Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана: планы, цели и амбиции

    Образование 24 мая 2022 1252

    24 мая 2018 года. Эту дату можно по праву назвать знаменательной для мира журналистики: постановлением Президента Шавката Мирзиёева образован Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана. Целей создания несколько, но главные из них: уделить особое внимание образованию журналистов для обеспечения свободы слова, пересмотреть систему подготовки журналистских кадров и работников сферы массмедиа, модернизировать учебные программы, образовательный процесс, внедрить международные стандарты образования в области журналистики, медиа и коммуникаций в Узбекистане. В этом году вуз отмечает четвертую годовщину со дня своего основания, превратившись из учебного заведения в своего рода студенческий городок с собственными традициями и укладом. О том, какие цели удалось реализовать и что еще предстоит осуществить, нам рассказала проректор Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана Нозима МУРАТОВА.

    - Нозима Фахритдиновна, четыре года - еще не юбилей, но уже немалый срок. Иногда глобальные изменения происходят и за меньший период. Какие достижения вы можете отметить?

    - Позвольте начать с того, что 2017-й был объявлен Годом диалога с народом и интересов человека. Начали действовать Народные приемные и Виртуальная приемная Президента Республики Узбекистан, куда граждане активно обращались, в связи с чем правительство и глава государства стали ближе к народу. Это вывело гласность и свободу слова на новый уровень.

    Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана стал своего рода реакцией именно на такие требования реформ в сфере подготовки журналистских кадров в республике. Он применил подход дифференцированного обучения, говоря о котором мы имеем в виду специализацию по родам СМИ для целевой подготовки кадров в сфере современных медиа. На начальной стадии обучения с первого курса студенты получают образование по спецкурсам и специальным предметам. Если студент сдает документы, экзамены и проходит обучение по направлению, например, тележурналистики, то здесь он будет изучать соответствующие предметы. Более того, например, такие направления, как спортивная или военная журналистика, тоже имеют своего рода специализацию в плане того, что студенты, обучаясь им, с первого курса имеют возможность целенаправленно готовиться для работы в этой сфере.

    Такой подход в нашей стране вполне оправдан, поскольку сегодня наблюдается большой спрос на журналистские кадры. Сфера испытывает потребность в молодых специалистах, которые имеют опыт работы в медиа.

    - Когда училась, в соответствии с эпохой и временем направлений - как в бакалавриате, так и магистратуре - было не так много. В основном мы изучали общие предметы. О целенаправленном выборе специальности могли мечтать лишь немногие, кто поступил в магистратуру. А практике уже обучались в редакции...

    - В университете открыты около десяти направлений бакалавриата и столько же специальностей магистратуры, по которым наши выпускники будут получать дипломы с указанием их специализации. Это:

    • печатные СМИ;
    • телерадиожурналистика;
    • международная журналистика;
    • интернет-журналистика;
    • PR и связи с общественностью;
    • спортивная журналистика;
    • военная журналистика;
    • медиамаркетинг и реклама;
    • медиадизайн.

    Студенты-магистранты имеют возможность не просто получать узкоспециализированное образование, но и быть целенаправленно ориентированными на научное направление и ведение научной работы по выбранной тематике. Важность этого в том, что в сфере журналистики сегодня ощущается нехватка руководящих кадров, менеджерских позиций. Именно поэтому в магистратуру, кроме перечисленных выше, внедряются два направления: предметы по менеджменту СМИ и навыкам ведения аналитического письма и научной работы.

    Чтобы охватить больше современных направлений, немалая часть часов отведена предметам по выбору и дополнительным дисциплинам, которые мы вправе сформировать на основе требований времени и изменений в профессии. В их числе такие предметы, как роботизированная журналистика, мобильная журналистика, креативное мышление, навыки эффективной коммуникации, цифровые технологии в медиапроизводстве, и другие.

    Немаловажной задачей университета стала деятельность по повышению квалификации специалистов, работающих в журналистике, но не имеющих соответствующего диплома. Для этого работа ведется в двух направлениях.

