Узбекистан и ООН: сотрудничество во имя интересов человека

    Мнение 25 марта 2023 2306

    На днях Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев принял Верховного комиссара ООН по правам человека Фолькера Тюрка. В рамках встречи были обсуждены актуальные вопросы дальнейшего развития конструктивного диалога и практического сотрудничества между Узбекистаном и структурами ООН в вопросах продвижения интересов и защиты прав человека.

    В ходе встречи Верховный комиссар ООН высоко оценил достижения Узбекистана в искоренении детского и принудительного труда, продвижении гендерного равенства, обеспечении независимости судебных органов и верховенства закона.

    Особо отмечено принятие Национальной программы образования в области прав человека в 75-летнюю годовщину утверждения Всеобщей декларации прав человека, а также ратификация Узбекистаном Конвенции ООН о правах инвалидов, создание национального превентивного механизма предупреждения пыток с участием институтов гражданского общества, репатриация из зон конфликтов женщин и детей и обеспечение всех необходимых условий для их социальной реинтеграции.

    В данном контексте необходимо отметить, что за последние годы Узбекистан осуществил масштабное внедрение международных стандартов в область прав человека, что позитивным образом повлияло на жизнь общества и сознание граждан.

    Создание национальной системы защиты прав человека

    Осознавая тот факт, что без участия международных организаций и присоединения к основным международным актам о правах человека невозможно построить демократическое правовое государство, главной задачей Нового Узбекистана стало неукоснительное соблюдение своих международных обязательств в сфере прав человека и построение демократического правового государства.

    К настоящему времени Узбекистан присоединился более чем к 80 основным международным документам по правам человека, в том числе 7 основным договорам и 4 факультативным протоколам ООН. Присоединение к основным международным документам в данной области, носящим обязательный характер, способствовало созданию эффективной национальной системы защиты прав человека.

    В данном контексте можно выделить следующие ключевые моменты.

    Во-первых, в Республике Узбекистан создана собственная модель поэтапной имплементации международных стандартов в национальное законодательство и правоприменительную практику. В частности, сформирована нормативно-правовая база, гарантирующая защиту личных, политических, экономических, социальных и культурных правах человека. Приняты 12 конституционных законов, 18 кодексов и свыше 700 законов, регламентирующих права и основные свободы человека.

    Во-вторых, обеспечивается мониторинг соблюдения конституционных прав и свобод человека и выполнения международных норм и принципов в этой сфере. При этом институциональная система защиты прав человека, наряду с традиционной правоохранительной системой, включает суд, прокуратуру, адвокатуру, также внесудебную систему - парламентский Омбудсман, детский Омбудсман, бизнес-Омбудсман, Национальный центр по правам человека. Данные меры полностью соответствуют положениям Венской декларации и Программы действий, принятой на Второй Всемирной конференции ООН по правам человека в 1993 году.

    В-третьих, в Узбекистане в рамках Десятилетия ООН в области образования по правам человека сформирована система профильного образования, охватывающая детей дошкольного и школьного возраста, студентов средних специальных и высших учебных заведений, государственных служащих, работников правоохранительной системы и судов, педагогических, медицинских и социальных работников, повышающих уровень своих знаний в сфере прав человека в рамках соответствующих институтов, центров, курсов повышения квалификации. В феврале 2023 года принята Национальная программа образования в области прав человека.

    В-четвертых, в рамках Всемирной кампании ООН по общественной информации в области прав человека осуществляется широкая информационно-просветительская деятельность в сфере прав человека. Переведены на узбекский язык и изданы большими тиражами более 120 основных международно-правовых документов по правам человека. В стране издаётся порядка 30 юридических газет и журналов с правозащитной тематикой.

    В-пятых, сформирована отвечающая международным требованиям система отчетности Узбекистана перед международными механизмами ООН, которая выражается в своевременной подготовке и направлении национальных докладов страны о выполнении своих международных обязательств в сфере прав и свобод человека.

    Важной составной частью этой системы является подготовка и принятие Национальных планов действий по выполнению рекомендаций Уставных и Договорных органов ООН по итогам рассмотрения национальных докладов.

    В-шестых, в 2020 году была принята Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека, направленная на защиту личных, политических, экономических, социальных и культурных прав, а также в области устойчивого развития. Приоритетом обозначено также совершенствование механизмов имплементации международных стандартов в области прав человека в законодательство и правоприменительную практику.

    В-седьмых, вопросы обеспечения прав и свобод человека в Узбекистане находятся под пристальным вниманием не только государства, но и всего общества. Институты гражданского общества в рамках действующего законодательства принимают самое активное участие в его совершенствовании, проведении общественного мониторинга прав социально уязвимых слоев населения, информационно-просветительской деятельности, а также в подготовке периодических национальных и альтернативных докладов по выполнению международных обязательств в сфере прав человека.

    В-восьмых, вопросы прав человека занимают приоритетное место во внешней политике Узбекистана. Правительство придает большое значение развитию международного сотрудничества в сфере прав человека. Эти усилия осуществляются в русле основополагающих принципов и мер, утвержденных документами ООН и ОБСЕ.

    В качестве подтверждения выполнению своих международных обязательств в рамках сотрудничества с Советом ООН по правам человека Узбекистан в 2018 году направил постоянное приглашение всем тематическим мандатариям специальных процедур ООН.

    К примеру, в сентябре 2019 года Республику Узбекистан посетил Специальный докладчик Совета ООН по правам человека по вопросу о независимости судей и адвокатов Д. Гарсия-Саян.

    В период с 29 ноября по 7 декабря 2021 года по приглашению Правительства в Республику Узбекистан состоялся визит делегации во главе со Специальным докладчиком Совета ООН по правам человека по вопросам поощрения и защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом Ф. Ни Аолайн.

    Узбекистан продолжает свое сотрудничество со специальными мандатариями и ожидает в 2023 году визит Специального докладчика по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказаний Э. Эдвардс.

    Признание международного сообщества

    Следует отметить, что реформы, проводимые в данной сфере, получили заслуженное признание на международном уровне. Так, в октябре 2020 года Узбекистан стал членом Совета ООН по правам человека – авторитетного межправительственного органа системы ООН, призванного обеспечивать защиту прав человека по всему миру. За кандидатуру Узбекистана проголосовали 169 из 193 государств-членов ООН. Данное событие состоялось впервые в истории национальной государственности нашей страны.

    В феврале 2021 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев принял участие и выступил с докладом на 46-й сессии Совета ООН по правам человека. В первый раз на глобальной правозащитной площадке Узбекистан был представлен на самом высоком политическом уровне. С момента создания Совета в 2006 году главы лишь 20 государств напрямую обращались к делегатам ежегодных сессий главного правозащитного органа мира. При этом Узбекистан первым среди стран постсоветского пространства воспользовался такой привилегией.

    Сегодня мировое сообщество рассматривает Новый Узбекистан как устойчивое и динамично развивающееся государство демократических преобразований, страну больших возможностей и практических дел. Так, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что «под руководством Президента Узбекистана страна вносит вклад в международные усилия, связанные с изменением климата, охраной окружающей среды и региональной взаимосвязанностью, осуществляя при этом значительный процесс реформирования. Узбекистан в качестве члена Совета ООН по правам человека взял на себя особое обязательство продвигать и защищать права человека. ООН будет и впредь рассчитывать на Республику Узбекистан в продвижении ценностей и принципов, закрепленных в уставе ООН».

    Инициативы Президента Республики Узбекистан, выдвинутые на международной политической арене, в том числе по вопросам обеспечения прав человека и интересов граждан, укрепление регионального сотрудничества получают все более широкое признание
    у мировой общественности. В течении последних лет были приняты 11 документов, инициированных Президентом Республики Узбекистан.

    В 2018-2022 годах по инициативе Президента Узбекистана принято пять важных специальных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, направленных на укрепление регионального и международного сотрудничества в целях обеспечения мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе, поощрение толерантности, недискриминации и уважения прав человека на основе внедрения принципа «Просвещение против невежества», защиту и продвижение прав молодежи, поддержку туризма и устойчивого развития нашего региона, превращение Приаралья в зону экологических инноваций и технологий, укрепление взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией, создание Многопартнерского трастового фонда ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья в Узбекистане, усиление роли парламентов в ускорении достижения Целей устойчивого развития (ЦУР).

    Только в 2022 году ряд документов, подготовленных узбекской стороной, распространены как документы ООН. Это, в частности, Бухарская декларация международного форума «Диалог деклараций», Ташкентская декларация международной конференции, посвященной десятой годовщине совместной реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН в Центральной Азии, документы Самаркандского саммита ШОС о диалоге и сотрудничестве во взаимосвязанном мире, а также о солидарности во имя общей безопасности и процветания.

    За период членства в Совете ООН по правам человека по инициативе Узбекистана приняты следующие резолюции:

    - «Резолюция Совета ООН по правам человека о правах молодежи в период пандемии», принятая на 48-й сессии Совета ООН по правам человека 8 октября 2021 года. Документ был единогласно поддержан всеми государствами-членами Совета;

    - Резолюция «Молодежь и права человека», принятая 4 октября 2022 года на 51-й сессии Совета ООН по правам человека. Резолюция инициирована 41 страной, в том числе и Узбекистаном, для расширения участия молодежи в развитии своих стран, создания для них равных возможностей, защиты молодежи от цифровых угроз, продвижения инициатив в сфере образования в области прав человека.

    Национальные доклады и выполнение рекомендаций

    В 2022 году договорными комитетами ООН заслушаны 3 национальных доклада Республики Узбекистан о выполнении международных соглашений по правам человека:

    - Шестой национальный доклад Узбекистана по выполнению Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

    - Третий национальный доклад о выполнении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах;

    - Пятый национальный доклад о выполнении Конвенции о правах ребенка.

    Впервые на представлении докладов в онлайн-формате приняло участие более 10 негосударственных некоммерческих организаций.

    При этом в целях реализации рекомендаций, высказанных в итоговых замечаниях к национальным докладам, совместным постановлением Кенгашей Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса утверждены:

    - Национальный план действий по реализации заключительных замечаний Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

    - Национальный план действий по реализации заключительных замечаний Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам.

    Узбекистан последовательно выполняет свои обязательства по своевременному представлению национальных и периодических докладов о выполнении международных договоров, ратифицированных Республикой Узбекистан.

    В июне 2021 года Республика Узбекистан ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. Вопрос о ратификации данного документа также был озвучен Президентом Республики Узбекистан на 46-й сессии Совета ООН по правам человека. Национальный план действий по реализации Конвенции о правах инвалидов утвержден Совместным постановлением Кенгашей Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса от 19 декабря 2022 года.

    В целом, можно с уверенностью отметить, что Узбекистан избрал для себя путь построения демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой и формирования гражданского общества. Долгосрочная цель реформ в Узбекистане – вхождение страны в число современных развитых, демократических государств, обеспечение народу достойных условий жизни и достойного места в мировом сообществе.

    В этих целях Узбекистан проводит политику повышения качества жизни, обеспечения демократического развития страны, где гарантируются все права и свободы человека, независимо от его пола, национальности, веры и убеждений. За последние годы демократические процессы в стране приобрели поступательный и необратимый характер.

    Тимур Ахмедов,

    руководитель отдела Института стратегических

    и межрегиональных исследований

    при Президенте Республики Узбекистан.

    No date selected
    ноябрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates