Обеспечение мира и спокойствия народа Узбекистана является важнейшей целью деятельности государственных структур и общественных организаций республики. Столкновение геополитических интересов, подрывающее взаимное доверие и сотрудничество в международных отношениях, приводит к усилению конфронтации и недобросовестной конкуренции, глобальному экономическому кризису, нестабильности на мировых рынках, меняющимся ценам на энергоресурсы, оказывающим негативное влияние на экономическое развитие почти всех стран, а борьба за природные ресурсы ведет к обострению взаимоотношений ряда государств.

Очевидно, что современные тенденции в мировой экономике, ухудшение ситуации в некоторых регионах с усилением миграционных процессов способствуют росту определенных видов международной преступности: торговли людьми, терроризма, экстремизма, наркотрафика и распространения опасных инфекционных забо­леваний.

В таких сложных условиях современности Узбекистан выбрал свой путь во внешней политике, который основан на таких фундаментальных принципах, как приверженность общепризнанным международным нормам, сохранение мира и безопасности, неучастие в военно-политических блоках, невмешательство во внутренние дела других государств, урегулирование возникающих конфликтов и противостояний только мирным, политическим путем.

Приориты внешней политики суверенного государства -  дальнейшее повышение значимости страны в качестве полноправного субъекта международных отношений, вхождение в число развитых демократических государств, создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства.

В последние годы при осуществ­лении внешнеполитической деятельности  наша страна широко использует  возможности парламентской дипломатии.

Внешнеполитический курс республики направлен прежде всего на защиту и продвижение интересов народа Узбекистана, продолжение эффективного сотрудничества со странами как ближнего, так и дальнего зару­бежья, с мировым сообществом. При этом мы остаемся приверженными проведению миролюбивой, открытой и прагматичной политики.

Исходя из этого обоими палатами Олий Мажлиса созданы и действуют двусторонние группы сотрудничества с Европарламентом и парламентами 52 стран. География межпарламентского взаимо­действия обширна, включает страны Центральной Азии, Содружества Независимых Государств, Азии, Европы, США, Канады и Аргентины. В рамках деятельности групп межпарламентского сотрудничества проводятся регулярные встречи и видеоконференции с обсуждением различных аспектов двусторонних отношений в политическом, экономическом, культурно-гуманитарном, научно-­техническом и других направлениях.

Национальным интересам Узбеки­стана отвечает активное сотрудничество с ООН, ШОС, СНГ, ОБСЕ, ОИС и другими международными структурами. Ярким примером одного из направлений парламентской дипломатии является взаимодействие со структурными подразделениями ООН в достижении Целей устойчивого развития.

Специальная парламентская комиссия, созданная Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса, ведет системную работу по осуществлению парламентского контроля за исполнением соответствующими министерствами и ведомствами поставленных правительством задач для достижения Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года. При этом оценка результативности осуществ­ления поставленных целей проводится в соответствии с разработанными индикаторами.

Бухарский форум, посвященный развитию и укреплению межпарламентских связей в достижении ЦУР, проведенный в июне этого года, не только послужил расширению такого взаимодействия между парламентами и межпарламентскими структурами, но и усилил сотрудничество с ООН и другими международными и общественными организациями.

В ходе регулярных мероприятий, организуемых Межпарламентским союзом, Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, Межпарламентской Ассамблеей СНГ и другими многосторонними структурами парламентского сотрудничества, которые в большей части проходят в онлайн-­режиме, парламентарии Узбекистана принимают активное участие в обсуждениях по вопросам мира, безопасности, защиты прав и свобод человека, достижения устойчивого развития, поддержки экономики, охраны окружающей среды и другим актуальным темам современности.

Особое внимание в национальном парламенте также уделяется развитию практического сотрудничества с международными экономическими и финансово-банковскими структурами, другими организациями.

Одной из важнейших внешнеполитических задач государства является превращение Центральной Азии в зону стабильности, устойчивого развития и добрососедства. Этот осознанный выбор и решительные меры по выстраиванию диалога и укреп­лению конструктивного взаимодействия в регионе были инициированы с первых дней вступления Шавката Мирзиёева в должность Президента Узбекистана. Сегодня результатом такой внешней политики являются добрососедские взаимоотношения и стратегическое партнерство государств Центральной Азии, создание совершенно иной геополитичес­кой ситуации, основанной на конструктивном взаимодействии между странами региона. 

Руководствуясь предложениями лидера нашей страны, изложенными в ходе 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, встреч на высшем уровне, включая международные конференции, депутаты особое внимание уделяют продвижению инициатив Узбекистана по важнейшим направлениям регионального и международного развития современного мира. Депутатский корпус направляет свои усилия на предотвращение последствий пандемии путем развития сотрудничества и взаимопомощи, на содействие в достижении мира и стабильности в регионе, решение проблем Аральской катастрофы и других экологических вызовов и угроз, на реализацию перспективных проектов, необходимых для формирования многовариантной системы транспортно-коммуникационных и транзитных коридоров, обеспечивающих надежность торгово-экономического взаимодействия.

Одним из важнейших механизмов активного участия членов Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана в продвижении внешнеполитического курса страны является совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности на основе конструктивного взаимодействия с ведущими зарубежными политическими и общественными деятелями, экспертно-аналитическими кругами.

В интересах электората парламентарии активно содействуют реализации экономических форм дипломатии с оказанием всесторонней поддержки бизнес-структурам вместе с укреплением защиты их прав и интересов в стране и за ее пределами.

Сегодня высокий уровень парламентской дипломатии, осуществляемой Олий Мажлисом, позволяет укреплять позиции Республики Узбекистан на мировой арене в качестве надежного, ответственного политического и торгово-экономического партнера. Имеются все возможности для будущего развития международных и межпарламентских связей представителей народа Узбекистана, что необходимо для более эффективного использования широкого потенциала национального парламента как активного участника в пространстве международных отношений во имя мира, безопасности и устойчивого развития.

Дилором Файзиева.
Председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
по международным делам и межпарламентским связям.