Вышеуказанные два направления имеет большую значимость при реализации судебно–правовых отношений, касающиеся привлечения к ответственности лиц, занимающихся в любой форме предпринимательской деятельностью без ее лицензирования или получения иных разрешительных документов. Таким образом, нарушая установленный законом порядок лицензирования отдельных видов деятельности, нарушитель наносит ущерб реформам государства относительно права и экономики.
Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев, определяя программу развития на 2020 г., четко указал, что необходимо сократить в 2020 году количество лицензий и иных документов разрешительного характера не менее чем в два раза для коренного реформирования в сфере экономики и активного привлечения инвестиций.
Проблема лицензирования отдельных видов деятельности обратила на себя внимание в связи с тем, что она тормозит развитие экономики, способствует установлению централизации власти, а также оказывает негативное влияние на самостоятельную работу хозяйствующих структур в решении актуальных социально-экономических проблем на местах.
Еще в своем послании Олий Мажлису от 22 декабря 2017 г., Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев указал, что «Одним из серьезных недостатков нашей деятельности является чрезмерная централизация функций и полномочий государства».
Например, в настоящее время существуют 64 вида лицензий, из них 21 выдается Кабинетом Министров и 40 — центральными ведомствами. Выдача трех видов лицензий относится к полномочиям областных хокимиятов и всего лишь одного — районных хокимиятов. Такое положение дел можно наблюдать также в сфере оформления документов, связанных с разрешительными процедурами.
Лишь 11 из 220 разрешительных документов можно получить в районах или городах. По остальным 209 приходится обращаться в республиканские и областные органы. Разве это можно назвать нормальным?
Например, чтобы получить лицензию на открытие частного детского сада в Шаватском районе, предприниматель должен преодолеть тысячу километров, съездить в Ташкент и ждать месяцами.
Такие же факты наблюдаются и при отборе, расстановке кадров, выделении кредитных и финансовых средств, утверждении множества важных решений на местном уровне.
Как можно понять то, что органы местной власти не имеют полномочий даже для решения простых вопросов?
Все это оказывает негативное влияние на самостоятельную работу структур в решении актуальных социально-экономических проблем на местах.
Необходимо отказаться от чрезмерной централизации государственного управления и передать многие полномочия центральных органов территориальным органам.
Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев высказал свое отношение о декриминализации преступлений в сфере предпринимательства, не представляющих большой общественной опасности. В частности, он указал: «Вместе с тем мы серьезно изменим систему, которая часто осложняет предпринимательскую деятельность, – порядок лицензирования и выдачи разрешений. Надо открыто признать, что среди почти 280 лицензий и разрешений есть такие, которые существуют лишь для учета видов деятельности, взимания сборов или просто, чтобы «не ослаблять контроль». Это, в свою очередь, вызывает справедливые нарекания предпринимателей.
Все это обуславливает необходимость декриминализации правонарушений в сфере предпринимательства, не представляющих большой общественной опасности. В частности, будет отменена уголовная ответственность за такие деяния, как лжепредпринимательство, дискредитация конкурента. Также следует освобождать от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших нарушение таможенного законодательства, при условии внесения установленных платежей.
Необходимо отметить, что уголовная ответственность за занятие деятельностью без лицензии, предусмотренная ст. 190 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан, носит характер редко применяющейся. Это свидетельствует о том, что в действительности данная уголовная норма является приемлемой для декриминализации. Но, чтобы делать такие выводы, необходимо провести юридический анализ преступления, предусмотренного ст. 190 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан, а именно занятие деятельности без лицензии.
Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо сделать вывод, что в ходе проведения социально-экономических реформ в стране, необходимо поэтапно декриминализировать некоторые статьи Особенной части Уголовного Кодекса Республики Узбекистан, предусматривающие преступления, не представляющие большой общественной опасности, совершаемые в сфере предпринимательства.
Богдан Анисин,
Курсант 3-го курса Академии Министерства Внутренних Дел Республики Узбекистан.