    Сотрудники, имеющие стаж работы в СМИ, но обладающие дипломами по другим специальностям, имеют возможность получить журналистское образование на высших курсах журналистики. Кроме того, при вузе организованы Центр повышения квалификации журналистов и подготовительные курсы для абитуриентов, которых ранее на таком уровне не существовало (вопрос решался лишь с помощью неправительственных организаций). Теперь этим будет заниматься наш университет. Мы уже работаем над авторскими курсами «PR в государственных органах» и «Новые форматы интернет-журналистики», где их авторы разрабатывают программу обучения, а практикующие журналисты, успешно прошедшие обучение, получают специализацию и диплом государственного образца.

    Также отличительная особенность обучения в нашем университете - совмещение теории и практики. Этот вопрос наиболее важен для нас сегодня. Для его решения, помимо квалификационной и производственной практики, внед­рили опыт организации постоянно действующих мастер-классов от мэтров журналистики и профессионалов других отраслей. Теоретическая часть образовательного процесса выполнена у нас наравне с практической нагрузкой студентов. При этом важно соблюдать системность процесса обучения, фундаментальность и технологичность подготовки журналистики, не упускать из виду филологические и философские дисциплины и принципиально придерживаться непрерывности профессиональных тренингов на протяжении всего процесса журналистского творчества.

    - Вот мы перешли к тем, перед кем стоит непростая задача: помочь и направить. Что можно сказать о качестве преподавания в университете? Имеют ли возможность сами наставники вести научную работу? Прежде это было затруднительно в связи с нехваткой времени, сложностями процесса защиты…

    - Здесь мы можем говорить о несомненном повышении качества как профессорско-преподавательского состава (численность которого, кстати, за четыре года возросла в четыре раза), так и студентов (их количество увеличилось в десять раз). Стремимся к тому, чтобы наши наставники молодежи вели научную работу, защищали диссертации, показывая пример подопечным. Это очень важный момент - ведь сегодня такие же молодые университеты, как мы, уже претендуют на вхождение в мировые образовательные рейтинги. И определяющие факторы - научная деятельность и профессорско-преподавательский состав из молодых ученых.

    Хочу отметить положительный момент: в настоящее время ежегодно в университете имеют возможность защиты минимум по пять кандидатов, PhD-диссертантов. Причем эта возможность дана не только тем, кто проходит обучение именно в нашем университете, но и, к примеру, в Узбекском государственном университете мировых языков, Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Каракалпакском государственном университете имени Бердаха и других. Отрадно, что 2021-й ознаменован тем, что это уже третий год выпуска нашей докторантуры, представители которой успешно защитили свои научные работы. Сегодня они продолжают свою деятельность в Университете журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана, а также пополнили ряды профессорско-преподавательского состава отделения журналистики Каракалпакского государственного университета. С момента открытия в университете действует научный совет по направлению журналистики. Благодаря этому молодые соискатели, докторанты, научные работники имеют возможность защищать диссертации для получения научной степени.

    - А что вы скажете о позиционировании университета, у которого уже появилась своя философия?

    - В целом философия высшего образования включает подготовку специалистов, которые должны уметь внести свой вклад в развитие той или иной сферы своими новыми знаниями и навыками, идеями и предложениями. Философия нашего университета заключается в двух аспектах образовательного процесса: первое - представители вуза должны быть журналистами нового поколения с чувством и уверенностью в обеспечении свободы слова. В процессе образования это отражается как в академическом плане, то есть преподавании, ориентированном на свободомыслящего студента, так и в плане возможностей, когда большое количество часов уделяется именно практическим занятиям по журналистике.

    Главная же философия нашего университета отражена в его слогане «От личного успеха - к успешному университету!» Девиз возник не сразу, а нарабатывался личными примерами студентов - бакалавров и магистрантов. Ведь личный успех и победа каждого, кто связан с университетом - студента, магистра, докторанта, преподавателя, руководителя - это путь к успешному университету. Считаем, что каждый студент, магистр, докторант, преподаватель, сотрудник, руководитель, который добивается успеха, делает успешным весь университет. Сейчас это прочувствовали все в вузе.

