Главным инициатором реформ нового уровня, которые направлены на обеспечение достойного рейтинга Узбеки­стана на международной арене по вопросам верховенства права и соблюдения прав и свобод человека, выступает Президент страны. За короткий период времени сделаны значительные шаги в области реформирования судебно-­правовой сферы. Новым импульсом процесса и дальнейшего реформирования судебно-правовой сферы послужило принятие Указа главы государства «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года, где в числе приоритетных направлений - вопросы обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-­правовой системы.

Во всех выступлениях Президент обращает внимание на важность признания и обеспечения приоритета свобод и прав человека. И особый смысл эта задача приобретает при осуществлении правосудия и противодействия коррупции. Данные вопросы проходили красной линией в повестке видеоселекторного совещания, проведенного лидером страны 30 июня 2020 года. Не останавливаясь только на достигнутых результатах, глава государства поднял действительно острые проблемы в этой сфере, решение которых позволит достигнуть «веры нашего народа в торжество правды и справедливости».

На совещании обсуждались также качество следствия и квалификации следователей, нарушение норм закона и прав человека при производстве следствия, проблемы в подготовке следственных кадров, несовершенство законодательства, особенно в вопросах организации и обеспечения права на доступ к правосудию. В целях разрешения ряда проблем в судебно-правовой системе обозначены задачи, которые можно представить следующим образом.

  1. Активизация деятельности парламента и местных Кенгашей народных депутатов. Так, палатам Олий Мажлиса поручено следующее:
  • осуществление регулярного диалога по вопросам обеспечения справедливости и борьбы с коррупцией с привлечением судейского корпуса, руководителей секторов и общественности;
  • ведение рейтинга правосудия и коррупционной обстановки каждого региона;
  • проведение по итогам каждого полугодия парламентских слушаний и проверок. В свою очередь местным Кенгашам народных депутатов поручено ежеквартально критически обсуждать случаи несправедливости и проблемы, высказанные населением.

Тем самым будет обеспечен конструктивный диалог и обратная связь с населением на местах по вопросам обеспечения правосудия.

Изучение депутатами и сенаторами реальной ситуации окажет влияние на принятие действенных мер по разрешению возникших проблем, в том числе по разработке соответствующих нормативно-­правовых актов и совершенствованию правоприменительной практики в этой сфере.

  1. Повышение качества следствия и квалификации следователей. В этих целях обозначены определенные задачи:
  • обучение руководящих сотрудников органов правопорядка по специальному учебному модулю «Честь и достоинство человека - высшая ценность»;
  • разработка и усиление требований для кандидатов в следователи;
  • создание Института следствия, в основе которого разработка новых требований к профессии следователя, внед­рение передового опыта и стандартов в этой сфере.

Качественное разрешение этих задач должно включать изменение подходов в подготовке кадров для следствия, где приоритетом всегда и во всем должно являться обеспечение и соблюдение прав человека.

  1. Совершенствование законодательства, регламентирую­щего производство следствия и правосудия. В числе насущных вопросов:
  • пересмотр института подследственности;
  • разработка процедуры отказа прокурора от обвинения по собственной инициативе;
  • совершенствование института пересмотра судебных решений с установлением принципа «один суд - одна инс­танция»;
  • обеспечение гарантий принятия решений судами на основе исследованных в судебном разбирательстве доказательствах;
  • оптимизация судов и их деятель­ности;
  • усиление ответственности за воспрепятствование деятельности судьи и принуждение его к принятию несправедливого решения.
  1. Повышение авторитета и роли адвокатуры в достижении правосудия. Как отмечается в обращении Президента, одной из проблем является реальное обеспечение права на профессиональную юридическую помощь, так как в настоящее время на 8500 жителей в среднем приходится один адвокат. К тому же анализ ситуации свидетельствует: в районах (20 процентов) не зарегистрировано ни одной адвокатской фирмы.

Эти проблемы, а также вопросы установления гарантий на получение беспристрастной юридической помощи могут быть разрешены следующим образом:

  • отмена требования о наличии двухлетнего юридического стажа для начала адвокатской деятель­ности;
  • введение порядка прохождения студентами практики в качестве помощника юриста;
  • подготовка магистрантов по специальности «Адвокатура»;
  • создание электронной системы выбора адвокатов, предоставляющих юридическую помощь за государственный счет;
  • установление обязательного участия адвоката и в делах лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, а также при рассмотрении вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;
  • усиление защиты и гарантий прав адвокатов.
  1. Дальнейшая информатизация деятельности судов. Нарастающие темпы информатизации общества сегодня проявляются во всех сферах социальных отношений. Поэтому современный период развития судебной системы республики настоятельно ставит вопрос о внедрении в сферу новых информационных и телекоммуникационных технологий для повышения эффективности работы, а также открытости, прозрачности и доступности правосудия для общества.

Данный процесс уже начат. Об этом свидетельствует и постановление Президента «О мерах по дальнейшему внедрению в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий» от 30 августа 2017 года, которое определило основные задачи. За последние годы внедрены элементы электронного делопроизводства (E-Sud), что определило векторы развития деятельности. Между тем принятые в республике меры по внедрению информационных технологий в деятельности судов охватили в основном гражданское и экономическое судопроизводства и в меньшей степени уголовное.

В этой связи обозначены следующие задачи: внедрение до конца 2020 года в Верховном суде единого комплекса информационных систем «Адолат» («Справедливость»); обеспечение судов повсеместно видеоконференцсвязью, что приобретает особую актуальность и в условиях пандемии; внедрение аудио- и видео­фиксации судебного процесса (элект­ронное протоколирование).

  1. Принятие мер по дальнейшему усилению антикоррупционной деятельности. В их числе - создание Агентства по противодействию коррупции. В задачи, возложенные на агентство, входит:
  • обеспечение открытости и прозрачности деятельности, цифровизация;
  • организация действенного парламентского и общественного конт­роля по пресечению коррупции;
  • анализ состояния антикоррупционной работы;
  • подготовка ежегодного нацио­нального доклада Президенту и Олий Мажлису;
  • изучение восприятия коррупции среди населения и предпринимателей, оценка деятельности государственных органов.

Главным базовым источником профессионального правового сознания в современном цивилизованном обществе является высшее профессиональное юридическое образование. В числе осуществляемых мер - создание в ТГЮУ факультета «Уголовное правосудие», задача которого - подготовка высококвалицированных специалистов для сферы правосудия и следствия. Факультетом разработана «дорожная карта». Ее цель - формирование новой образовательной и научной программы. Для обеспечения практикоориентированности процесса образования в первую очередь были разрешены такие вопросы, как образование кафедр «Суд, правоохранительные органы и адвокатура», «Криминалистика и судебная экспертиза». Принимая во внимание анализ состояния правоприменительной практики, потребность в определенных познаниях и квалификации, в учебные планы факультета для бакалавров вводятся следующие дисциплины: права человека, международные стандарты уголовного правосудия, адвокатура, мультимедиа и информационные технологии в уголовном судопроизводстве, противодействие коррупции и комплаенс, расследование коррупционных и киберпреступ­лений и ряд других актуальных сегодня. Следует отметить и вводимое новое направление специальности магистратуры - адвокатура, задачи которой - совершенствование процесса подготовки юристов, специализирующихся в области прав человека, повышение качества юридической помощи и престижа профессии адвоката.

Образовательная программа факультета базируется на использовании в процессе преподавания моделирования проблемных ситуаций, основанных на реальных примерах из практики. Это позволит обеспечить формирование прогностических умений будущего юриста, а также постоянное системное повышение квалификации преподавателей, в том числе путем организации стажировок, посредством привлечения к образовательному процессу ведущих специалистов системы правосудия и следствия.

Рассматривается и вопрос создания филиалов спецкафедр при органах суда и следствия. Подобные кафедры способствовали бы интеграции процесса образования и практики: таким образом у студента будет возможность эффективного закрепления материала.

*  *  *

В Ташкентском государственном юридическом университете ведется активная широкомасштабная работа по внедрению усовершенствованных подходов к подготовке квалифицированных юристов нового формата, в том числе для органов правосудия и следствия.

Принимаемые сегодня меры всецело созвучны с обозначенными лидером страны задачами, которые направлены на достижение главного - повышение качества обучения и подготовка квалифицированных специалистов, чья деятельность будет всецело соответствовать принципу «Права человека превыше всего».

Умида Тухташева.
Декан факультета Ташкентского государственного
юридического университета, доктор юридических наук, профессор.