Установление и укрепление эффективных связей между нашими странами является исторической необходимостью. Если заглянуть в историю, становится ясно, что великий поэт Захириддин Мухаммад Бабур заложил основы могущественного государства в XVI веке в Юго-Восточном регионе нынешнего Пакистана, Индии, Бангладеш и Афганистана, способствовал развитию культурного и духовного взаимодействия между народами.
Пакистан был в числе первых, признавших суверенный и независимый Узбекистан. И сегодня взаимоотношения двух стран получают новый импульс к развитию. Ведь их общая история и планы на будущее объединяют их во имя прогресса и процветания двух народов.
Пакистан - страна, которая по своему огромному политико-экономическому, военно-техническому и человеческому потенциалу, выгодному геополитическому положению, взвешенному внешнеполитическому курсу играет одну из главных ролей в региональной политике. В связи с этим всестороннее расширение многопланового взаимовыгодного сотрудничества с Пакистаном отвечает интересам Узбекистана.
Так, сегодня в Ташкенте и Исламабаде действуют посольства соответственно Пакистана и Узбекистана. Они призваны содействовать последовательному развитию взаимных дипломатических и других отношений, установленных в мае 1992 года. В парламентах обеих стран налажена деятельность групп дружбы. Сегодня политический диалог Узбекистана с этой важной республикой Южноазиатского региона имеет многоуровневый и регулярный характер.
С момента своего образования Пакистан прошел сложный и уникальный путь конституционно-правового развития. За этот период было принято три конституции, последняя из которых, принятая в 1973 году, действует в настоящее время.
В 2022-м Узбекистан и Пакистан отметили знаменательную дату - 30-летие установления дипломатических отношений. За эти годы последовательно развиваются торгово-экономические и культурные связи двух стран.
Так, в Ташкенте состоялся круглый стол «Конституционные реформы: опыт Узбекистана и Пакистана». Мероприятие организовано совместно с Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Институтом государства и права Академии наук Республики Узбекистан, Центром устойчивого развития и Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций.
Цель круглого стола - анализ опыта разработки и реализации конституционных реформ в Узбекистане и Пакистане, в том числе обмен мнениями по таким вопросам, как усиление роли средств массовой информации в жизни общества и государства, повышение правовой культуры населения.
Мероприятие организовано в офлайн- и онлайн-форматах. В нем приняли участие депутаты парламента Пакистана, эксперты, представители ННО и ученые-правоведы Узбекистана.
Вице-президент Ассоциации журналистов Пакистана, главный редактор газеты Ittehad Тахир Фаррух выступил с лекцией «Конституционные реформы в Пакистане: основные тенденции и перспективы развития» и отметил: «За последние шесть лет в развитии Узбекистана наметился значительный прогресс.
Были достигнуты определенные результаты в региональном и международном сотрудничестве. В частности, Узбекистан экономически стал одной из динамично развивающихся стран не только в Центральной Азии, но и Евразийском регионе. Это также проявляется в развитии региональных связей во внешней политике, в процессах укрепления взаимодействия между государством и обществом во внутренней политике».
По мнению эксперта, для последовательного продолжения преобразований проведение в стране конституционных реформ, безусловно, является естественной необходимостью. Подчеркнуто, что в конституционных поправках прежде всего сделан акцент на гарантии личных прав и свобод граждан исходя из национальных ценностей, в частности молодежи, являющейся основной частью населения страны.
За последние 50 лет в Конституцию Пакистана 1973 года вносились поправки 23 раза. И это неудивительно, ведь конституция любой страны является динамичным документом, в котором отображаются актуальные изменения в ответ на требования времени. К примеру, Индия, получившая независимость одновременно с Пакистаном, внесла 105 поправок в свой Основной закон.
В ходе мероприятия отечественные и зарубежные спикеры обменялись мнениями об особой важности повышения электоральной культуры населения и усиления роли средств массовой информации в реализации конституционных реформ.
В ходе дискуссии отмечено, что в Конституции РУз в новой редакции обозначены основополагающие приоритеты, касающиеся молодежной политики страны. Речь идет о совершенствовании социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития юношей и девушек, раскрытия их творческого потенциала в интересах всего общества, непосредственного участия в формировании и реализации политики и программ развития общества, единства прав и обязанностей, свобод и гражданской ответственности молодого поколения. Отдельным пунктом выделены правовая защита, включающая юридически закрепленные обязанности государственных и общественных организаций, объединений, предприятий по отношению к молодым гражданам, охрана достоинства личности в семье, трудовых и учебных коллективах по месту жительства.
Были озвучены основные принципы конституционной реформы в Узбекистане: «человек - общество - государство» и «Во имя чести и достоинства человека». Отмечено, что в проект Конституционного закона вносятся изменения и дополнения, касающиеся обеспечения конституционных гарантий и верховенства закона, защиты прав и свобод граждан, защиты экономических прав граждан, частной собственности, свободы экономической деятельности. Эти изменения послужат прочной правовой основой для будущей благополучной жизни нашего народа.
В свою очередь обеспечение конституционных прав граждан на свободу мысли, слова и убеждений является важным условием построения развитого демократического государства и сильного гражданского общества.
Все эти масштабные трансформации только в начале своего пути. Однако их закрепление в Конституции будет означать наступление второго, еще более важного этапа их реализации, в том числе посредством законодательной деятельности. Условием успеха начинаний станут и закрепленные в Преамбуле Конституции принципы внешней политики Узбекистана, в частности, стремление к укреплению и приумножению гармоничных, дружественных отношений Узбекистана с мировым сообществом, прежде всего с соседними странами, на основе взаимной поддержки, сотрудничества и уважения, мира и согласия.
В завершение мероприятия эксперты выразили уверенность в том, что принятие Конституции в новой редакции создаст прочную основу для стремительного развития государства и гражданского общества, дальнейшего повышения благосостояния народа. Избранный страной путь и достижения в процессе поэтапной закладки фундамента Нового Узбекистана являются практическими результатами воплощения в жизнь положений Конституции.
В целом современный динамизм двусторонних узбекско-пакистанских связей по обширному спектру направлений опирается на прочный фундамент взаимных связей, установленных за годы независимости.
Анастасия Боровикова.
«Правда Востока».
Фото Музаффара Абдуллаева.