Выступившие на церемонии открытия форума отметили, что транспортный вопрос является ключом к развитию мировой экономики. Без четкой организации транспортного сообщения невозможно говорить об экономическом сотрудничестве. Было подчеркнуто, что вопрос устойчивого транспорта - проблема не только одной страны, она носит глобальный характер. В выступлениях отмечена роль существующих в Евразии транспортных путей, в том числе сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
В рамках форума организована первая встреча министров транспорта Китая и стран Центральной Азии. В своем выступлении перед участниками мероприятия И. Махкамов отметил, что в эпоху глобальных трансформаций, несущих как вызовы, так и новые возможности, правительства наших стран уделяют особое внимание развитию транспортной взаимосвязанности, а также новых коридоров, связывающих Восток и Запад через территории стран Центральной Азии.
В связи с этим актуально прозвучали инициативы Президента Шавката Мирзиёева, оглашенные на выступлении в ходе 75-й сессии Генассамблеи ООН, об учреждении под эгидой организации Регионального центра развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности, который будет способствовать решению таких задач, как эффективное и взаимовыгодное использование совместно с соседними странами транспортных коридоров, создание благоприятных условий для осуществления международных перевозок путем упрощения пограничных транспортных процедур и унификации технических, нормативных и правовых стандартов перевозочного процесса.
Спикером была представлена разработанная Министерством транспорта Стратегия развития транспортной системы Республики Узбекистан на период до 2030 года.
Основной целью документа является углубление осуществляемых реформ, нацеленных на формирование интегрированной единой транспортной системы, повышение конкурентоспособности транспортного сектора и эффективности использования транспортной инфраструктуры для полного удовлетворения потребностей экономики государства, населения и бизнеса.
Отмечено, что стратегия охватывает семь главных приоритетных направлений транспортной системы страны:
- повышение эффективности институтов, формирующих и реализующих единую транспортную политику;
- проведение сбалансированной тарифной политики, дальнейшее снижение уровня монополии и формирование здоровой конкурентной среды на рынке транспортных услуг;
- повышение качества, доступности и оперативности транспортных услуг для населения и бизнеса;
- углубление интеграции транспортной системы Республики Узбекистан в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала;
- повышение уровня цифровизации и внедрение инноваций в транспортную систему, создание интеллектуальной транспортной системы;
- совершенствование системы обеспечения транспортной безопасности и безопасности перевозок;
- обеспечение экологичности транспорта, создание условий для развития «зеленого» транспорта.
Прогнозируется, что реализация стратегии позволит добиться к 2030 году роста объема грузоперевозок в 1,8 раза, перевозок пассажиров - в 1,6 раза, повысить подвижность населения до 231 пассажиро-километра на человека в год на автомобильном транспорте, что почти в два раза выше показателей 2022 года.
Авиационная подвижность населения составит 0,12 пассажиро-километра на человека в год, что более чем в три раза выше параметров прошлого года.
Существенно снизятся аварийность, риски угроз безопасности по всем видам транспорта. Социальный риск гибели в дорожно-транспортных происшествиях (погибших на 100 тысяч населения) сократится с шести человек в 2019 году до 4,6 - в 2030 году и достигнет уровня развитых стран.
Доля альтернативных видов топлива в общем объеме потребления автотранспортных средств в 2030 году составит 75 процентов, увеличившись с 55,9 процента в 2022-м. При этом объем выбросов парниковых газов на единицу ВВП сократится на 35 процентов к 2030 году по сравнению с 2010-м.
Объемы транзитных перевозок грузов всеми видами транспорта к 2030 году увеличатся до 16 млн тонн, а при реализации региональных проектов по развитию международных транспортных коридоров - до 23 млн тонн.
Эти достижения позволят обеспечить рост позиции Республики Узбекистан в мировом рейтинге по Индексу эффективности логистики (LPI) до уровня не ниже 55. В результате реализации намечаемых мер транспортный сектор Узбекистана к 2030 году станет системообразующей и растущей отраслью, динамика роста будет выше среднегодовых темпов роста национальной экономики.
