В качестве спикеров выступили начальник управления департамента Национальной гвардии полковник Зафар Олимов, советник министра дошкольного и школьного образования Азизбек Турдиев, а также начальники управлений МДШО Хуршид Асроров и Азамат Камалов.
Как отметил А. Турдиев, 5 февраля этого года на видеоселекторном совещании под председательством Президента по обсуждению приоритетных задач в социальных сферах высказан целый ряд важных инициатив, предложений по реформированию.
В частности, одним из первых стало решение о передаче статуса штатных инспекторов-психологов в общеобразовательных школах республики из ведения МВД в Национальную гвардию. В тот же день состоялась встреча министра дошкольного и школьного образования и командующего Нацгвардией, где было обсуждено выполнение поручений главы государства.
Сегодня во всех регионах ведется активная работа в данном направлении. Сотрудники МДШО ежедневно по утрам контролируют посещаемость уроков. Отношение у людей к новшествам разное. Кто-то такие меры приветствует, кого-то они заставили задуматься, и это вполне естественная реакция. В социальных сетях одни пользователи соглашаются с тем, что давно пора, другие высказывают сомнения по поводу строгих мер.
Возложение контроля за посещаемостью учащихся в школах на Нацгвардию вовсе не случайно. Дело в том, что этим ведомством в свое время проведена большая работа с детьми родителей, лишенных родительских прав. С созданием семейных детских домов сократилось число детдомов старого образца. Гвардейцы смогли проявить себя положительно: детское воспитание для них не является чуждой темой, они достаточно погружены в проблематику.
Так, например, за Нацгвардией закрепили 56 школ по республике, где созданы военно-патриотические классы. И практика показала растущий интерес подростков к учебе именно в этих классах
Поэтому нельзя согласиться с мнениями в социальных сетях о том, что передача статуса школьных инспекторов-психологов из ведения МВД в Нацгвардию стала спонтанным решением. Здесь важно взаимодействие руководства школ с Нацгвардией, активом махалли, родительской общественностью. Посещая школы, сотрудники МДШО работают с «махаллинской семеркой». Разрабатывается концепция, после утверждения которой увеличатся объем деятельности и виды направленности. Главная цель - добиться полного охвата детей образованием.
Как отметил начальник юридического управления МДШО Х. Асроров, согласно статье 50 Конституции РУз в новой редакции «каждый имеет право на образование». При этом государство гарантирует бесплатное общее среднее (является обязательным) и начальное профессиональное образование. Таким образом, беспечным родителям напомнили о правах ребенка. К сведению: на 46-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса РУз в октябре 2023 года рассмотрен вопрос об избрании Уполномоченного Олий Мажлиса по правам ребенка (Детского омбудсмана). Им стала Сурайё Рахмонова.
Отмечено, что согласно статье 77 Конституции определены обязанности родителей по отношению к детям. Родители и заменяющие их лица обязаны содержать своих детей до их совершеннолетия, заботиться об их воспитании, образовании, здоровом, полноценном и гармоничном развитии.
Среди родителей школьников идет активное обсуждение принятых по отношению к ним штрафных санкций. А все ли ознакомлены со статьей 47 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (КоАО), которая гласит: «Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, в том числе повлекшее совершение несовершеннолетним административного правонарушения, влечет наложение штрафа от одной до пяти базовых расчетных величин»? Хотя незнание закона от ответа не освобождает.
По данным, приведенным пресс-службой Национальной гвардии, из 133 несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений в январе 2024 года, 81 человек - учащиеся школы.
Следует отметить, что в основном противоправные деяния учащиеся совершали в то время, когда должны были находиться на уроках. Например, хулиганство (17), грабеж (4), угон транспортных средств (4), кража (53), разбой (1), мошенничество (7), причинение тяжких телесных повреждений (1). При этом местом совершения превалирующего числа упомянутых преступлений были улицы, парки, рынки и другие торговые точки, а также увеселительные заведения.
С начала 2024 года у школьников Нацгвардией изъято почти 350 ножей, кастетов и других предметов, которыми можно причинить серьезный вред здоровью, вплоть до летального исхода.
Если помните, в 2023-м на нескольких сайтах были сообщения об избиениях молодых учителей учениками и их родными. Эти действия в корне противоречат сложившейся в народе традиции уважительного отношения к наставникам. Важным документом гарантий государства стало подписание 1 февраля этого года Президентом Закона «О статусе педагога», где четко сформулировано: «Права, честь, достоинство и деловая репутация педагога находятся под защитой государства» (статья 3).