    За относительно небольшой период нашей деятельности мы взрастили обладателей Президентской стипендии, государственных стипендий имени Алишера Навои, имени Ислама Каримова. И на всех конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, интеллектуальных играх они демонстрируют свои знания, получают призовые места на творческих и профессиональных конкурсах, достигают успеха, завоевывают награды. Также есть студенты и молодые ученые, которые являются обладателями грантов на обучение за рубежом. Они уже гордо несут знамя университета в профессиональной сфере. И мы гордимся ими.

    - Какие изменения произошли в стенах нового здания университета?

    - Давайте начнем с самого здания. Вернее, с двух зданий, которые были возведены, - административного корпуса и гостевого дома.

    Гостевой дом заслуживает отдельного внимания. Здесь могут проживать 300 человек - студентов, а также профессоров и лекторов из-за рубежа. О них я скажу отдельно. На территории созданы необходимые условия для жизни: кухня, библиотека, тренажерный зал - все, чтобы люди чувствовали себя комфортно.

    Библиотека также занимает особое место в организации учебного процесса. В нашем вузе уделяется огромное внимание вопросам языка и грамотности журналистов. Предметы, связанные с этим направлением, преподаются на протяжении всех четырех лет обучения на бакалавриате. Цифровые формы коммуникации ставят под удар чистоту языка, грамотность речи и культуру общения. Поэтому журналистика, будучи неким ориентиром, формирующим общество в целом, сама прежде всего должна сегодня излечиваться от этого. Грамотность и компетентность, будучи важными аспектами профессии, должны сохранить свое место как основа профессионализма. И в нашей библиотеке созданы условия для достижения этих целей. Получаем учебники, книги по основным предметам, а также образовательные программы международного уровня, на что уходит основной поток вложений. Все это делается, чтобы студенты повышали свой интеллектуальный уровень.

    Главное направление, которому уделялось внимание с момента открытия университета, - это развитие международных связей с зарубежными вузами и медиаорганизациями. Можем отметить, что уже подписано более 20 меморандумов о сотрудничестве с зарубежными вузами СНГ, Турции, Китая и других стран. Ожидается, что в текущем году университет станет основным партнером по отправке студентов на обучение в магистратуре в Германии. Меморандум о сотрудничестве с Deutsche Welle Akademie уже подписан.

    Уже говорила о преподавателях, увеличении их состава, повышении качества образования. Для обеспечения обучения современным профессиональным контентом приглашаем зарубежных преподавателей, профессоров и специалистов для проведения у нас лекций, мастер-классов, тренингов и семинаров. Также планируем стажировки профессорско-преподавательского состава, проведение совместных научно-методических конференций.

    - Вы уже говорили о цифровизации журналистики, а также о практике студентов. Все это невозможно осуществить без основательной материально-технической базы.

    - Согласна. В целях осуществления практики для студентов в университете действует несколько медиалабораторий и студий. Во-первых, это лаборатория в партнерстве с Deutsche Welle Akademie, выделены средства на радиостудию, действуют звукозаписывающая студия, а также вещательный корпус. Отдельно нужно отметить телестудию, на развитие которой внесло средства Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (ТIКА) и на основе партнерства с ними была организована современная телестудия, оборудованная по последнему слову техники. Все это позволяет производить съемки полноценных и качественных программ, которые можно отдавать в эфир.

    Также совместно с Агентством по делам молодежи Республики Узбекистан создана радио­лаборатория, функционируют coworking-центр и пресс-клуб, где ребята могут осуществлять брейнсторминги, командную и другую работу. Важно научить студентов работать в команде, ведь любая редакция СМИ - слаженный коллектив, в который нужно влиться и работать в его кругу. Поэтому и было создано данное пространство - современное и удобное, где студенты могут собираться командой и работать над контентом (например, снимать видеоролики и монтировать их). Также здесь можно проводить семинары-тренинги, встречи, ворк-шопы для развития командной работы.

    То есть работа кипит. Кроме осуществленных, у нас немало далеко идущих планов и проектов.

    - От души поздравляю вас с четырех­летием университета - за этот срок действительно сделано немало. А потому желаю, чтобы следующие годы были еще более насыщенными планами, целями и открытиями!

    - Спасибо!

    Беседовала
    Диана Ибатуллина.

    No date selected
    март 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates