Согласно прогнозам, в текущем году экономический рост в регионе Европы и Центральной Азии может замедлиться до 3,3% по сравнению с 3,5% в 2023 году, а в 2025 году затормозиться до 2,6%. Это намного ниже среднегодового показателя 2000-2009 годов, составившего 5,1%.
Страны региона успешно справились с недавними шоками, вызванными высокой инфляцией, последствиями российского вторжения в Украину и медленным повышением уровня экономической активности в Европейском Союзе, ключевом экспортном рынке региона.
В настоящее время основой экономического роста в развивающихся странах Европы и Центральной Азии является частное потребление, опирающееся на рост заработной платы, государственные выплаты населению и замедление инфляции.
Приток денежных переводов также превысил уровни, наблюдавшиеся до начала пандемии COVID-19. Они продолжают вносить вклад в рост экономики в странах Западных Балкан, Южного Кавказа и Центральной Азии.
В 2024 году среди более чем 20 стран региона наибольший рост ВВП наблюдается в Грузии (7,5%), Таджикистане (7,2%), Узбекистане (6%), Кыргызской Республике (5,8%) и Армении (5,5%).
Прогнозы на 2025 год указывают на то, что Узбекистан может стать лидером экономического роста в регионе, с ожидаемым увеличением ВВП на 5,8%.
Специальный раздел доклада посвящен роли человеческого капитала как одного из факторов экономического роста в странах региона Европы и Центральной Азии. Отмечается, что для ускорения роста производительности в долгосрочной перспективе им необходимо существенно повысить качество среднего и высшего образования.
На всех уровнях системы образования региона обеспечен широкий охват населения образованием. Проблема заключается в качестве образования, которое в последнее время снижается. Так, за последние 10 лет резко сократилось количество баллов, которые учащиеся из стран региона набирают в тестах Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Она оценивает способности 15-летних школьников.
Неудовлетворительное качество базового (начального и среднего) образования особенно заметно в случае учащихся из неблагополучных семей в странах региона. Среди недостатков систем высшего образования доклад называет устаревшую учебную программу в вузах региона, нехватку инвестиций в их оборудование и инфраструктуру, а также несоответствие знаний и навыков учащихся потребностям рынка труда.