Новый Узбекистан - динамично развивающееся государство, главная цель которого - обеспечение свободной, благоустроенной и благополучной жизни многонационального народа. Сегодня страна развивается в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опираясь на принципы равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с международным сообществом.
В ходе своего первого выступления на заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в сентябре 2017 года Президент Шавкат Мирзиёев с высокой трибуны четко заявил, что главным приоритетом своей внешней политики Узбекистан определяет регион Центральной Азии. Тогда глава государства подчеркнул: находясь в самом сердце ЦА, Узбекистан непосредственно заинтересован в том, чтобы регион стал зоной стабильности, устойчивого развития и добрососедства. Мирная, экономически процветающая Центральная Азия - наша важнейшая цель и ключевая задача.
Уже сегодня мы можем сказать, что в регионе, где проживают более 70 миллионов человек, благодаря усилиям Узбекистана сформировалась новая политическая атмосфера, позволившая трансформировать ход развития нашего региона в созидательном русле. Все это стало результатом восстановления конструктивного диалога, укрепления добрососедства и выстраивания взаимовыгодного партнерства между государствами Центральной Азии, а происходящие региональные изменения приобрели системный и необратимый характер.
Президент Узбекистана решительно настроен на консолидацию усилий по наращиванию регионального взаимодействия в ЦА, а также углублению двусторонних отношений с соседними странами: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном, с которыми установлено стратегическое партнерство.
Так, за последние годы совместными усилиями удалось решить множество вопросов, которые ранее препятствовали развитию сотрудничества. Благодаря дружелюбной и прагматичной политике Узбекистана открыты границы и созданы благоприятные условия для взаимных поездок граждан, восстановлены и запущены новые воздушные, автомобильные и железнодорожные маршруты, успешно решаются вопросы водопользования.
По инициативе лидера Узбекистана с 2018 года запущен механизм Консультативных встреч глав государств Центральной Азии, в рамках которых обсуждаются наиболее актуальные вопросы регионального взаимодействия и вырабатываются взаимоприемлемые решения на основе уважения и учета государственных интересов.
Такая динамика развития взаимоотношений на пространстве ЦА заложила фундамент трансформации региона в единую торгово-инвестиционную и транспортно-коммуникационную площадку, способствует реализации проектов промышленной кооперации в разных отраслях экономики (начиная от автомобилестроения и заканчивая сельским хозяйством), осуществлению транспортно-транзитной интеграции, расширению контактов между регионами, углублению культурно-гуманитарных связей.
Стабильная Центральная Азия становится одним из важных центров экономического роста. По оценкам ряда экспертов, совокупный ВВП стран региона за последние четыре года вырос на 25 процентов и составил более 300 миллиардов долларов. Товарооборот Узбекистана со странами региона увеличился в десятки раз и превысил 6,5 миллиарда. Усиливаются кооперационные связи, созданы совместные инвестиционные компании и другие финансовые инструменты реализации крупных проектов. В свою очередь узбекский бизнес стал активно инвестировать в соседние страны, что способствует развитию экономик и созданию рабочих мест.
Впервые в истории Узбекистан с Кыргызстаном и Таджикистаном начинают реализацию совместных проектов в сфере энергетики: строительство крупных гидроэнергетических станций на реках Нарын и Зарафшан. Следствием таких изменений стали последовательная выработка странами согласованных позиций по внутрирегиональным вопросам и тесная координация на международных и региональных площадках. Единая позиция государств Центральной Азии стала звучать в рамках ООН, СНГ, ШОС, ОИС, ОЭС, ОТГ и других структур.
Внешняя политика Узбекистана направлена и на укрепление взаимосвязанности Центральной Азии с другими важными партнерами и регионами. Именно этому служила организованная по инициативе главы нашего государства в июле 2021 года в Ташкенте международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности».
Существенно возрос интерес международного сообщества к Центральноазиатскому региону как к единому целому, о чем свидетельствуют эффективные, на наш взгляд, международные форматы «5+1» с участием США, Южной Кореи, Японии, Индии, Китая, России, Европейского союза и Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Да и сам регион также заинтересован в многосторонних площадках, посредством которых страны Центральной Азии стремятся строить конструктивный диалог с ведущими мировыми акторами на равных условиях. Важно, что процесс сближения не направлен против чьих-либо интересов и ставит своей целью углубление регионального сотрудничества.
Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев на недавно прошедшем первом саммите «Центральная Азия - Европейский союз»: «В регионе еще есть нерешенные вопросы. Но мы убеждены в том, что наша сильная политическая воля и общий созидательный настрой будут способствовать дальнейшему сближению братских стран и народов региона».
Узбекистан заинтересован в налаживании конструктивного двустороннего диалога и со странами - членами ЕС, одним из локомотивов которого является Франция.
Несмотря на тот факт, что дипломатические связи между нашими государствами установлены 1 марта 1992 года, однако свое подлинное развитие узбекско-французские отношения получили только со второй половины 2016-го, когда был заложен вектор к открытому диалогу во всех сферах.
По приглашению Президента Эммануэля Макрона Президент Шавкат Мирзиёев посетил Францию с официальным визитом в октябре 2018-го. Это была первая страна Европы, в которую совершил визит глава нашего государства. В августе прошлого года состоялся разговор двух лидеров по случаю 30-летия обретения нашей республикой независимости.
Сегодня Франция - важный партнер Узбекистана в экономической, инвестиционной и финансово-технической сферах. Активно развиваются связи на уровне парламентов и общественности. В Сенате и Законодательной палате Олий Мажлиса Узбекистана созданы группы дружбы с Сенатом и Национальной ассамблеей Франции. Имеются успешные примеры взаимодействия в области энергетики, автомобилестроения, геологоразведки, производства стройматериалов, туризма и другие.
Динамично растет взаимная торговля. За январь-сентябрь этого года ее объем превысил 230 миллионов долларов, в том числе экспорт узбекской продукции вырос в девять раз и достиг почти 70 миллионов. Хотя цифры и небольшие, однако, если совершить экскурс в прошлое, это значительный прогресс.
В развитии узбекско-французских отношений существенное место отводится и культурно-гуманитарной сфере. В Париже осуществляют деятельность Ассоциация изучения истории и искусства Темуридов, Ассоциация «Авиценна - Франция». Представители дружественной страны регулярно принимают участие в международном музыкальном фестивале «Шарк тароналари» в Самарканде. Кроме того, в Узбекистане свыше 280 тысяч учащихся в 1260 школах, колледжах и лицеях, а также в 11 вузах изучают французский язык.
А на следующей неделе в одном из крупнейших и самых популярных музеев мира - Лувре - запланировано открытие уникальной выставки «Великолепие Центральной Азии. На караванных путях Узбекистана», куда войдут предметы, относящиеся к древней истории нашей страны. Кроме того, планируется выставка «Дорога в Самарканд, цвета и великолепие Узбекистана» в Институте арабского мира.
Несмотря на достигнутые успехи, экспертные круги Узбекистана считают, что существует огромный потенциал наращивания как двустороннего узбекско-французского взаимодействия, так и партнерства между Францией и регионом Центральной Азии в целом.
В связи с этим целесообразно развивать взаимоотношения между сторонами в сферах «зеленого» развития, широкого внедрения инноваций, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий, цифровизации отраслей экономики, развития «умного» сельского хозяйства и городов. Также весьма перспективными представляются следующие точки взаимодействия:
- обеспечение соответствия центральноазиатских промышленных товаров высоким европейским стандартам и техническим регламентам;
- создание эффективных транспортно-логистических коридоров для оптимального выхода на рынки друг друга с учетом нынешних ограничений, прежде всего за счет развития Транскаспийского мультимодального маршрута;
- проведение совместных целевых мероприятий и акций для повышения узнаваемости и востребованности товаров из стран Центральной Азии у европейских потребителей;
- расширение образовательных, научных, туристических и культурных обменов.
Новый Узбекистан сегодня - своеобразные врата всей Центральной Азии: предоставляет партнерам уникальную возможность успешно взаимодействовать с регионом, используя растущий экономический и гуманитарный потенциал.
Уверен, что в ходе предстоящего официального визита Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева во Французскую Республику состоится детальный обмен мнениями о текущем состоянии и наиболее перспективных направлениях узбекско-французского взаимодействия, а также будут достигнуты конкретные договоренности по широкому спектру сотрудничества. Это выведет взаимовыгодное партнерство на новый уровень.
Анвар Насиров.
Директор Международного
института Центральной Азии.