Что касается Узбекистана, то через нашу страну проходят основные транзитные коридоры, соединяющие Евразийский континент. Общая протяженность основных линий АО «Узбекистон темир йуллари» - свыше 7500 километ­ров. По объемам грузооборота в мире Узбекистан входит в число стран-­лидеров. И сегодня, когда страна отметила 29-летие независимости, мы не могли не рассказать об успехах данной отрасли. 

С первых дней обретения республикой суверенитета железнодорожной отрасли уделяется пристальное внимание. Чтобы увидеть это, достаточно обратиться к хронологии.

Листая страницы истории, вспоминаем: первым крупномасштабным проектом стало строительство железной дороги Навои - Учкудук - Султонувайстаг - Нукус. Несмотря на сложную в то время экономическую ситуацию, данный проект в 2001 году был успешно реализован. Благодаря этому достигнута связь северных регионов с центром нашей республики. Кроме того, Хорезмскую область с другими регионами страны связал тогда впервые совмещенный автодорожный и железнодорожный мост, возведенный над рекой Амударья.

А железнодорожная линия Ташгузар - Байсун - Кумкурган, которая пересекает горный хребет высотой 1800 метров?! Данный проект в буквальном смысле пробил сквозь горы путь к новым возможностям в развитии экономики страны.

Выполненные работы в непростых природно-климатических условиях доказали: нет ничего невозможного. Благодаря этому проекту сформирован Трансафганский железнодорожный коридор. Его логическим продолжением стало строительство первой в истории Афганистана 75-километровой железнодорожной магистрали Хайратон - Мазари-Шариф. Это послужило началом реализации нового транспортного проекта - строительства железной дороги Мазари-­Шариф - Кабул - Пешавар с выходом на Пакистан, Индию и далее на Юго-Восточную Азию. Так называемый Кабульский коридор позволит государствам Южной Азии получить возможность выхода на рынки СНГ и Европы. В настоящее время в рамках пятисторонних встреч главы железнодорожных ведомств Узбекистана, Афганистана, России, Казахстана и Пакистана уже приступили к его обсуждению, создана рабочая группа по реализации проекта.

Запомнился и 2008 год. Тогда был подписан контракт с испанской компанией «Тальго» на приобретение двух высокоскоростных пассажирских электропоездов. Таким образом в Цент­рально-Азиатском регионе впервые организуется движение в режиме ускорения. И в октябре 2011-го первый высокоскоростной маршрут пролегал от Ташкента до Самарканда. В настоящее время в Узбекистане курсируют четыре поезда Afrosiyob в Бухару, Карши и Шахрисабз. В ближайшие два года планируется поставка еще двух составов. Кстати, сегодня современная высокоскоростная техника этой модификации эксплуатируется лишь в восьми странах мира.

Нельзя не упомянуть и о 2015 годе, который ознаменован началом проекта «Строительство первого этапа линии Бухара - Мискен». Торжественное открытие новой железной дороги состоялось в 2018 году. В перспективе по этому направлению планируется движение высокоскоростных поездов Afrosiyob. Это в свою очередь позволит создать благоприятные условия для нового туристского маршрута, оптимизировать существующие туры, объединяющие в единое транспортное направление города Ташкент, Самарканд, Бухару и Хиву.

Плодотворным на успехи был и август 2016-го. Тогда состоялся пуск электрифицированной железнодорожной линии Ангрен - Пап (протяженность 123 км 100 м с тоннелем в 19,1 км), пролегающей через горный массив со сложным рельефом на высоте 2200 метров над уровнем моря. Потенциал дороги, строительство которой велось совместно с китайскими партнерами, раскрывает новые горизонты. Не случайно в народе железную дорогу Ангрен - Пап назвали дорогой жизни. Этот отрезок пути - неотъемлемая часть транзитного коридора Китай - Цент­ральная Азия - Европа.

Запоминающимся стало и 29 августа, когда в преддверии 29-летия независимости Узбекистана введены в эксплуатацию две новые станции метро «Туркистон» и «Юнусобод» на продленной Юнусабадской ветке Ташкентского метрополитена и отрезок новой кольцевой линии надземного метро (эстакадного), которое, к слову, на сегодня является единственным в Центральной Азии.

Жителям и гостям Ферганской долины (а это три области региона) 30 августа 2020 года запомнится как историческая дата. В этот день состоялся запуск первого пассажирского поезда по кольцевой железнодорожной линии Золотой долины общей протяженностью 331,6 километра. В ходе реализации проекта строительства линии Ангрен - Пап в 2016 году была электрифицирована железная дорога в Андижан через Коканд и Маргилан. В 2019-м завершился второй этап проекта - электрификация железной дороги Пап - Наманган. И в конце августа текущего года, замкнув кольцевую, завершились работы третьего этапа - электрификация железной дороги Наманган - Андижан. Теперь в регионе для удобства жителей будут курсировать пригородные электрички. 

