В беседе с председателем Общенационального движения «Юксалиш» Бобуром БЕКМУРОДОВЫМ мы обсудили результаты проделанной в Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения работы и отметили самые значимые достижения Узбекистана.

- Бобур Мансурович, чем вам как общественному деятелю запомнился 2021 год? В каких сферах вы заметили наиболее стремительный прогресс?

- 2021-й, без сомнения, - год усердной работы. Узбекистан, как и весь мир, продолжает жить и трудиться в условиях пандемии. К новым реалиям пришлось адаптироваться и гражданам, и бизнес-структурам, и госорганам. В отличие от 2020-го, когда мало кто еще понимал, что такое COVID-19 и как ему противостоять, в 2021 году на смену жестким карантинным ограничениям пришли профилактические меры.

В апреле, когда в Узбекистане началась массовая вакцинация, в обществе бытовали разные мнения по этому поводу: порой разгорались споры и дискуссии о том, какую вакцину выбрать, стоит ли делать прививку. Примечательно, что в начале апреля мы провели небольшой опрос в мессенджере Telegram, и вариант «не буду вакцинироваться» выбрали 44 процента респондентов (8599 пользователей мессенджера). Конечно, мы понимали, что эти данные нельзя считать полноценным социологическим срезом.

Введение поправок в законодательство об обязательной профилактической вакцинации граждан отдельных категорий, расширение перечня предлагаемых вакцин, проведение разъяснительной работы среди населения активизировали процессы. В частности, наши специалисты совместно с врачами, экспертами ЮНИСЕФ выезжали в регионы и проводили открытые диалоги с лидерами общественного мнения, активистами махаллей, представителями молодежи, ННО, СМИ для выявления настроений на местах. Был сформирован список наиболее часто задаваемых вопросов, ответы на них в доступной форме распространялись в медиапространстве. Запущен и специальный чат-бот HealthBuddy+, посредством которого граждане могут своевременно получить достоверную информацию о COVID-19. Как результат, по состоянию на 25 декабря минимум одну дозу вакцины получили 87,3 процента населения, подлежащего вакцинации. Полный курс прошли 61,3 процента.

Несмотря на пандемию, значительные средства (в том числе и международных финансовых институтов, инвесторов) и усилия руководства страны были направлены на укрепление экономических основ. Бесспорно, невозможно представить развитие промышленности без энергетического потенциала.

К примеру, в конце августа в Карманинском районе Навоийской области запущена первая солнечная фотоэлектрическая станция мощностью 100 МВт, построенная компанией Masdar из ОАЭ. В ближайшие три года в регионе появятся солнечные и ветряные электростанции общей мощностью 800 МВт. В Ташкентской области ожидается подключение к единой электросети Узбекистана парогазовой электростанции мощностью 240 МВт и газопоршневой электростанции мощностью 230 МВт, проект реализуется турецкой компанией Aksa Enerji.

Существенные изменения внесены в законодательство о противодействии коррупции - как в плане усиления ответственности за коррупционные преступ­ления, так и предупреждения этого социально опасного явления. Отныне родственники лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, находятся под защитой государства. Ранее это право предоставлялось только лицам, непосредственно предоставившим информацию о таких случаях.

Одним из факторов противодействия коррупции считается обеспечение открытости госорганов. Так, в соответствующем Указе Президента от 16 июня прошлого года прописано: госорганы обязаны публиковать открытые данные о своей деятельности (по 33 пунктам Приложения № 1), в том числе о закупках, командировках, служебных автомобилях и жилье, а госпредприятия - о выплаченных дивидендах.

Ожидается разработка новой редакции законов о государственных секретах и об открытости деятельности госорганов.

В борьбе с коррупцией используется ресурс общественности и институтов гражданского общества. На эти цели направлен и запуск (пока в тестовом режиме) электронного ресурса eanticor.uz, через который граждане смогут сообщать о фактах коррупции. Кроме того, в 2021 году появилась и первая ННО, занимающаяся изучением коррупции и открытости, - аналитический центр «Узбекистонда очиклик ва шаффофлик» («Открытость и прозрачность в Узбекистане», Transparency Uzbekistan).

В числе приоритетных направлений 2021 года значились приватизация госпредприятий, активная поддержка предпринимательства и, конечно, углубление демократических реформ, прозрачность деятельности парламента, активизация в направлении административной реформы.

В то же время 2021-й был годом новых возможностей. Так, в ноябре Узбекистан стал участником расширенной схемы Всеобщей системы преференций Великобритании (GSP EF). Теперь мы можем экспортировать в эту страну свыше 7800 видов товаров по нулевой ставке пошлины, в частности, текстильную и сельскохозяйственную продукцию. В апреле для республики вступила в силу специальная система преференций Европейского союза GSP+. А значит, появились дополнительные возможности для увеличения торговли между ЕС и Узбекистаном, поскольку отменены тарифы на ряд важных экспортных товаров, таких как ткани, одежда и изделия из пластика.

- Какую оценку вы можете дать ходу реализации Госпрограммы-2021? В чем ее отличительные особенности?

- 2021 год - знаковый: завершилась реализация Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Мы постарались вовлечь экспертов и представителей общественности еще на этапе формирования проекта Госпрограммы. Через открытую платформу собирали мнения и предложения не только жителей страны, но и соотечественников за рубежом. Поступило более двух тысяч комментариев, обоснованных идей и инициатив, которые внесли в республиканскую рабочую группу. Большая часть предложений была учтена при составлении окончательного варианта документа.

Движение «Юксалиш» как субъект общественного контроля расширило формат и методы мониторинга хода исполнения Госпрограммы. Платформа Jamoatchilik.uz активно использовалась и в качестве инструмента в процессе изучения общественного мнения. Любой пользователь интернета может зайти на сайт и оставить комментарий об исполнении того или иного пункта Госпрограммы, в том числе на местах. Так мы получаем фидбек от граждан.

В целом центральный аппарат движения и наши региональные подразделения провели более 180 мониторинговых мероприятий, по итогам которых аналитическая информация поступила в Кабинет Министров и парламент. Общественные мониторинги в регионах также претерпели трансформацию в 2021 году, мы продолжили эту работу.

Конечно, с реализацией Госпрограммы не все идеально, есть над чем задуматься. Тем не менее наблюдается тенденция более дисциплинированного подхода госорганов к реализации положений важного документа.

По итогам десяти месяцев 2021-го предусматривалось осуществление 168 пунктов Госпрограммы. Из них 139 выполнены в отчетном периоде, сроки исполнения по шести - продлены. Проекты документов и предложений, разработка которых была определена в 16 пунктах Госпрограммы, внесены в Администрацию Президента Республики Узбекистан, а проекты нормативно-правовых актов по реализации шести пунктов находятся на рассмотрении палат Олий Мажлиса. Проект еще одного документа дорабатывается в Кабинете Министров. Кроме того, семь из 82 пунктов Госпрограммы, которые предусматривалось выполнить до конца года, уже выполнены.

Наши специалисты подводят итоги. В скором времени мы объявим общественности о результатах.

- Поделитесь наблюдениями за ходом реализации внешней политики в Узбекистане в 2021-м.

- В календаре 2021-го - государственные визиты Президента Шавката Мирзиёева в Республику Корея и Казахстан, визиты в Туркменистан, Таджикистан и Россию, участие в ряде саммитов. Помимо этого, госвизит лидера Кыргызстана, официальные визиты Президента Туркменистана, Премьер-министров Венгрии и Пакистана в Узбекистан. После каждых переговоров на высшем уровне подписаны весомые пакеты документов, предусматривающие наращивание взаимодействия по широкому спект­ру вопросов.

География поездок также подтверждает приверженность лидера Узбекистана развитию дружественных отношений с соседями по принципу «Главный приоритет внешней политики Узбекистана - Центральная Азия».

Одним из символов общности интересов, укрепления восприятия региона как целостного игрока на мировой арене, поиска совместного ответа на общие вызовы становятся Консультативные встречи глав государств Центральной Азии. В августе в Туркменистане состоя­лась третья встреча данного формата с участием всех лидеров стран региона.

Сложившаяся новая политическая атмосфера в регионе, проведение очередной Консультативной встречи глав государств Центральной Азии и принятие согласованного Совместного заявления доказывают, что процесс регионального сотрудничества приобрел устойчивый, поступательный и, что важно, необратимый характер, а сближение народов и стран Центральной Азии является объективной необходимостью.

В мае на пленарном заседании 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН единогласно принята предложенная Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым специальная резолюция об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий. Документ должен позволить консолидировать усилия и обеспечить согласованность проектов специализированных агентств, фондов и программ системы ООН в поддержку приоритетов регионального сотрудничества, интеграции и устойчивого развития.

Отдельное направление внешней политики в 2021 году - Афганистан. Несмотря на сложную ситуацию, Узбекистан не закрыл узбекско-­афганский транспортный узел, одним из первых отправил афганскому народу гуманитарную помощь. Кроме того, в Термезе открылся главный логистический центр ООН по оказанию помощи Афганистану. Несмотря на кризис, мы продолжаем поставлять электроэнергию в Афганистан в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями. В настоящее время Узбекистан покрывает 52 процента импорта электроэнергии Афганистана, что делает возможным работу социальных объектов.

- В 2021 году в республике состоялось крупнейшее политическое событие - выборы Президента. Как вы оцениваете уровень прошедшей избирательной кампании?

- Существенный интерес к выборам проявили не только граждане нашей страны. Свыше 900 представителей зарубежных государств и международных организаций участвовали в выборах в качестве международных наблюдателей. Это большая цифра, и очень серьезные организации прислали достаточно представительные делегации. К примеру, впервые в качестве наблюдателей на Президентских выборах в Узбекистане были директор БДИПЧ ОБСЕ Маттео Мекаччи и полная миссия Европарламента.

Значимость и во многом судьбоносность выборов осознавалась не только гражданами страны, но и внешними партнерами, организациями, странами. Они тоже понимали, что пишется история современного Узбекистана, который трансформируется, осуществляет переход к новому этапу развития.

