А на днях в Министерстве высшего образования, науки и инноваций прошла стартовая встреча проекта, софинансируемого Европейским союзом, под названием «Европейский всемирный лагерь талантов ECAMPUZ для ученых Узбекистана в области пищевых наук и технологий» в рамках программы ERASMUS-EDU-2022-CBHE. 

На совещании наряду с участием профессоров и преподавателей партнеров из вузов ЕС, партнерских организаций в Республике Узбекистан принимали участие представители Евросоюза в Узбекистане, Национального офиса Erasmus+ в нашей стране, специалисты пищевой промышленности, студенты.

Цель встречи - продвижение задач проекта, его приоритетов, а также программы, реализация которой намечена на ближайшие три года. Ожидаются результаты от применения модели практики взаимодействия между университетами и пищевыми предприятиями в странах Евросоюза в пищевую промышленность и вузы Узбекистана.

Партнерами ECAMPUZ выступают Центр передовых технологий, Ташкентский химико-технологический институт, Копенгагенский университет (Дания), Университет Эстремадуры (Испания), а также Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Бухарский инженерно-­технологический институт, Андижанский государственный университет, Ургенчский государственный университет имени Аль-­Хорезми.

Впервые в Узбекистане внедряется опыт передовых европейских университетов в области пищевых наук для подготовки кадров, обладающих современными знаниями в своей сфере и отвечающих потребностям индустрии. Таким образом, проект ECAMPUZ послужит мостом между образовательным сектором и пищевой индустрией в целях наращивания потенциала, разработки и внедрения устойчивых инструментов для решения национальных приоритетов Узбекистана, связанных с устойчивым ростом и рабочими местами в продовольственном секторе. 

ECAMPUZ предназначен для охвата трех важных областей науки о продуктах питания и включает в себя три ведущие исследовательские группы:

  • методы анализа пищевых продуктов и хемометрия;
  • пищевая микробиология и безо­пасность продуктов питания;
  • пищевая химия и молекулярная гастрономия.

- Программа нацелена на построение своего рода моста между образовательной средой и индустрией промышленности, - говорит младший научный сотрудник Центра передовых технологий при Министерстве высшего образования, науки и инноваций Республики Узбекистан Сарвар Каххоров. - Студентам нужны актуальные знания, а предприятия в свою очередь заинтересованы в компетентных кадрах. Также программа преследует цель обеспечить плавный переход от обучения к производственному процессу. Эти меры обусловлены тем, что сегодня существует большой разрыв между вузами и индустрией. Первые недостаточным образом взаимодействуют с предприятиями и производствами, куда в дальнейшем будут трудоустраиваться их выпускники. Вторые же не задействованы в процессе создания учебных программ, что очень важно для эффективности подготовки специалистов.

В рамках проекта изучаем потребности разных таргетных групп, а наши партнеры станут проводить летние лагеря и организовывать тренинги для молодежи, чтобы передать актуальные знания в области пищевой науки и технологий. В работу вовлечены пять отечественных и два европейских вуза, а также один исследовательский центр. 

В Узбекистане активно идет становление рынка образовательных услуг, что вызвано растущей потребностью экономики в квалифицированных кадрах. Вузы получают академическую, управленческую и организационную независимость. Это создает конкурентную среду и приводит к повышению качества их деятельности.

Среди актуальных также вопрос качества образования. Об этом глава государства говорил в ходе вышеупомянутого Послания. Так, в нынешнем году ресурсы, выделяемые на льготные образовательные кредиты для студентов вузов, увеличены вдвое и составляют 1,7 триллиона сумов. А на развитие науки и инноваций в 2023-м направляется 1,8 трлн.    

Меры по модернизации сферы подготовки кадров прописаны в Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года. Документом предусмотрены развитие государственно-частного партнерства, повышение уровня охвата высшим образованием более 50 процентов на основе организации в регионах деятельности государственных и негосударственных вузов, создание здоровой конкурентной среды. А Концепцией развития науки до 2030 года обозначены целевые показатели и индикаторы, предусматривающие внедрение системы национального рейтинга, направленной на оценку эффективности научно-инновационной деятельности научных организаций, улучшение социального партнерства между государством и научными организациями посредством развития системы самоуправления в науке, а также реализацию проектов в его рамках. 

Реализуемым совместно с ЕС проектом охватываются три целевые группы: молодые ученые в области пищевой промышленности (студенты бакалавриата, магистратуры и PhD); преподаватели и исследователи пищевой науки и технологии (молодые преподаватели и исследователи, а также преподаватели, заведующие кафедрами, руководители научных проектов и заведующие лабораториями); работники пищевой промышленности и другие заинтересованные стороны в Узбекистане.

Среди задач инициативы значится организация лагеря в каждый год проекта в Испании (общее количество участников - 75 студентов); обучение семи исследователей, шести преподавателей и десяти аспирантов в университетах Европейского союза (общее количество участников - 23); проведение открытых семинаров и практикумов для создания полезных сетей между исследователями и промышленными экспертами; создание кластера передовых тем в пищевой науке и технологии для академического взаимодействия; создание Узбекского общества пищевых наук и технологий, которое обеспечит постпроектную устойчивость результатов.

*  *  *

Узбекистан находится на пути инновационного развития, что предполагает формирование принципиально нового типа работников. Современный выпускник должен соответствовать требованиям наукоемкой экономики и национальной системы квалификаций, а профессио­нальное образование играет в этом деле главенствующую роль. В данном контексте огромное значение имеют международные инициативы и совместные проекты, направленные на интеграцию образовательного процесса и производства.

Евгения Юн.
«Правда Востока».
Фото Музаффара Абдуллаева.