Дело в том, что в Указе Президента «О мерах по поддержке деятельности хлопково-текстильных кластеров, коренному реформированию текстильной и швейно-трикотажной промышленности, а также дальнейшему повышению экспортного потенциала сферы» от 10 января 2023 года намечена задача увеличить экспортный показатель в 2,6 раза. Поэтому в системе проведена последовательная работа по продвижению продукции на внешние, в том числе американский, рынки под маркой Made in Uzbekistan.
По имеющимся данным, в 2022-м из Азии в США экспортировано тканей и полотна более чем на 5,5 млрд долларов. Это создало текстильным предприятиям широкие возможности. Международный социальный сертификат WRAP (Worldwide Responsible Accredited Production) выполняет роль входного билета на данный рынок.
Почему текстильные предприятия стремятся получить этот сертификат? Прежде всего наблюдается большой спрос со стороны заокеанской страны. То есть США в год импортируют текстильной продукции на 100 млрд долларов, что намного больше потребностей государств Евросоюза. Тем более здесь находятся самые престижные и известные торговые бренды.
При содействии Ассоциации «Узтекстильпром» свыше десяти текстильных компаний Узбекистана стали обладателями сертификата международного стандарта WRAP. В настоящее время еще девять компаний (Samarkand Apparel, Haj Tex, Gurlan Global Teks, Sangzor Tekstil, Tang Group, Hamza Expo Art Textile, Xojaobod Fayz-M и Realtex) находятся в стадии получения такого сертификата. Uztex Group стала первым предприятием в Узбекистане, а также в Центральной Азии, получившим данный стандарт.
Недавно старший директор по обеспечению соответствия Хонг Мэй вручила сертификаты WRAP руководителям еще двух предприятий.
- День ото дня повышается потенциал Узбекистана на мировом рынке, - отметила Х. Мэй. - У узбекистанских предпринимателей есть все возможности выхода на рынки США. Сертификаты WRAP открывают двери и на рынки Европы. А это в свою очередь привлекает мировые бренды, обеспечивает их присоединение к цепочке сотрудничества.
Сертификат WRAP - один из сложных. Его наличие - приверженность ведения бизнеса этическим и высоким стандартам и нормам. Основывается на 12 принципах, таких как соблюдение законов и правил на рабочем месте, запрет принудительного и детского труда, компенсация и льготы в соответствии с законом, режим работы, здоровье и безопасность, свобода ассоциации и ведение коллективных переговоров, обеспечение чистоты окружающей среды, таможенное соответствие, и других.
Существует три уровня сертификации WRAP - серебряный, золотой и платиновый. Срок действия сертификата silver - шесть месяцев, gold - год. Если три года подряд предприятие получает золотой сертификат, оно будет удостоено сертификата platinum. Пока самый высокий показатель узбекистанских предприятий - сертификат уровня gold.
Внедрение международных стандартов на предприятиях текстильной отрасли стимулирует развитие торговых отношений между странами, устраняет барьеры в международной торговле, положительно влияет на эволюцию бизнеса в рамках улучшения системы управления и контроля.
- Рады, что первыми в Центральной Азии стали обладателями важного для нашей деятельности международного сертификата, - говорит руководитель компании Uztex Group Шавкат Мирсалихов. - Это большие возможности. Отныне можем сотрудничать с известными брендами международного уровня, а также открывать свои торговые точки, расширять деятельность.
В нашей стране уделяется особое внимание всесторонней поддержке предприятий-импортеров, созданию благоприятных условий для их деятельности. В том числе Агентством продвижения экспорта выделяются субсидии предприятиям - обладателям таких сертификатов, что также мотивирует предпринимателей к достижению новых целей.
- Вот уже десять лет ведем деятельность в текстильной промышленности, - продолжает Ш. Мирсалихов. - Компанию хорошо знают на европейских рынках и СНГ. А теперь наша продукция востребована и в США. Это возлагает большую ответственность на коллектив.
Специалисты отмечают, что в последние годы растет интерес зарубежных потребителей на узбекские полотна и готовые изделия. Вместе с тем 2023-й стал годом настоящих испытаний для производителей текстиля. Почему? С одной стороны, влияние пандемии на экономику многих стран (в том числе Китая) и снижение спроса на хлопково-текстильную продукцию. А с другой - повышение интереса к узбекской текстильной продукции позволило изменить бизнес-политику предприятий и пересмотреть требования к ее качеству.
Ранее популярным считался бизнес по производству готовых изделий. Сегодня же увеличивается количество вертикально интегрированных предприятий.
Предоставление дополнительных льгот для расширения выпуска готовой продукции путем перехода на хлопково-кластерную систему способствовало заметному увеличению числа холдингов, охватывающих весь цикл текстильного производства.
Согласно статистическим данным, по итогам 11 месяцев 2023-го объем экспорта текстильной продукции заметно вырос по сравнению с предыдущим годом. То есть экспорт пряжи увеличился на 30,6 тысячи тонн, полотен - на 238 млн квадратных метров. Рост производства готовой продукции - более 122 процентов.
Кроме того, с началом деятельности в стране таких организаций, как Better Work и Better Cotton, узбекские текстильные изделия вошли в сеть из более чем 27 мировых брендов. Расширение льгот GSP+ позволило повысить объемы экспорта, в частности, в Германию, Польшу и Италию. В результате цифровизации промышленности и популяризации электронных торгов в 2024 году намечено повысить экспорт дополнительно на миллиард долларов. А отмеченные выше достижения предприятий отрасли служат дальнейшему расширению их возможностей.
Дилшод Улугмуродов.









