Это и многое другое обсуждается на полях проходящей в столице IV Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Реформа публичной службы в Новом Узбекистане: изменения в сознании и правовой политике».
Мероприятие организовано Центром публично-правовых исследований Республики Узбекистан при участии Ташкентского государственного юридического университета, Исследовательского института правовой политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан и Фонда имени Конрада Аденауэра Федеративной Республики Германии. В конференции приняли участие видные ученые и практики в области права и государственного управления, ведущие специалисты образовательных и научно-исследовательских учреждений Узбекистана, Германии, Казахстана и Кыргызстана, а также представители отечественных профильных госучреждений.
Стартовавшая в столице встреча экспертов продолжилась 18-19 апреля в Самарканде, где видные представители сферы делятся докладами и опытом своих стран. Тем более, как отмечают участники, на современном этапе развития для Узбекистана данная тема крайне важна.
- Актуальность и важность обсуждаемого вопроса определяются в первую очередь необходимостью осмысления места и роли института государственной службы в современной политико-правовой системе страны, - отметил в своем выступлении директор Центра публично-правовых исследований Республики Узбекистан, и. о. доцента кафедры административного и финансового права Ташкентского государственного юридического университета, кандидат юридических наук Азамат Эгамбердиев. - Правовой статус госслужащих в Узбекистане законодательно не установлен. В некоторых правовых документах используется понятие «государственная гражданская служба», что лишь отражает специфику института и ставит вопрос о расширении его границ.
Так, в Указе Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан» от 3 октября 2019 года подчеркнуто, что в сфере сохраняется ряд системных недостатков, приводящих к недостаточному обеспечению госорганов и организаций квалифицированными специалистами, несоответствию кадров поставленным задачам и современным потребностям, низкому качеству принимаемых решений.
- Это говорит о том, что отсутствует закон прямого действия, обеспечивающий комплексное правовое регулирование государственной гражданской службы, в том числе процедуры открытого независимого конкурсного отбора кандидатов, а также определяющий критерии оценки эффективности работы и компетенций государственных гражданских служащих, требования к повышению их квалификации, - продолжает А. Эгамбердиев. - В последние годы в данном направлении осуществляются широкомасштабные преобразования, направленные на повышение эффективности деятельности госслужбы в стране. Принимаются меры по созданию современной системы оплаты труда и социального обеспечения работников госорганов и организаций, а также по отказу от практики совмещения государственных регулятивных и хозяйственных функций.
Поэтому основной целью научно-практической конференции стал обмен мнениями о понятиях «публичная власть», «государственное управление», «государственная служба» и «общественный интерес», которые до сих пор в основном фигурировали в научных и юридических кругах.
- В практике государственного управления большинства современных стран к категории государственных служащих относятся не только лица, выполняющие чисто административные функции, но и работники разных сфер профессиональной деятельности, то есть врачи, учителя и другие специалисты, чья деятельность финансируется за счет Государственного бюджета, - говорит руководитель Института публичного экономического права, декан Университета государственного управления и финансов (Людвигсбург, Германия), доктор юридических наук, профессор Геральд Зандер. - Направление, как можно заметить, очень широкое, предполагающее высокий уровень ответственности, а вместе с тем большие возможности и перспективы. Оттого в развитых странах госслужба становится все более привлекательной для соискателей. Многие молодые специалисты охотно идут в госучреждения, чтобы получить необходимый профессиональный опыт. Добились этого данные государства путем коренного изменения функционирования системы, создания фундаментальных нормативно-правовых актов, что мировое сообщество наблюдает сегодня в Узбекистане.
Например, в целях проведения ускоренных реформ в сфере в соответствии с вышеназванным Указом главы государства от 3 октября 2019 года образовано Агентство развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан, определены приоритетные направления дальнейшего совершенствования и реформирования государственной гражданской службы. Также в рамках реализации документа ведется работа над проектом Закона «О государственной гражданской службе».
- Этот проект стал предметом бурного общественного обсуждения, - отметил проректор Ташкентского государственного юридического университета по международному сотрудничеству и непрерывному образованию Дилшоджон Умаров. - В таком важном демократическом процессе приняли активное участие не только представители государственных органов, но и зарубежные эксперты, специалисты, журналисты, простые граждане. В результате анализа поступивших от общественности предложений межведомственной рабочей группой, в состав которой входили ученые, независимые исследователи, национальные эксперты и представители заинтересованных органов, в проект закона были внесены десятки изменений и дополнений.
Законопроект, как заметили отечественные эксперты, основан на таких целях и задачах, как организационно-правовое единство государственной гражданской службы, обеспечение единства правового статуса государственных гражданских служащих, повсеместное применение принципа меритократии, введение единой системы оплаты труда. При разработке были изучены модели государственной службы многих зарубежных стран.
- Перемены, происходящие в республике, несут крайне позитивный характер, - продолжает Г. Зандер. - Вопросы обеспечения государственной гражданской службы высококвалифицированными кадрами, непрерывной работы с ними, повышения квалификации, формирования резерва квалифицированных и ответственных специалистов являются приоритетными для любой страны. Хотелось бы верить, что вместе мы сможем открыть формулу госуправления, близкую к совершенству, которую впоследствии смогут имплементировать и другие страны.
В настоящий момент общепринято, что статус государственного гражданского служащего определяется правами, обязанностями и особыми ограничениями, связанными с его деятельностью. Обеспечение правовых и социальных гарантий защиты гражданских служащих позволяет им расширять круг своих обязанностей, принимая при этом специальные меры для предотвращения возможных правонарушений и должностных преступлений. Также в целях создания равных возможностей для всех кандидатов путем применения принципов открытости и меритократии в доступе к государственной гражданской службе вводится порядок приема на работу на основе открытого независимого конкурса. Это позволит государственной гражданской службе набрать наиболее подходящий, способный и полностью соответствующий установленным требованиям персонал.
Также в зарубежных странах с недавних пор внедряется система оценки, основанная на наиболее важных показателях эффективности, путем внедрения механизмов открытости и прозрачности при продвижении по службе государственных гражданских служащих. Посредством этой системы расстановка кадров на основе их профессиональных качеств будет иметь положительные результаты, такие как предотвращение коррупции, кумовства, стимулы при назначении на должности наиболее подходящих и талантливых сотрудников.
По итогам первого дня конференции участники представили анализ хода разработки предложений и рекомендаций по актуальным вопросам публичного права и управления, а также обобщили взгляды, мнения и предложения участников с целью их использования при разработке учебных материалов.
Например, как считают теоретики, внедрение обсужденных методов и практик в деятельность государственных органов и организаций позволит осуществлять на постоянной основе мониторинг и анализ тенденций и перспектив развития государственной гражданской службы с выработкой предложений по устранению проблем и вызовов в данной сфере; внедрить инновационные методы управления; сформировать у государственных гражданских служащих высокую профессиональную этику, антикоррупционную культуру и нетерпимое отношение к коррупции.
Итоги конференции также планируется использовать для изучения возможностей межнационального сотрудничества стран СНГ и Германии на научно-практическом уровне. Такое партнерство обеспечит разработку совместных политико-правовых предложений и рекомендаций для эффективной реализации реформ в области права и других общественных наук, а также дальнейшее развитие узбекско-германского сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере.
Сабина Алимова.
«Правда Востока».