Радует, что подавляющее большинство международных наблюдателей высоко оценили как организацию самих выборов, так и политическую активность граждан.

Выборы 2021 года можно назвать одними из самых демократичных в истории современного Узбекистана. Впервые была внедрена практика открытых политических дебатов. Если рассмат­ривать все с точки зрения закладывания фундамента публичной политики в Узбекистане, то их значение очень велико. Завоевание сердец и умов избирателей немыслимо без выхода политика в публичную сферу, где действуют практики состязательности оппонентов. Это и есть демократия.

Одна из отличительных черт - чрезвычайная активность в освещении хода выборов в медиапространстве и социальных сетях. К примеру, заседания ЦИК транслировались в онлайн-­режиме, решения комиссии оперативно публиковались на официальных веб-­ресурсах. При ЦИК и 14 окружных избирательных комиссиях были созданы пресс-центры, где журналисты оперативно получали достоверную информацию о выборах. Более того, 24 октября с 207 избирательных участков (это по одному участку в каждом районе и городе) в онлайн-режиме велось видео­наблюдение. Для освещения выборов Центральная избирательная комиссия аккредитовала около 1,5 тысячи представителей местных и свыше 220 зарубежных СМИ.

- По-вашему, насколько Узбеки­стан продвинулся в деле защиты прав человека за минувший год?

- Человек, его права и законные интересы - в центре всех преобразований в стране. Даже в праздничном поздравлении по случаю 29-й годовщины принятия Конституции Республики Узбекистан Президент предложил заменить ранее действовавший принцип «государство - общество - человек» на новый: «человек - общество - государство». Ключевым критерием экономических преобразований теперь стали интересы человека. Это важное условие построения действительно народного государства. Предусмотрено конституционное закрепление роли и статуса институтов гражданского общества, отражающее принцип «Общество - инициатор реформ».

Впервые за три десятилетия официально признана статистика бедности и используется комплексный подход в ее сокращении. Это показывает, что государство руководствуется принципом не закрываться от проблем, а признавать недостатки, работать над ними, находить конструктивные решения. Так, в разрезе махаллей и домохозяйств внед­ряется адресный подход: формируются «железная», «женская» и «молодежная» тетради.

Кроме того, в прошлом году впервые на глобальной правозащитной площадке выступил Президент Узбекистана. С момента создания Совета ООН по правам человека ООН в 2006 году лидеры лишь 20 государств напрямую обращались к делегатам ежегодных сессий главного правозащитного органа мира. Наша республика стала первой среди стран постсоветского пространства. Личное участие Президента демонстрирует высокую степень ответственности, с которой Узбекистан относится к своему членству в Совете ООН по правам человека в 2021-2023 годах.

Красной нитью через все выступление проходил важный посыл: достоинство человека неприкосновенно, уважать и защищать его - приоритет государственной политики Узбекистана. К примеру, в заявлении Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что пытки являются преступлением без срока давности и впредь будут жестко пресекаться, как и любые другие проявления бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. Серьезность намерений подтверждает готовность ратифицировать Факультативный протокол Конвенции ООН против пыток, а также пригласить в Узбекистан для совместной работы Специального докладчика ООН по пыткам.

В становлении нового Узбекистана центральная роль отводится обеспечению прав человека. Есть твердая политическая воля неуклонно продолжать демократические преобразования в полном соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в открытом диалоге и тесном сотрудничестве с международным сообществом.

О позитивных трансформациях в этом направлении свидетельствует и улучшение позиций Узбекистана в международных рейтингах и индексах. К примеру, благодаря вниманию, которое уделяется достижению гендерного баланса, оказанию всесторонней поддержки женщинам, готовым реализовать себя на политической или общественной работе, Узбекистан занял 45-е место в мировом рейтинге «Женщины в политике» по данным Межпарламентского союза. В отчете раскрыты данные о представленности женщин в парламенте и правительстве разных стран. Наша страна по этому показателю опережает не только центральноазиатские республики, но даже Германию, США, Канаду, Австралию.

В индексе верховенства права 2021 года, опубликованном World Justice Project 14 октября, Узбекистан поднялся на 14 позиций. Республика стала одной из трех стран, показавших наилучшие результаты в этом направлении.

- Спасибо за содержательное интервью. В завершение что бы вы пожелали нашим читателям в 2022 году?

- Благодарю активистов, единомышленников, волонтеров, партнеров за поддержку нашей деятельности. Только объединив усилия, мы сможем достичь намеченных целей, реформировать государство и общество. Уверен, 2022 год будет ярким и наполненным позитивными преобразованиями.

Команда Общенационального движения «Юксалиш» поздравляет сограждан, соотечественников за рубежом с 2022 годом!

Новый год - время открытий. Всегда будьте первыми! Пусть все самые смелые идеи и начинания воплотятся в жизнь.

Мечтайте, дерзайте, творите! Если верить в себя и людей, которые рядом, можно покорить самые высокие вершины.

Беседовала
Евгения Юн.
«Правда Востока».