В частности, предложение о создании единой площадки электронной торговли на пространстве СНГ с принятием соответствующей «дорожной карты», выдвинутое Президентом Ш.М.Мирзиёевым в ходе заседания Совета глав государств Содружества, способно придать новый импульс экономическому развитию на современном этапе.
Анализ мировой практики применения информационных технологий и использования площадок электронной торговли в повседневных торговых операциях показывает, что они могут значительно расширить возможности для международной торговли с наименьшими издержками.
В период пандемии востребованность площадок онлайн торговли особенно возросла. Это можно видеть на примере роста спроса на услуги таких площадок электронной торговли, как «Алибаба» и «Амазон», выручка которых в первом квартале 2020 года выросла в среднем на 20%. В этих условиях развивающиеся страны активизируют работу по цифровизации торговых процессов.
Следует отметить, что инициатива Узбекистана о создании единой площадки электронной торговли на пространстве СНГ по сути является практической реализацией соглашений и договоренностей, принятых в рамках Содружества.
В частности, в Стратегии экономического развития СНГ до
2030 года и Соглашении о взаимодействии в области цифрового развития общества, принятых в период председательствования Узбекистана в СНГ в этом году, цифровизация взаимной торговли, развитие системы электронных торговых площадок рассматриваются в качестве приоритетных задач.
В них подчеркивается важность создания благоприятной среды для развития коммерческой деятельности в рамках существующих в странах Содружества электронных форматов.
На данном этапе практически во всех странах СНГ созданы электронные торговые площадки, которые в основном работают на внутренний рынок, но их услугами мало пользуются другие страны Содружества.
В этих условиях, реализация инициативы Узбекистана позволит решить целый ряд ключевых задач развития всех стран Содружества. Прежде всего, будет обеспечиваться сопряжение национальных технологических стандартов при реализации межгосударственных проектов цифрового развития. Продолжится упрощение и расширение возможностей, как для взаимной торговли между государствами, так и для экспорта продукции стран СНГ на рынки третьих стран.
Ключевым моментом станет решение вопросов по созданию сети совместных хранилищ продукции и товаров, которые будут выставляться на электронной торговой площадке для выполнения в короткие сроки заказов по их доставке покупателям. То есть продукция и товары будут храниться и находиться в готовности к отгрузке на максимально коротком расстоянии от потенциального покупателя.
Самое главное, появятся дополнительные удобства для местных и иностранных заказчиков в поиске товаров от оптовых поставщиков и налаживании с ними деловых связей.
Таким образом, для производителей и поставщиков единая электронная торговая площадка станет дополнительным каналом сбыта и местом для расширения сети дилеров и дистрибьюторов. Предприниматели на площадке смогут создать интернет-магазин и разместиться в каталоге поставщиков своей страны и СНГ в целом.
Для оптовых заказчиков – это доступ к базе производителей, удобный и быстрый поиск поставщиков товаров и услуг без множества посредников. В итоге, площадка будет содействовать развитию производства, торговли и экспорта стран СНГ для объединения на одном пространстве всех игроков оптового рынка и услуг.
Следует отметить, что инициатива Узбекистана о создании единой площадки электронной торговли на пространстве СНГ с принятием «дорожной карты» по развитию электронной торговли отвечает приоритетам внутренней политики Узбекистана.
Как известно, Постановлением Президента «О мерах по ускорению развития электронной коммерции» была утверждена Программа мер по развитию электронной коммерции на
2018-2021 годы. В рамках данной Программы была создана национальная платформа электронной торговли, а также ведется активная работа по развитию международного сотрудничества в сфере электронной коммерции, в частности трансграничной электронной торговли со странами Центральной Азии.
В настоящее время в Узбекистане функционирует электронная внешнеторговая площадка АО UzTrade (tradeuzbekistan.com) при Министерстве инвестиций и внешней торговли, на которой любое предприятие или компания может создать собственную страницу с информацией о своей продукции.
Кроме того, в республике также функционируют торговые онлайн-площадки в области «business to business - B2B» (universal.uz), торговли текстильной (uzbtextile.com, etextile.uz), сельскохозяйственной (agrosale.uz) продукцией и др.
С учетом этого можно отметить, что реализация инициативы Президента Ш.М.Мирзиёева станет значимым событием не только для Узбекистана, но для других стран СНГ, так как у этого рынка с населением почти 300 миллионов человек пока нет своей единой площадки для онлайн торговли.
Создание предлагаемой площадки электронной торговли предоставит возможность использовать инновационные методы для расширения международной торговли с наименьшими издержками и оптимизации бизнес-процессов в пространстве СНГ. В свою очередь, рост взаимной торговли стран СНГ только улучшит отношения народов и укрепит мир на пространстве Содружества.
Аброр Мадимаров,
ведущий научный сотрудник Института стратегических и
межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан.