Удастся ли пересадить на автобусы часть владельцев личного автотранспорта столицы?

    Транспорт 21 марта 2023 853

    Во исполнение постановления Президента «О мерах по реформированию системы общественного транспорта» от 16 февраля этого года Министерством транспорта Республики Узбекистан ведется большая разъяснительная работа по поводу преимуществ перемещения  городским транспортом, которая приносит свои плоды.

    В последнее время наблюдается существенное улучшение в работе общественного транспорта нашей столицы. Еще недавно горожане и гости Ташкента становились свидетелями конфликтов с участием водителей городских автобусов, своеобразных «гонок» маршрутных автобусов в желании перехватить пассажира. Зачастую приходилось подолгу ждать приезда нужного автобуса.

    Конечно, начало добрым переменам в сфере положено в процессе прямого диалога с народом главы нашего государства. 13 декабря прошлого года Президент посетил автобусный парк №18 столицы, где подверг резкой критике работу общественного транспорта, дал ряд важных поручений.

    В частности, был создан штаб с участием представителей Минтранса, МВД, Национальной гвардии. В тот период ежедневно на линию выезжали 850-860 автобусов. Изыскали резервы для увеличения количества подвижного состава до 1100 единиц. Например, МВД передало 30 малых автобусов, гвардейцы - 25, помогли и другие структуры.

    В целом за 2022-й приобретено около 400 новых автобусов самаркандского предприятия, в том числе 190 габаритных марки MAN, среднегабаритных SAZ LE-60. Однако только лишь покупкой автобусов дело не поправить. Нужны более масштабные меры.

    Для вложения средств иностранных инвесторов в сферу общественного транспорта столицы и областных центров надо повышать инвестиционную привлекательность. В целях уменьшения заторов потребуется построить свыше 20 развязок. В прошлом году построены 16, в этом будет еще 11.

    Обратились к российской компании SIMETRA, имеющей большой опыт в проведении транспортного моделирования. Заказали для начала генплан города Самарканда. Теперь разрабатывается такой же для Ташкента.

    Как выяснилось, если пробки возникали только в утренние и вечерние часы, когда народ едет на работу и возвращается домой, то теперь заторы периодически возникают в течение дня регулярно. Решение проблемы видится только в разгрузке центра от личного автотранспорта.

    Удастся ли пересадить большую часть автовладельцев на автобусы и метро? Задача выполнима. Ведь любой водитель предпочтет оставить машину на стоянке подальше от центра, если убедится, что ему быстрее добраться до нужного учреждения на метро или автобусом. Например, наш хронометраж показал, что, если раньше из Юнусабада можно было доехать до Алайского рынка за 25-30 минут, то теперь на это уходит 10-15. Разница существенная. Примерно так же выгоднее доезжать в центр на метро из Сергели.

    Вопросами реконструкции перекрестков и транспортных развязок на уровне Минтранса занимается специально созданный проектный офис. Они будут организованы на 36 коридорах, по которым проходят основные транспортные потоки. Сейчас они работают на улицах Навои, Беруни, проспекте Амира Темура.

    Поначалу водители личных авто громко выражали недовольство нововведением: мол, не готовы, трудно стало ездить и тому подобное. На самом деле это надо было внедрять еще раньше.

    Мы изучили опыт Астаны, где внедрение выделенных линий дало положительный эффект. Такой же результат и у нас. Сейчас, когда над выделенной линией висит камера и потом приходит штраф, у водителя сразу портится настроение. Привыкнут - перестанут нарушать.

    Если честно, то и водители городских автобусов в первое время часто грешили отключением GPS-трекера, чтобы сойти с маршрута и поработать на свой карман. Теперь так не делают, потому что конкурс на место большой.

    Коренной переворот произошел и в отношении к работе после внедрения практики брутто-контрактов с перевозчиками. В чем его главное преимущество? В том, что нет привязки к выручке от клиентов: здесь перевозчику гарантирована 10-процентная рентабельность за каждый километр проезда на маршруте. Теперь невыгодно выключать GPS-трекер - последуют штрафные санкции. Выручка идет не перевозчику, а в созданный фонд оплаты его услуг. Пассажир может оплатить проезд как с транспортной карты, так и посредством банковской, наличными. Даже при оплате живыми деньгами ему обязаны выдать билет. При этом факт оплаты фиксируется в системе мониторинга.

    При составлении маршрутов применяется научный подход. Ученые Ташкентского государственного транспортного университета разработали планы развития общест­венного транспорта. Система АСДУМ занимается мониторингом движения автобусов в режиме онлайн, человеческий фактор фактически исключен. Если раньше водитель мог договориться с диспетчером и не выходить на линию, то с системой не договоришься. Мобильное приложение на телефоне поможет посмотреть, где находится автобус, через сколько минут подъедет.

    Однако еще остается немало нерешенных проблем. Например, требует внимания вопрос оборудования автобусных остановок. Из 2436 в Ташкенте свыше 300 приспособлены под магазины, пассажирам негде присесть, скамейки вынесены наружу. А если дождь или снег?!

    Важным изменением стало увеличение числа электробусов. Если в день на приобретение дизельного топлива автобуса уходил миллион сумов, то на зарядку достаточно ста тысяч. Причем после смены хватает всего четырех часов для новой зарядки в парке. Зато воздух в столице становится намного чище ввиду снижения выбросов углекислого газа.

    В общем, нам предстоит еще большая работа по улучшению деятельности общественного транспорта. Тем не менее процесс пошел. Задача ясна: пересадить на автобусы и метро большую часть владельцев автомобилей, разгрузить центр столицы от транспортного потока, обеспечить безопасность граждан.

    Ахролхужа Тошхужаев.
    Начальник отдела развития автомобильного транспорта Главного управления
    транспорта города Ташкента.