В частности, за прошедший период текущего года поступило более 1290 обращений по всей республике, в результате изучений, которых потребителям произведен возврат денежных средств в размере 9 млрд.сум. Эта статистика является ярким показателем масштабов актуальности данной проблемы.
РАСПРОСТРАННЕНАЯ СХЕМА НАРУЩЕНИЙ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Еще 12 апреля текущего года житель района Шурчи, Сурхандарьинской области обратился в Агентство с просьбой посодействовать в возврате денежных средств размере 38 млн 963 тысячи сум, перечисленных в качестве первоначального взноса по договору авансового платежа, заключенного с ООО «УМИД АВТО» на приобретение автотранспортного средства “Cobalt LT”.
В то время, как потребитель со своей стороны выполнил все обязательства в соответствии с договором, а именно оплатил первоначальный взнос и дополнительные иные расходы для оформления автомобиля (за счет-справку, тех. паспорт, гос. номерной знак, тех. осмотр, комиссионные банка и.т.д.), а арендодатель должен быль предоставить автомобиль в течении 120 дней, т.е. в ноябре месяце 2020 года, однако и в марте месяца 2021 года арендодатель не выполнил свои обязательства. Неоднократные обращения и жалобы потребителя к представителям ООО «УМИД АВТО» просто были проигнорированы.
Аналогичная ситуация произошла и с жителем района Дехдонобод Кашкадарьинской области, который перечислив взнос в размере 38 963 000 сум, не получил автотранспортного средства марки “Cobalt LT” и по истечении 4 месяцев с указанного в договора срока поставки. После чего он обратился в Агентство по защите прав потребителей с надеждой помочь в возврате свои денег.
Также, последней инстанцией для обращения жителя района Ангор Сурхандарьинской области стало Агентство по защите прав потребителей. Еще 7 октября 2020 года, заключив договор с ООО «УМИД АВТО» на приобретение автотранспорта марки “Labo”, ждет и по истечении 3 х месяцев, однако нет ни машины ни денег.
Учитывая вышеизложенное вырисовывается распространённая картина схемы авто обмана подобных компаний, в сеть которых попадают доверчивые потребители. Зачастую не ознакомившись с условиями договора (многие договора предоставляются не на государственном языке без необходимого перевода для понимания потребителей), доверившись обещаниям предпринимателя, потребитель переводит деньги (первоначальный взнос+ иные расходы). Ждет, зачастую по полгода (от 120 дней и более), после арендодатель заявляет, что желаемой марки автомобиля нет, но плательщик обязан сделать другой выбор вида/модели автомобиля один из трех вариантов, предлагаемых ему компанией. А если плательщику не понравились предлагаемые варианты автотранспортного средства, он имеет право возврата денежных средств, но только по истечению 40-60 рабочих дней (в общей сложности около 180 рабочих дней, учитывая ожидания 120 дней пока компания изыскивали возможность представления изначально запрашиваемой модели авто).
ДЕЛО ДОШЛО ДО СУДА
Агентство по результатам изучений обращений, выдает обязательные для исполнения предписания субъектам предпринимательства. Но как показывает практика многие предписания остаются не исполненными. Следующий принудительный этап за судом, где Агентство по защите прав потребителей выступает в роли истца по возврату потребителям денежных средств, оплаченных в качестве первоначального взноса.
Важно отметить, что Агентство по защите прав потребителей до сегодняшнего дня участвовало в более 20 судебных разбирательствах по возврату денежных средств потребителям.
Например, Агентство по защите прав потребителей выиграло судебный процесс в Шайхантахурском межрайонном суде по гражданским делам, по вопросу возврата 10 потребителям денежные средства, перечисленные как первоначальный взнос за аренду автомобиля с последующим выкупом. Ответчиком судебного разбирательства являлся ООО «УМИД АВТО», которого обязали вернуть денежные средства в размере 225 млн 303 тысяч сум потребителям.