Стоит отметить, что за годы независимости в Узбекистане заложены основы тяжелого машиностроения. В частности, промышленно-производственная отрасль сегодня - это УП «Узтемир­йулмаштаъмир» и его дочерние предприятия - Литейно-механический завод и Андижанский механический завод, АО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов», ОАО «Узремвагон», АО «Ташкентский механический завод», ОАО «Ташжелдорпроект», ОАО «Узжелдорконтейнер», УП «Узбекжелдорэкспедиция», АО «Йулрефтранс» и другие. А также два крупных строительных треста «Куприккурилиш» и «Узтемирйулкурилишмонтаж».

Свой вклад в развитие инфраструктуры железнодорожной отрасли вносит и узбекско-китайское совместное предприятие UzXCMG, образованное на базе экскаваторного завода в Ургенче. Его основная деятельность - выпуск разных видов гидравлических экскаваторов и бульдозеров, а также строительной техники, которая широко применяется в строительстве при реализации крупнейших проектов.

Для дальнейшего расширения производственных мощностей промышленных предприятий машиностроительной, вагоностроительной, автомобилестроительной, химической, нефтегазовой и строительной отраслей, создания собственного металлургического комплекса за счет организации современного сталеплавильного производства с использованием местного сырья осуществляется реализация инвестиционного проекта «Строительство горно-металлургического комплекса на базе месторождения Тебинбулак».

УП «Куприккурилиш», которое также входит в состав АО «Узбекистон темир йуллари», на сегодня является флагманом узбекского мостостроения. Результаты данного предприятия - сданная в эксплуатацию в 2015 году крупнейшая транспортная развязка на пересечении улиц имени Гафура Гуляма и Абдуллы Кадыри, путепроводы на пересечении улиц имени Мукими и Шота Руставели, возле станций метро «Новза» и «Мирзо Улугбек», дорожная развязка на площади Актепа, реконструкция железнодорожных и автопутепроводов, пересекающих улицу Тараккиёт, трехуровневая дорожная развязка на пересечении Ахангаранского шоссе и улицы имени Махтумкули.

Сейчас продолжается работа по возведению уникальной надземной (эстакадной) кольцевой линии Ташкентского метрополитена, которая призвана улучшить логистические задачи и разгрузить автопоток. Расстояние пролегающей по периметру столицы линии почти 55 км, на ней будут расположены 35 станций. Строительство линии началось в 2017 году. На первом отрезке «Дустлик-2» - «Куйлик» протяженностью 11 км построено семь станций.

На Ташкентской кольцевой линии метро уже начали курсировать современные и высококачественные вагоны из России. Планируется приобретение более 45 подобных поездов.

На специалистов отрасли возложена задача и по строительству современного аэропортового комплекса гражданской (деловой) авиации (с пропускной способностью 1000 пассажиров в час), который планируется сдать в эксплуатацию в 2021 году.

За годы независимости железные дороги Узбекистана доказали и продемонстрировали мировому сообществу свой потенциал, смогли сохранить статус безопасного вида перевозок пассажиров и грузов, гордо поддерживают звание надежного партнера. Оснащенность современными техническими средствами, географическое расположение - все эти факторы делают узбекские железные дороги важнейшим связующим звеном в международном сообщении.

Происходящие в современном мире политические и экономические изменения диктуют необходимость разработки и освоения новых эффективных маршрутов, связывающих крупнейшие международные рынки: имеют стратегическое значение в обеспечении транспортных связей Китая, Японии со странами СНГ и Европой. Именно Узбекистану принадлежит особое место в возрождении исторического Шелкового пути.

Расширяя контакты на международном уровне, АО «Узбекистон темир йуллари» наладило эффективное сотрудничество с коллегами из других государств и организаций Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ. С 1993 года акционерное общество является членом Организации сотрудничества железных дорог. Кроме того, АО «Узбекистон темир йуллари» участвует в деятельности ряда международных организаций, комиссий, программ. Среди его деловых партнеров - в том числе ведущие представители международных финансовых институтов.

Достичь подобных высот без постоянной поддержки отрасли со стороны государства было бы сложно. Главное, не останавливаться на достигнутом. Ведь впереди еще множество задач и проектов.

Оксана Малосабирова.
«Правда Востока».

Индира Ризаметова.
Начальник отдела информационно-аналитического медиацентра АО «Узбекистон темир йуллари».