Указ изучен на расширенном заседании Коллегии Министерства экономического развития и сокращения бедности 22 февраля 2021 года, определены конкретные задачи по исполнению его требований, усилению персональной ответственности руководителей всех уровней за создание действенного механизма качественной организации и мониторинга исполнения поручений.

На заседании разъяснено, что руководители всех органов управления несут персональную ответственность за безусловную, своевременную и результативную реализацию поставленных в Указе задач в системе министерства. В целях усиления исполнительской дисциплины в Указе определены следующие приоритеты:

во-первых, организация персонального контроля за подготовкой проектов актов законодательства и поручений, обеспечение проведения их тщательной экономической, финансовой и правовой экспертизы, своевременного согласования в уполномоченных органах управления;

во-вторых, обеспечение персонального контроля за своевременной разработкой «дорожных карт» по оперативному доведению до исполнителей актов законодательства и поручений, в том числе разъяснению населению сути и значения поставленных в них задач, определению конкретных механизмов, сроков и ответственных за реализацию;

в-третьих, персональная организация контроля исполнения актов законодательства и поручений, где особое внимание уделяется критическому изучению реального положения дел в центральном аппарате, среднем и низшем звеньях отраслевых и территориальных органов управления, достигнутым конечным результатам, причинам недостатков и проблем, незадействованным резервам, а также своевременному предоставлению отчетов через Единую межведомственную электронную систему исполнительной дисцип­лины «Ijro.gov.uz» посредством электронных баз данных, создаваемых в органах управления и хокимиятах;

в-четвертых, внедрение практики выражения своих мнений в средствах массовой информации, проведения встреч в общественных организациях и махаллях, а также представления отчетов хокимов на сессиях Кенгашей народных депутатов в целях разъяснения сути и значения актов законодательства и поручений, а также мер, принимаемых по их реализации;

в-пятых, обеспечение персонального проведения критического анализа своевременного, полного и результативного исполнения актов законодательства и поручений, реализации поставленных задач и достижения намеченных целей, а также разработка и внесение всесторонне обоснованных предложений по проблемным вопросам развития отраслей экономики, социальной сферы и регионов, требующих принятия решений Президента Респуб­лики Узбекистан и Правительства.

Решением Коллегии определены основные направления организации работы и укрепления исполнительской дисциплины в министерстве, утверждена «дорожная карта» по их реализации.

В системе министерства налажена практика широкого освещения сути Указа путем показа инфографики, демонстрации специальных видеоуроков, слайдов и других визуальных средств на официальном веб-сайте министерства и в социальных сетях.

Также министерством подготовлено правовое и методическое пособие с рекомендациями по своевременному, полному и качественному исполнению законодательных актов и поручений, разъяснению их сути и значения. Это пособие распространено для повседневного использования среди руководителей всех ведомственных структур.

Также в качестве пособия по осмыслению сути и значения Указа рекомендовано использовать материалы интервью с Управляющим аппаратом Кабинета Министров Р.В. Абдукадыровым, опубликованного в газетах «Янги Ўзбекистон» и «Правда Востока» от 3 марта 2021 года.

В нем освещены приоритетные направления укрепления исполнительской дисцип­лины, раскрыты требования по работе с документами и поручениями, организации контроля и персональной ответственности руководителей.

ИСПОЛНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ЗАВИСИТ ОТ ИХ КАЧЕСТВА

Одной из ключевых задач Указа является необходимость проведения правовой экспертизы разрабатываемых проектов законодательных актов.

В министерстве такая экспертиза проводится Юридическим департаментом, который осуществляет мониторинг соответствия проектов разрабатываемых нормативно-правовых документов законодательству и требованиям законодательной техники, изучает обоснованность применения отсылочных норм, наличие в действую­щих отраслевых актах коррупциогенных факторов.

В 2020 году министерством разработано 105 проектов нормативно-правовых актов, из них: 9 законов, 5 указов, 20 постановлений и 1 распоряжение Президента, 60 постановлений и 9 распоряжений Правительства, 1 совместный приказ минис­терства и других ведомств; все они прошли правовую экспертизу в отраслевых ведомствах. В I квартале 2021 года подразделениями министерства подготовлены проекты 28 нормативно-правовых актов, которые также направлены на правовую экспертизу в отраслевые ведомства.

По итогам правовой и антикоррупционной экспертизы со стороны отраслевых ведомств отмечено наличие ряда недостатков и возражений, а также необходимость пересмотра проектов документов. Указано на случаи представления проектов актов, не соответствующих нормам законодательства, наличия в текстах граммати­ческих, пунктуационных, орфографичес­ких и стилистических ошибок.

Имеются факты подготовки проектов документов с нарушением требований Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», Регламента Кабинета Министров и Методических указаний о порядке подготовки, оформления с юридической и технической стороны и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами местной государственной власти в Кабинет Министров Республики Узбекистан. Указанные недостатки нередко повторяются.

С учетом изложенного предлагается усовершенствовать порядок разработки и оформления проектов нормативно-­правовых актов следую­щим образом:

во-первых, в соответствии с Концепцией совершенствования нормотворческой деятельности, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года № УП-5505, принятие проектов документов только в случае невозможности решения поднятого вопроса или возникшей проблемы в рамках действующего законодательства, но с обязательным проведением экспертизы таких проектов на соответствие предлагаемых в них норм законодательству;

во-вторых, согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 28 августа 2018 года № УП-5527 «О мерах по кардинальному сокращению и дальнейшей оптимизации межведомственных коллегиальных органов» недопущение разработки проектов документов, направленных на создание межведомственных коллегиальных органов, не имеющих практической значимости, приводящих к возникновению бюрократизма, волокиты и иных административных барьеров в государственном управлении, а также возложение на них дублирующих и параллельных функций, приводящих к подмене задач и функций государственных органов, размыванию ответственности за принимаемые решения и достижение конкретных результатов;

в-третьих, устранение коррупционных факторов при разработке актов, включая необоснованное предоставление правоприменителям слишком широких полномочий или исключений из общих правил, предъявление неконкретных, трудновыполнимых и усложненных требований к физическим и юридическим лицам, а также создание правовых пробелов;

в-четвертых, в случае возникновения при разработке проекта документа необходимости внесения изменений, дополнений или признания утратившими силу некоторых решений соответствующие предложения должны содержаться непосредственно в самом проекте. Также необходимо разработать сопоставительные таблицы по формам, определенным Регламентом Кабинета Министров;

в-пятых, принятие соответствующих мер по обеспечению подготовки текстов проектов без грамматических, пунктуационных, орфографических и стилисти­ческих ошибок.

В частности, для контроля соблюдения норм узбекского литературного языка, формирования активной политики по его развитию в министерстве создан Отдел информации, анализа и коррекции документов, на который возложены такие задачи, как редактирование и корректирование подготовленных министерством нормативно-правовых актов и другой документации, обеспечение графического и лексического единообразия элементов текста, устранение орфографических и пунктуационных ошибок, неточностей, семантических и стилистических недостатков, а также консультация непосредственно работников министерства в вопросах написания и оформления служебных писем и документов, контроль соответствия этих документов внутренним стандартам и правилам министерства.

Таким образом, каждый государственный орган и организация должны создать условия и принять эффективные меры для обеспечения прозрачного контроля за подготовкой и исполнением документов.

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ - СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОГРЕССА

Важную роль в исполнении этого Указа играют повышение ответственности работников в сфере укрепления исполнительской дисциплины, их ознакомление с соответствующими требованиями, пробуждение в них гордости за профессию, трудолюбия, инициативности, преданности и самоотверженности. Поэтому в министерстве определен ряд критериев контроля качественного исполнения законодательных актов и поручений:

  • ответственность, когда ответственные исполнители приняли все меры в рамках своих полномочий для свое­временной и качественной реализации каждой поставленной задачи, определили точные механизмы самого оптимального успешного ее выпол­нения;
  • оперативность, когда поручения выполняются незамедлительно, не дожидаясь конца обозначенного срока;
  • честность, когда сведения о результатах исполнения поручения прозрачны и соответствуют реально проделанной работе;
  • полнота, когда поставленная в поручении цель достигнута в полном объеме;
  • законность, когда обеспечено соблюдение требований законода­тельства.

Особое внимание уделяется повышению квалификации, потенциала и профессионального уровня работников министерства, отвечающих за исполнительскую дисциплину.

К примеру, в рамках исполнения указов Президента Республики Узбекистан от 21 октября 2019 года № УП-5850 «О мерах по кардинальному повышению роли и авторитета узбекского языка в качестве государственного языка» и от 20 октября 2020 года № УП-6084 «О мерах по дальнейшему развитию узбекского языка и совершенствованию языковой политики в стране», а также постановления Кабинета Министров от 3 марта 2020 года № 117 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени Алишера Навои» в 2021 году запланировано повышение квалификации 69 руководящих работников министерства и его подразделений в Центре обучения основам делопроизводства на государственном языке и повышения квалификации (в том числе дистанционно). В январе-­марте этого года обучение уже прошли 20 работников центрального аппарата.

В период с 23 марта по 2 апреля работники министерства также прослушали специальный практический курс повышения квалификации по улучшению показателей нашей страны в мировых рейтингах на базе международных стандартов проектного управления, а 1 апреля приняли участие в онлайн-тренинге, организованном Агентством развития государственной службы Узбекистана и Федеральным управлением по человеческим ресурсам ОАЭ.

В целях качественной реорганизации работы сотрудников государственных органов проводится ряд учебно-практических семинаров. Так, в рамках исполнения поручений, данных на расширенном видеоселекторном совещании под председательством Президента страны о мерах по обеспечению честного суда и совершенствованию системы борьбы с коррупцией (30 марта 2020 года), утвержден План-график дистанционного повышения квалификации для формирования знаний и навыков по борьбе с коррупцией у руководящих работников, в том числе хокимов, в соответствии с которым в 2020 году в онлайн-семинарах приняли участие 303 работника системы министерства, в том числе 90 - центрального аппарата.

ЭКОНОМИКА - ОСНОВА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

В Послании Президента страны Олий Мажлису отмечалось: «Чтобы каждый человек в стране на примере собственной жизни ощутил результаты наших реформ, необходимо обеспечить свое­временное и эффективное исполнение прини­маемых документов». Следовательно, успешная реализация законодательных актов и поручений - требование времени.

Анализируя основные направления Государственной программы «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения», можно увидеть конкретные задачи по обеспечению макроэкономической устойчивости, продолжению активной инвестиционной политики, повышению экспортного потенциала, трансформации государственных компаний, формированию свободной конкурентной среды на товарно-финансовых рынках.

Можно уверенно сказать, что новый этап обеспечения устойчивых темпов экономического роста и достижения долгосрочных стратегических планов в нашей стране ознаменовало выступ­ление Президента страны на заседании Кабинета Министров 14 января 2017 года «Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя».

Продолжено выполнение долгосрочных инициатив, включая Цели устойчивого развития ООН до 2030 года. Одна из них - сокращение бедности в Узбекистане в два раза. Для этого принимаются специальные программы, меры и ведется системная работа. Согласно отчету по достижению Целей устойчивого развития, подготовленному немецким Фондом Бертельсмана в 2020 году, наша страна заняла 66-е место из 193.

Для сокращения бедности и поиска достойного источника дохода важно развивать человеческий капитал. Об этом шла речь на совещании по развитию сферы науки и высшего образования под председательством Президента страны 28 мая 2019 года. Даны поручения по формированию целевых государственных программ и обеспечению цент­рализованного финансирования, созданию системы национальных лабораторий по высокорезультативным направлениям, коммерциализации научных разработок, улучшению позиций страны в мировых рейтингах. В этой сфере проделана определенная работа.

В рамках реализации Программы развития социальной и производственной инфраструктуры в 2020 году выделено бюджетных средств на сумму 16,1 трлн сумов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение 2911 объектов, в том числе 2325 - с пуском в эксплуатацию и 586 - с переходом на следующий год.

По плану сданы 307 административных, инженерно-коммуникационных, водохозяйственных, особо важных и категорированных объектов, 15 вузов, 498 школ, 396 дошкольных образовательных организаций, 214 медицинских учреждений, 7 школ-­интернатов олимпийского резерва, 27 физкультурно-спортивных объектов, 38 автодорог, мостов и путепроводов, 132 мелиоративных и 264 ирригационных объекта, 264 сооружения питьевого водоснабжения. 149 объектов ввели в эксплуатацию в рамках проектов развития региона Приаралья.

Все это наглядная демонстрация принципа «Исполнительская дисциплина - залог реформ». На его основе продолжается работа по улучшению социально-­экономических отношений, повышению уровня и качества жизни населения.

ВЕРТИКАЛЬНАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ «СНИЗУ ВВЕРХ»

Сегодня министерство строит свою работу именно на основе принципа «Снизу вверх». Для максимального обеспечения открытости и прозрачности своей деятельности на постоянной основе проводятся мониторинг мнений и общественные слушания.

Оперативно передаются исполнителям и разрешаются обращения, поступившие от физических и юридических лиц через Виртуальную приемную Президента Респуб­лики Узбекистан, по телефонам доверия и элект­ронной почте. В 2020 году и I квартале 2021 года в министерство поступило 653 обращения, из них 367 письменных, 172 элект­ронных, 114 устных и других. По каждому из них осуществляется конт­роль исполнения с нахождением путей положительного решения проблем.

В министерстве налажена работа по оперативному рассмотрению обращений, направляемых гражданами через социальные сети, и вопросов сферы, активно обсуждающихся общественностью.

Работники министерства осознают, что за каждым обращением, законодательным актом и поручением - судьбы людей, а потому ведут целенаправленную работу по их свое­временному выполнению с учетом требований «железной» исполнительской дисцип­лины. Эта деятельность широко освещается и обсуждается в средствах массовой информации.

Необходимость постоянной публикации таких материалов о работе государственных органов и учреждений под рубрикой «Решения Президента - исполнение и контроль» отмечена в указанном в начале статьи Указе главы государства.

Подобная обратная связь - важный пример общественного контроля. Это помогает оценить исполнение законодательства и поручений со стороны органов власти в конкретной сфере или определенном регионе, а также дает возможность вносить в них коррективы в случае необходимости.

Илхом Норкулов.
Первый заместитель министра экономического развития
и сокращения бедности Республики Узбекистан.