Помимо этого, запрещено вмешательство в профессиональную деятельность педагога, а также привлечение к работам, не связанным с его профессиональной деятельностью, в том числе к благоустройству территорий и сельскохозяйственным работам.
Возникает вопрос: если ребенок один раз не пришел в школу, служит ли это основанием для привлечения родителей к административной ответственности? Если это связано с болезнью ученика или отъездом родителей (при условии своевременного уведомления учебного заведения), то проблем не будет. Акцент сделан на привлечении к административной ответственности тех родителей, которые сознательно препятствуют получению их детьми обязательного среднего образования, не обеспечивают их явку в учебное заведение. Если родители не отпускают детей в школу с целью привлечения их во время уроков к труду или предпринимательству, за это тоже предусмотрена административная ответственность.
Таким образом, однократное отсутствие в школе ребенка служит основанием для вынесения в адрес родителей предупреждения, при повторе - посещения семьи представителями «махаллинской семерки». При игнорировании прибегнут к штрафам и прочим мерам воздействия по КоАО, вплоть до ареста до 15 суток или лишения родительских прав.
Как отмечено З. Олимовым, на совещании под председательством главы государства определены задачи по воспитанию молодежи в духе патриотизма. При этом указано принять меры в отношении родителей тех учеников, которые регулярно прогуливают занятия.
В мире происходит немало трагических событий. В частности, в школах иностранных государств случаются теракты, насилие в отношении учащихся. Это призывает всех, в том числе сотрудников Нацгвардии, позаботиться о безопасности детей в учебных заведениях. Будут приняты системные меры. С ребятами ведут работу инспекторы-психологи, а представители махаллей станут посещать семьи школьников, постоянно прогуливающих уроки.
Большинство родителей активно поддержали новую систему контроля учащихся, ими адекватно воспринят призыв к бдительности и повышению внимания к вопросам воспитания подростков. В беседах многие взрослые признаются: порой и сами не знали о том, что ребенок иногда прогуливает школу. С помощью инспекторов профилактики и сотрудников Нацгвардии осознали свою ответственность.
Как отметил начальник управления координации воспитательной работы в средних образовательных учреждениях А. Камолов, в основном необоснованные жалобы насчет того, что, якобы, в школах слишком суровые условия, звучат из уст злостных прогульщиков, которых устраивал ослабленный контроль, когда имелись лазейки для уклонения от посещения школы. Им не нравится строгая дисциплина, хочется время от времени пропускать занятия, чтобы никто с них за это не спрашивал. Подобные мысли поддерживают некоторые несознательные родители, которые против строгого спроса государства с них за воспитание ребенка, пущенное на самотек. Есть и отдельные педагоги, вполне довольные отсутствием на уроках трудных подростков, с которыми тяжело сладить.
При этом контроль за посещаемостью не возложен на сотрудников Национальной гвардии. Сведения по каждому уроку составляет учитель по результатам переклички, вносит в электронную систему в течение каждого дня. Потом именно педагог докладывает о причинах отсутствия того или иного ученика на его уроке.
Наряду с этим озвучено признание: в последние 10-15 лет министерство строго спрашивало с учителей за негативные показатели посещаемости, принимались меры дисциплинарного воздействия в отношении руководства школ. Поэтому возникла тенденция к сокрытию реального положения в учебных заведениях.
Сотрудник Нацгвардии в должности инспектора-психолога работает только с теми подростками, которые регулярно пропускают уроки: узнает обстановку в семье, беседует с учеником на предмет выяснения причин прогулов. Возможно, у школьника были трения с кем-то из одноклассников или учителей. Может, имело место давление со стороны родителей, желавших в ущерб обучению загрузить ребенка работой в целях получения прибыли.
Сведения по таким проблемным детям сотрудник Нацгвардии получает от администрации школы в тех случаях, когда родители не идут на контакт с педагогом для выяснения причин прогулов. То есть работа Нацгвардии в школах заключается не в тотальной слежке за всеми ребятами, а в адресной поддержке проблемных учеников. По республике две тысячи инспекторов-психологов, за каждым закреплено пять школ. Работа ведется в треугольнике: ученик - родители - педагог. Со всеми важно наладить диалог.
Аблай Камалов.
«Правда Востока».