В своем выступление Глава Узбекистана не только оценил текущую ситуации в Афганистане, но и озвучил приоритетные задачи, способствующие достижению мира и стабильности в стране.
Ш. Мирзиёев заявил, что сегодня в Афганистане сформировалась новая реальность и приход к власти талибов это свершившейся факт. В этой связи, Глава Узбекистана подчеркнул необходимость выработки согласованных подходов относительно ситуации в Афганистане.
Подчеркнуто, что во взаимодействие с новыми властями Афганистана важно руководствоваться следующими ключевыми принципами:
1) широкое политическое представительство всех слоев афганского общества в государственном управлении;
2) недопущение превращения Афганистана в источник угроз международного терроризма и наркобизнеса;
3) обеспечение прав женщин и национальных меньшинств.
Глава Узбекистана также акцентировал внимание участников Саммита на недопущении гуманитарного кризиса. В этой связи, Ш. Мирзиёев отметил необходимость продолжить социально-экономическое содействие Афганистану, а также разморозить его государственные активы, находящиеся
в зарубежных банках.
Для всестороннего обсуждения политического урегулирования ситуации в Афганистане, Президент Узбекистана инициировал проведение регулярных встреч высокого уровня в формате «ШОС и Афганистан», отметив готовность провести первое совещание в Ташкенте.
Как показывает изучение, видение Президента Узбекистана решения кризиса в Афганистане является стратегическим, а также основанным на глубоком анализе
и понимании ситуации, перспектив ее развития. Об этом свидетельствует следующее:
первое, игнорирование действующих властей Афганистана будет способствовать дальнейшей эскалации ситуации в стране - возникновению гуманитарного кризиса, активизации деятельности террористических организаций, началу новой гражданской войны, формированию различных групп стран по интересам, что отдалит перспективу достижения мира в Афганистане;
второе, для обеспечения инклюзивного политического процесса, достижения общенационального согласия в Афганистане, а также сохранения сложившихся торгово-экономических, транспортно-логистических и энергетических связей необходимо установить диалог с новыми властями Афганистана.
Осознав это, несмотря на изначальную «антиталибскую риторику» большинство региональных и мировых держав, вовлеченных в урегулирование ситуации в Афганистане, поэтапно начинали взаимодействовать с Движением «Талибан».
Третье, регулярные контакты на высшем уровне в рамках ШОС могут оказать существенное влияние на практическое решение афганского вопроса. ШОС в этом плане является уникальной Организацией, где представлены практически все страны, заинтересованные в достижении мира и стабильности
в Афганистане - это страны Центральной Азии, Китай, Россия, Пакистан, Индия (полноправные члены), Иран (наблюдатель), Турция (партнер по диалогу).
Вышеуказанные страны на сегодня являются основными торгово-экономическими партнерами (83% от общего объема торговли), обеспечивают энергетическую (80% импортируемой электроэнергии) и продовольственную безопасность Афганистана.
В целом, инициативы и предложения Узбекистана, озвученные Президентом Ш. Мирзиёевым на саммите ШОС еще раз демонстрирует, что Узбекистан остается твердо приверженным поддержанию дружественных и добрососедских отношений с Афганистаном, заинтересован в скорейшем разрешении кризиса в Афганистане и установлении долгосрочного и устойчивого мира в этой стране.
Бахтиёр Мустафаев,
заместитель директора Международного института Центральной Азии.