию всех государственных стратегических документов и программ и прежде всего будет иметь важное значение для достижения Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года, а также Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.

    В целом успешная реализация Стратегии будет способствовать не только переходу к цифровой экономике с учетом современных реалий, но и повышению позиций Узбекистана в соответствующих мировых индексах и рейтингах, а также укреп­лению имиджа страны на международной арене. Важно, чтобы наше государство заняло достойное место в мировой экономике благодаря технологиям и инновациям.

    Шухрат Рахманов.
    Кандидат юридических наук, доцент Центра повышения квалификации юристов
    при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

    Фируза Хамдамова.
    Доктор философии по юридическим наукам (Phd),
    старший преподаватель ТГЮУ.

    No date selected
    май 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates