Во всем мире идут процессы цифровой трансформации. С учетом современных реалий и тенденций Узбекистан также начал переход к цифровой экономике. Так, в 2017 году запущена новая версия Единого портала интерактивных государственных услуг (my.gov.uz), создано Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан. А в 2018-м образован Фонд поддержки развития цифровой экономики «Цифровое доверие» с целью привлечения и консолидации средств инвесторов для реализации проектов в сфере на условиях государственно-частного партнерства, в том числе связанных с внедрением технологии блокчейн.
Также и Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в Год развития науки, просвещения и цифровой экономики предусматривает реализацию определенных Президентом масштабных задач и проектов в области развития цифровой экономики и электронного правительства.
С целью дальнейшего развития информационных технологий принято постановление Президента «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» от 28 апреля 2020 года. В документе изложены комплексные меры по исполнению поставленных задач. Разработан проект Указа главы государства «О стратегии развития искусственного интеллекта в Республике Узбекистан в 2021-2022 годах» и размещен на СОВАЗ.
Новым этапом развития в сфере стало подписание Президентом Указа «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации» от 5 октября 2020 года. Цель принятия документа - успешный переход на цифровую экономику с учетом современных реалий. Ведь сегодня доля цифровой экономики в ВВП в стране составляет 2,2 процента.
Для достижения повышения доли услуг ИКТ в ВВП важно решить следующие задачи:
- обеспечить правовую базу для перехода на цифровую экономику, например, путем принятия Стратегии и «дорожной карты»;
- создать институциональные основы (то есть механизмы реализации Стратегии) в виде соответствующих структур и процедур для координации, исполнения, мониторинга, контроля и оценки принимаемых мер;
- обеспечить мобилизацию ресурсов для финансирования предусмотренных в Стратегии мер, причем важное значение имеет укрепление сотрудничества с международными и зарубежными партнерами;
- принять меры по обучению и подготовке высококвалифицированных кадров для цифровой экономики, а также по подготовке населения к условиям цифровой экономики.
Таким образом, принятие Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и «дорожной карты» по ее реализации в 2020-2022 годах создает прежде всего правовую базу для перехода на цифровую экономику. Документ включает такие приоритетные направления, как развитие цифровой инфраструктуры, электронного правительства, национального рынка цифровых технологий, образования и повышения квалификации в сфере информационных технологий.
Стратегия предусматривает утверждение двух программ: цифровизация регионов и цифровизация отраслей. Тем самым предусмотрены два подхода - территориальный и отраслевой. Несомненно, это обеспечит наиболее полный охват и эффективную реализацию документа.
Также определены 13 образцовых районов и городов по цифровой трансформации в 2020 году: Бузатовский, Каракульский, Зарбдарский, Каршинский, Кызылтепинский, Давлатабадский, Нурабадский, Шурчинский, Баявутский, Пскентский, Язъяванский, Ханкинский районы и город Ханабад. А уже в первой половине 2021-го намечено осуществить работу еще в 16 районах и городах: Нукусе, Тахиаташском, Бустонском, Гиждуванском, Шараф-Рашидовском, Яккабагском, Хатырчинском, Туракурганском, Нарынском, Кошрабатском, Ангорском, Хавастском, Ташкентском, Ахангаранском, Багдадском, Шаватском районах. К ним были прикреплены руководители Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и подведомственных предприятий, разработаны «дорожные карты».
За ходом исполнения положений документа будет следить образованная Координационная комиссия по реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030».
В качестве механизма реализации с 1 ноября 2020 года на одного из действующих заместителей руководителей всех министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах возлагаются полномочия заместителя руководителя по цифровизации (Chief Digital Officer). Мининфокому поручено осуществлять координацию деятельности всех заместителей по цифровизации в соответствующем направлении.
Важнейшими условиями и гарантиями успешной реализации Стратегии является обеспечение финансирования и повышения цифровой грамотности населения. Так, согласно документу, Мининфоком совместно с министерствами дошкольного, народного образования и здравоохранения должен принять меры по завершению до конца 2020 года цифровизации учреждений дошкольного образования, здравоохранения и общеобразовательных школ, предусмотрев создание IT-инфраструктуры, оснащение компьютерной техникой, а также организовать внедрение информационных систем и обучение ответственных работников. При этом предусмотрено, что цифровизация данных учреждений производится за счет собственных средств Мининфокома и его подведомственных организаций, а недостающая часть - за счет дополнительных источников местных бюджетов.
Кроме того, без международной поддержки цифровой разрыв, существующий между странами, будет усугубляться. Поэтому важная роль в Стратегии отводится дипломатическим представительствам Республики Узбекистан в зарубежных странах, на которые возлагается обязанность оказывать всестороннюю практическую помощь в трансфере передовых технологий и IT-решений, привлечении ведущих компаний для совместной реализации проектов в сфере цифровой экономики.
Также с этой целью к каждой отрасли и региону будут прикреплены цифровые партнеры в сфере информационных технологий из числа зарубежных государств.
Особое внимание должно уделяться также вопросам повышения информированности населения в данном направлении. Согласно Стратегии, Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальное информационное агентство Узбекистана и Национальная телерадиокомпания должны организовать работу по широкому освещению в средствах массовой информации целей и задач настоящего Указа. Важно также обеспечить наличие у населения цифровых навыков путем внедрения цифрового образования на всех уровнях системы обучения, развития IT-образования и т.д.
Реализация Стратегии обеспечит предоставление качественных цифровых услуг населению, снижение коррупции, повышение уровня вовлеченности граждан в процессы принятия государственных решений, модернизацию системы высшего и среднего образования для обеспечения конкурентоспособности граждан не только внутри страны, но и на региональном и глобальном рынках труда.
Стратегия внесет свой вклад в реализацию всех государственных стратегических документов и программ и прежде всего будет иметь важное значение для достижения Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года, а также Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах.
В целом успешная реализация Стратегии будет способствовать не только переходу к цифровой экономике с учетом современных реалий, но и повышению позиций Узбекистана в соответствующих мировых индексах и рейтингах, а также укреплению имиджа страны на международной арене. Важно, чтобы наше государство заняло достойное место в мировой экономике благодаря технологиям и инновациям.
Шухрат Рахманов.
Кандидат юридических наук, доцент Центра повышения квалификации юристов
при Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
Фируза Хамдамова.
Доктор философии по юридическим наукам (Phd),
старший преподаватель ТГЮУ.