В постановлении Президента Республики Узбекистан «О подготовке и проведении всенародного праздника Навруз в 2022 году» от 17 февраля 2022-го указано на широкое информирование о практических результатах проводимой системной работы по укреплению в стране атмосферы межнациональной дружбы и согласия, развитию традиций и обычаев, духовных ценностей разных наций и народностей, представители которых проживают в Узбекистане.
Сегодня, когда мир переживает кризис, связанный с пандемией коронавируса, важно придерживаться таких качеств, как миролюбие, милосердие, уважение, доброжелательность, нравственность. Поэтому цель 74 Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы направлена на дальнейшее укрепление атмосферы межнационального согласия и религиозной толерантности в обществе.
Важно отметить, что этнические различия среди населения Узбекистана не являются препятствием для межнационального согласия, внутригосударственной и национальной интеграции. Наоборот, авторитет нашей страны на международной арене растет благодаря сохранению социально-экономической стабильности, гармонизации межконфессиональных и межэтнических отношений. Здесь соответственно возникает вопрос: каким образом мы достигли таких высот?
В частности, создана законодательная база, гарантирующая эффективную защиту национального равноправия. Основными источниками обеспечения этнополитики в стране являются Конституция Республики Узбекистан и законодательные акты в данной сфере (законы «О государственном языке Республики Узбекистан», «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», «О гражданстве Республики Узбекистан» и другие); международные договоры в области прав человека и гуманитарного права, ратифицированные нашей страной (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе); принятые и ратифицированные резолюции и рекомендации международных организаций, членом которых является Узбекистан (ООН, ОБСЕ, СНГ); межгосударственные соглашения, регулирующие статус этнических меньшинств; национальная программа действий в области прав человека.
Создание национальных культурных центров стал важнейшей гарантией сохранения уникальной самобытности народов, поскольку НКЦ установили контакты с посольствами стран, где жили их предки, что способствовало положительному решению многих этнокультурных задач. НКЦ также поддерживают широкую связь с этнической родиной путем тесных контактов с разными творческими союзами и культурно-просветительскими организациями, высшими учебными заведениями, парламентами и деловыми кругами.
Таким образом, в первые годы независимости была создана национальная законодательная база Республики Узбекистан. Правительство находило оптимальный подход в этнополитике, чтобы поддержать дух гармонии между этническими группами независимо от их численности. За последние пять лет государственная политика в сфере межнационального согласия и религиозной толерантности вышла на новый уровень.
В частности, обучение в государственных образовательных учреждениях ведется на семи языках, теле- и радиоканалы в системе Национальной телерадиокомпании транслируют передачи на 12, газеты и журналы издаются более чем на десяти. Также действуют свыше десяти тысяч негосударственных некоммерческих организаций.
Реализуются целостная и продуманная политика, практические меры, направленные на ее осуществление, с акцентом на содействие межнациональному и межконфессиональному согласию. Следует отметить, что эти реформы и изменения основаны на конституционных правах и гарантиях.
Во-первых, это конституционные гарантии полной реализации потенциала представителей разных национальностей и религий, защиты их прав и интересов. Особое внимание уделяется обеспечению равных прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, а также их равенству перед законом. Наша страна держит курс на укрепление межнационального и межконфессионального согласия в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и другими международно-правовыми документами.
Во-вторых, обеспечение межнационального согласия и религиозной толерантности - неотъемлемая часть Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.
За последние пять лет в сфере межнациональных отношений и религии принято более 50 законодательных актов и около 40 постановлений. Многие из них направлены на возможность участия граждан (независимо от вероисповедания и национальности) в управлении общественными и государственными делами. Например, право принятия решения о ликвидации религиозной организации передано от исполнительной власти судебной, усилены правовые гарантии свободы их деятельности. Государственная пошлина за регистрацию религиозной организации снижена в пять раз, сокращена периодичность отчетности.
В-третьих, на качественно новый уровень вышла работа по углубленному изучению традиций народов, проживающих на территории нашей страны, культурно-цивилизационного наследия; исторических корней религиозной толерантности, межэтнических отношений и ее развития в современных условиях на основе результатов фундаментальных научных исследований. Созданы Научно-просветительский центр, международные научно-исследовательские центры Имама Бухари, Имама Термизи и Имама Матуриди. В то же время расширяется доступ к качественному религиозному образованию в соответствующих вузах. Сформирована пятиступенчатая система, включающая среднее и высшее образование, магистратуру, начальную докторантуру и докторантуру. Удвоена квота приема студентов в исламские учебные заведения.
В-четвертых, важную роль во внешней политике республики играет обеспечение межнационального согласия и религиозной толерантности. Правительство уделяет особое внимание налаживанию конструктивного диалога и сотрудничества с международными организациями и экспертами в этой области.
В ходе визитов Верховного комиссара ООН по правам человека Зейда Раада аль-Хусейна и Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Ламберто Заньера в нашу республику были обсуждены реформы в данном направлении, а осуществляемые изменения получили высокую оценку. Примечательно, что в 2017 году впервые в истории независимого Узбекистана страну посетил Специальный докладчик по вопросу о свободе религии или убеждений Совета ООН по правам человека Ахмед Шахид. На основании его рекомендаций в 2018 году Олий Мажлис Республики Узбекистан утвердил «дорожную карту» по обеспечению свободы религий и убеждений.
В целом международное сообщество высоко оценивает работу нашей страны по обеспечению межнационального согласия и религиозной толерантности.
В частности, Президент Шавкат Мирзиёев в 2017 году на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН призвал к установлению толерантности и взаимоуважения, обеспечению свободы вероисповедания, защите прав верующих. Ярким примером тому является предложение принять специальную резолюцию «Просвещение и религиозная толерантность», которая утверждена Генеральной Ассамблеей ООН и уже дает свои результаты. Например, впервые в истории национальной государственности Узбекистан стал членом Совета ООН по правам человека на трехлетний срок. За нашу страну проголосовали 169 из 193 государств - членов ООН.
Масштабные реформы в области межэтнических отношений и религии способствуют формированию в республике новых стратегических целей. Это создает основу для сохранения мира, обеспечения безопасности граждан и устойчивого развития страны. Ведь главные цели современного государства - обеспечение безопасности и стабильности в обществе, а также эффективная защита прав и свобод человека.
Ульзана Рахимова.
Преподаватель кафедры ТГЮУ.
Асадбек Абдурахмонов.
Студент ТГЮУ.









