Так, в Ташкентском государственном университете востоковедения совместно с Центром народной дипломатии ШОС в Узбекистане 12 июля 2021 года проведен международный круглый стол «Узбекистан - Пакистан: состояние и перспективы регионального сотрудничества». В работе мероприятия приняли участие известные международные эксперты, ученые-востоковеды Узбекистана, Пакистана, России, США и Китая.
Мероприятие стало своеобразным откликом, приуроченным к первому официальному визиту Премьер-министра Исламской Республики Пакистан Имрана Хана в нашу страну, а также выступлению Президента Республики Узбекистан на Международной конференции высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности».
Вместе с тем данное мероприятие стало реальной площадкой для экспертного обсуждения деятельности Узбекистана по налаживанию конструктивного диалога с Пакистаном в частности и странами Южной Азии в целом. Прошедший круглый стол был направлен прежде всего на развитие двустороннего взаимовыгодного партнерства и расширение сотрудничества в сфере торговли и транспорта, укрепление дружбы и взаимного доверия путем возобновления культурно-гуманитарных связей, а также обсуждение угроз и рисков в области региональной безопасности.
Эксперты отметили, что данное сотрудничество в перспективе будет способствовать экономическому росту стран Центральной и Южной Азии, повышению уровня жизни населения.
Также подчеркивалось, что Узбекистан и Пакистан веками связаны друг с другом благодаря сильной исторической, культурной, религиозной и географической близости. Отношения определяются и строятся на взаимном доверии и интересе. И этому есть твердое подтверждение.
Так, по итогам узбекско-афганско-пакистанских переговоров утверждена «Дорожная карта» по строительству железной дороги Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар протяженностью около 600 км. На реализацию проекта может уйти до 5 лет. Планируется привлечь 4,8 млрд долларов кредитных средств. Этот маршрут поможет перемещению грузов из Пакистана в Среднюю Азию и за ее пределы.
У Узбекистана и Пакистана большие шансы связать свои рынки с региональными и глобальными производственно-сбытовыми цепочками.
Эксперты также прокомментировали три вещи: интеграцию, препятствия на пути к ней и перспективы развития. По их мнению, Президент Пакистана Ариф Алви и Премьер-министр Имран Хан провели успешные переговоры с Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым относительно конкретных шагов по улучшению перспектив интеграции в Южной Азии.
Интеграция в позитивном смысле означает координацию отношений - экономических, социальных и культурных, а также укрепляет стабильность и мир. Она не снижает национального суверенитета и не уменьшает идентичности. Однако существуют и препятствия. Одно из них - нарушение международной торговли, вызванное пандемией коронавируса. Ведь закрытие границ из-за COVID-19 изменило мировые цепочки поставок.
На мероприятии экспертами также подчеркнуто, что с момента установления дипломатических отношений между Узбекистаном и Пакистаном стороны начали выстраивать многостороннее сотрудничество, основанное на исторической взаимосвязи регионов Центральной и Южной Азии, учете взаимных интересов и равноправии.
Необходимость развития торгово-экономического сотрудничества двух стран обуславливалась прежде всего географической близостью Пакистана с его морскими портами в Индийском океане к региону Центральной Азии, не имеющему прямого доступа к подобным коммуникациям. Близкое расположение наших стран открывало перспективы для широкого торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Узбекистан и другие страны ЦА рассматривались Пакистаном в качестве одного из важнейших поставщиков энергоресурсов и рынка сбыта своих товаров.
В середине 1990-х и начале 2000-х Пакистаном и государствами ЦА изучались различные транспортно-коммуникационные проекты, способные соединить регионы Центральной и Южной Азии. Современная ситуация в Афганистане остается напряженной, приковывая внимание прежде всего стран - соседей ИРА. Ныне группа ведущих и региональных государств предпринимают усилия по запуску межафганского переговорного процесса. В этом активное участие принимает и Узбекистан.
Тем не менее дальнейшее развитие узбекско-пакистанских отношений и в целом налаживания взаимосвязанности и сотрудничества государств двух соседних регионов обуславливают необходимость открытия надежного Трансафганского коридора. Именно поэтому повышается значимость усилий мирового сообщества по разрешению афганского конфликта и самого Афганистана как связующего звена между Центральной и Южной Азией.
Однако одним из ключевых вопросов узбекско-пакистанских отношений будут оставаться проблемы безопасности и налаживания партнерства в этом направлении. За последние три года наметились некоторые подвижки сотрудничества двух стран по вопросам безопасности. Состоявшиеся встречи глав военных ведомств в 2019 году в Ташкенте и обсуждение вопросов региональной безопасности говорят о необходимости вывода двусторонних отношения на новый уровень и дальнейшем развитии взаимовыгодных связей.
Реализация проектов по восстановлению Афганистана и повышение его роли в качестве транзитного коридора между Центральной и Южной Азией будут трудноразрешаемой задачей без совместных усилий сторон по стабилизации ситуации в ИРА.
В этой связи прочная стабилизация обстановки в Афганистане и реализация ряда транспортных и энергетических проектов откроют дополнительные возможности для расширения узбекско-пакистанских отношений и будут способствовать сотрудничеству стран Центральной и Южной Азии. Восстановление транспортной инфраструктуры Афганистана является необходимым элементом в развитии торгово-экономических отношений между Узбекистаном и Пакистаном.
К настоящему времени в вопросе реализации Трансафганского коридора наметились определенные подвижки. В декабре 2020 года усилия Узбекистана по обеспечению финансирования данного проекта и совместное обращение глав Узбекистана и Афганистана были поддержаны Премьер-министром Исламской Республики Пакистан Имраном Ханом.
Ровно через два месяца в феврале 2021 года Президент Республики Узбекистан дал высокую оценку итогов прошедшего в Ташкенте первого заседания рабочей группы трех стран - Узбекистана, Афганистана и Пакистана, которая обсудила вопросы реализации транспортного коридора с выходом на пакистанский порт Гвадар.
Несомненно, реализация проекта будет иметь существенный политико-экономический эффект, позволит государствам Центральной Азии и Афганистану не только выйти кратчайшим и наиболее экономичным путем на морские порты в Индийском океане, но также даст возможность этим странам подключиться к китайскому проекту «Морской Шелковый путь XXI века».
В свою очередь страны Южной и Юго-Восточной Азии смогут получить доступ к рынкам ЦА и через нее на рынки других стран СНГ. Однако значимость Трансафганского коридора выходит за рамки Центральной и Южной Азии, ибо эта магистраль будет наиболее экономичным маршрутом, который свяжет Европу с Южной Азией. Бенефициарами такого взаимосвязанного и взаимозависимого сотрудничества могли бы быть не только страны Центральной и Южной Азии, но и страны ЕС, ШОС, ЕАЭС, СААРК и АСЕАН.
Вопросы взаимосвязанности двух регионов и расширения сотрудничества подробно рассмотрены на Международной конференции высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности». Широкий обмен мнениями по этим ключевым вопросам позволил наметить более четкие перспективы по налаживанию взаимодействия, в том числе узбекско-пакистанских отношений.
Нодир Абдуллаев.
Кандидат политических наук, доцент,
проректор Ташкентского государственного университета востоковедения.