Фото Музаффара Абдуллаева.
Сегодня Узбекистан вступает в эпоху Третьего Ренессанса, обновляется и преображается. В этот исторический период наряду с другими духовными ценностями и благородными традициями все более глубокий смысл приобретает это почитаемое торжество. А самые важные качества народа - гуманизм, доброта, толерантность, стремление к счастью, гармонии человека и природы, проникнутые духом и философией Навруза, - полностью созвучны целям широкомасштабных реформ, осуществляемых в стране. Единство человека и природы отмечают люди всех возрастов независимо от социального статуса, этнической и религиозной принадлежности, потому этот день служит еще и ярким торжеством межнациональной дружбы и толерантности.
Наша страна и в этом году с большими и добрыми надеждами, уверенностью в своем будущем и стремлением внести достойный вклад в развитие Родины встречает этот праздник. Как повелось у нашего народа, любому празднику предшествует особая подготовка. В городах, селах и махаллях проводились хашары, широкомасштабные работы по благоустройству и озеленению, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями проводятся праздничные и благотворительные мероприятия.
Все потому, что день весеннего равноденствия и начала года по восточному календарю - одна из важнейших дат. Уходя корнями в обычаи древних земледельцев Центральной Азии и Ближнего Востока, он стал неотъемлемой частью культуры многих народов, исповедующих ислам.
Национальным этот праздник сегодня считается, помимо нашей страны, в Азербайджане, Албании, Афганистане, Боснии и Герцеговине, Грузии, Индии, Иране, Казахстане, Кыргызстане, Македонии, Пакистане, Таджикистане, Туркменистане, Турции, во многих регионах России и других. Интересно и то, что его название в зависимости от страны и региона произносится по-разному - Навруз, Науруз, Новруз, Новроз, Наурыз, Нуруз, Невруз, Ноуруз, Нууруз и так далее. Аналогичные праздники есть во многих регионах мира. Например, в Северной Индии отмечают день окончания зимы, в Египте начало весны называют Жам эн-Нессим, в Израиле чествуют конец сезона дождей, в Исландии есть день прихода лета.
В Навруз люди поют и танцуют, а также участвуют в народных играх и праздничных гуляньях. Люди в старину считали, что благополучие будет сопутствовать в течение всего года тем, кто в эти дни насладится природой. В некоторых странах эта традиция сохранилась по сей день, особенно в Иране. Празднование дня весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления. Этим объясняется и то, что в переводе с фарси Навруз означает «новый день», символизируя перерождение как природы, так и человека, очищение души, возможность изменить жизнь к лучшему, забыв о невзгодах.
Ценные данные современники черпают из литературных памятников начиная с «Девону лугатит турк» Махмуда Кашгари и «Кисаси Рабгузий» Рабгузи, в котором встречается первая стихотворная газель, посвященная Наврузу. Еще одно малоизвестное название Навруза - «Аркана кун» («Перевал дней») - упоминается в книге Мирзо Улугбека «Турт улус тарихи» («История четырех династий»). Много интересного материала, посвященного этому священному торжеству, можно обнаружить в произведениях Алишера Навои. Все эти факты свидетельствуют о невероятно богатой истории нашего праздника. И вот спустя долгие столетия, в сентябре 2009-го, он вошел в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. А в конце февраля 2010-го на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 марта объявлено Международным днем Навруза.
Празднование Навруза обычно начинается с появлением первого подснежника, когда и проводится обряд «Бойчечак хабари» - молодежь отправляется в горы, затем раздает собранные цветы всем, кто особенно нуждается во внимании: старикам и одиноким людям. Другой ритуал, описанный в Авесте, по сей день сохранился в Хорезме и Каракалпакстане. Так, в поэтической части этой книги есть раздел «орд яшт» - обрядные песни, посвященные весне, возрождению природы. В памяти народа они сохранились в виде игры «Аша дарвози» и начинаются с изготовления куклы, обряженной в женскую одежду. Держа ее в руках, женщины и девушки с песнями ходят вокруг казана, в котором варится сумаляк.
Еще один интересный ритуал - «Охир чоршанба» («Последняя среда»). Согласно ему в последнюю среду перед Наврузом люди собирались в махаллях и разводили огонь. Каждый приносил из дома старую посуду, все по очереди прыгали через костер, не оглядываясь, бросали ее в огонь и возвращались домой. Смысл в том, что все плохое должно оставаться в старом году, а в новый нужно вступать с чистыми и добрыми намерениями.
Исторические корни Навруза глубоко и неразрывно связаны с народным календарем, ритуалами наших предков, наблюдениями древних земледельцев за природными явлениями, надеждами на богатый урожай в наступившем году. До сих пор в народе, кроме григорианского, используется несколько видов календарей - дехканский («Дехкон хисоби»), календарь скотоводов («Чорвадор хисоби»), календарь прилета птиц («Куш кайи») и другие. Например, по последнему можно определить возвращение сизоворонки. Перед зимой дехкане собирают палые листья и укрывают оставшиеся в земле стебли растений и цветов от мороза. Так, открывать их принято только после прилета сизоворонки, если сделать это раньше, ростки замерзнут. А после возвращения ласточек или аистов можно начинать первый сев. То же самое осенью, если птицы улетают - время снимать урожай.
И сегодня Навруз - целая философская система, представляющая гармонию мыслей и поступков, олицетворяющих жизнь Узбекистана, где в мире и согласии проживают представители различных наций и народностей, традиции и обряды каждой из которых чтутся и уважаются наравне с другими. В этом и заключается гуманистическая и толерантная суть любимого и бережно хранимого нашим народом праздника.
За годы независимости в процессе исследований этого праздника в отдаленные селения разных регионов страны были направлены экспедиции, по результатам деятельности которых опубликован ряд научных работ, отражающих своеобразие и колорит встречи прихода весны на территорию Узбекистана.
В 2021-м, объявленном Президентом Шавкатом Мирзиёевым Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения, празднование Навруза наполнено новым смыслом, надеждами и устремлениями. Ведь его задачи созвучны многовековым идеям древнего и вечно молодого праздника - последовательному воплощению в жизнь благородной идеи «Интересы человека - превыше всего», направленной на дальнейшее повышение уровня жизни населения, обеспечение благоустройства и процветания страны, приумножение авторитета нашей Родины в мировом сообществе и воспитание гармонично развитого поколения.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».