Поскольку страны Центральной Азии, в частности Узбекистан, не имеют прямого доступа к морским путям, для нас развитие транспортных коммуникаций региона остается одной из ключевых задач.
Узбекистан прилагает большие усилия для модернизации и улучшения транспортной инфраструктуры для ускорения роста экономик стран региона и превращения Центральной Азии в транспортно-логистический хаб с полноценной интеграцией в мировую транспортную сеть.
Именно с этой точки зрения мы уделяем особое внимание вопросу развития международных мультимодальных перевозок и транспортных коридоров по всем направлениям Евразийского пространства.
Реализация проектов по строительству железнодорожных линий Китай - Кыргызстан - Узбекистан и Узбекистан - Афганистан - Пакистан превратит Центральную Азию в перекресток Евразии, при этом возрождая величие некогда существовавшего Великого шелкового пути.
В ближайшем будущем совместными усилиями ожидается завершение работы по реализации проекта возведения железной дороги Китай - Кыргызстан - Узбекистан. Одновременно ведутся интенсивные работы по реализации проекта строительства железнодорожной линии Узбекистан - Афганистан - Пакистан, дающего возможность выхода к портам Индийского океана.
Сегодня уже формируются новые коридоры с использованием смешанных видов транспорта по маршрутам из стран Содружества Независимых Государств через Афганистан и Пакистан с выходом к портам Индийского океана, а также из стран Азиатско-Тихоокеанского региона через Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан в страны Восточной Европы и Южной Азии.
На форуме озвучены предложения Узбекистана по внедрению системы электронного обмена бланками разрешений E-PERMIT и E-TIR в регионе Китай - Центральная Азия для создания Единого цифрового пояса, по развитию мультимодальных транспортных коридоров Китай - Кыргызстан - Узбекистан и Китай - Таджикистан - Узбекистан путем присвоения статуса «экспортная» железнодорожной станции «Кашгар», а также предоставления скидок на железнодорожные перевозки по территории КНР до станции «Кашгар».
Кроме того, для создания более благоприятных условий автоперевозчикам сторон предложено на взаимной основе начать упрощение процедур получения виз автоперевозчиками.
Отмечено, что дополнительным импульсом в становлении наших транспортных коммуникаций послужит вступление Китайской Народной Республики в шестисторонний Протокол по развитию международного мультимодального маршрута Страны АТР - Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция - ЕС.
Присоединение Китая к данному протоколу, предусматривающему организацию мультимодальной перевозки контейнерного блок-поезда, будет способствовать формированию коридора Восток - Запад.
Для налаживания бесперебойной поставки грузов между КНР и Центральной Азией предложено совместно организовать консолидацию грузов на территории КНР и осуществлять отправки грузов контейнерными блок-поездами, а также наладить сотрудничество между нашими экспедиторскими компаниями.
Представитель Узбекистана пригласил коллег на первый транспортный форум ШОС и 12-е заседание министров транспорта Организации экономического сотрудничества (ОЭС), проводимые 1-2 ноября 2023 года в городе Ташкенте.
Подчеркнуто, что объявление Генеральной Ассамблеей ООН 26 ноября Всемирным днем устойчивого транспорта стало еще одним признанием важности роли безопасных, недорогих, доступных и устойчивых транспортных систем для всего мирового сообщества.
Формирование единой транспортной системы Узбекистана, ее интеграция в мировую транспортную систему обеспечат повышение эффективности транспортных услуг внутри страны, рост их экспорта, более полную реализацию транзитного потенциала, удовлетворение потребностей экономики государства и населения в качественных и конкурентоспособных транспортных услугах.
Аблай Камалов.
«Правда Востока».
При содействии Министерства
транспорта Республики Узбекистан.